Главная / это Архив / в Мире / в России / Справок больше нет

Справок больше нет

В России вступает в действие программа электронного оборота документов в федеральных ведомствах. После вступления в действие электронного документооборота и граждане, и бизнес избавляются от необходимости сбора множества справок, которые нужны им для получения документов в федеральных органах власти. Если такие данные уже есть в электронном виде, то чиновники должны обмениваться ими сами. По сути, это революция в жизни русской бюрократии всех уровней - отбирается уникальная возможность отказать человеку под предлогом отсутствия нужной бумажки.

Ежегодно в различные ведомства поступает свыше 80 миллионов обращений граждан, и все они требуют ответа. Это приводит и к дополнительным государственным затратам, и к очередям. Электронные возможности пока ограничены, в первую очередь, существующими взаимоотношениями между самими министерствами и ведомствами. «Нет единой технической политики, нет единых форматов предоставления документов, кто-то работает, условно говоря, в Эппле, кто-то работает в Ворде. И поэтому документы могут быть и не совместимы друг с другом после пересылки их по каналам связи», - объясняет председатель совета Российской ассоциации электронных коммуникаций Михаил Якушев.

Эта проблема и приводила к тому, что сбором дополнительных документов занимались сами граждане. Но с вводом системы «электронного правительства» правила изменятся. Новая электронная система межведомственного взаимодействия не только решит вопрос очередей, но и позволит эффективно бороться с коррупцией.

Исключение из правила

Российское правительство уже с 1 июля намерено ввести эту практику во всех регионах, но готовы ли к этому к этому местные власти? Тут следует уточнить, что из нового правила есть небольшое исключение. По-прежнему необходимо будет предоставлять в органы власти так называемые «документы личного хранения», если они требуются для предоставления услуги. Речь идет, например, о паспорте, свидетельстве о рождении, документах об образовании или рабочем стаже. Остальные же «бумаги», а их может быть до нескольких сотен видов, орган власти, в который обратился гражданин, будет получать в электронном виде через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Уже действуют ключевые элементы инфраструктуры электронного правительства, в том числе единая система идентификации, в которой регистрируются все «общающиеся» между собой чиновники и их информационные системы. Работа в системе «электронного правительства» потребует от чиновников больше внимания, поскольку с ее внедрением возрастет оборот документов.

Рублем по саботажу

Однако эксперты волнуются, что «на местах» среди чиновников могут оказаться и те, кто будет саботировать внедрение электронного обмена сведениями и продолжит действовать так, как удобно им, а не гражданам - «рекомендовать» самим сходить за справкой, затягивать сроки, ссылаясь на то, что якобы «система не работает».

Законодатели предусмотрели ряд мер, которые будут стимулировать таких нерадивых сотрудников меняться к лучшему. Во-первых, чиновники, которые по различным причинам не будут готовы использовать систему электронного взаимодействия, будут это делать «бумажным» образом, что более трудоемко. Во-вторых, срок ответа на запрос между ведомствами установлен в пять дней, если не оговорено иное. С бумажными запросами и ответами этот срок соблюсти будет затруднительно. И, в-третьих, в Кодекс об административных правонарушениях введена специальная статья, предусматривающая для должностных лиц существенные штрафы за нарушение законодательства о государственных и муниципальных услугах. Например, отказ в рассмотрении жалобы на порядок предоставления услуги может «стоить» чиновнику до 30 тысяч рублей.

Павел Святенков, политолог:

- Практика показывает, что человеческий фактор, во всяком случае в России, может испортить самую лучшую электронную систему. Если не внедрить систему контроля, то может получиться, что деньги будут потрачены зря. «Электронное правительство» даст сбой, и люди не будут им пользоваться в силу его неэффективности.

Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, кандидат юридических наук:

- Сама идея перехода на электронный документооборот прогрессивна. «Электронное правительство» позволяет минимизировать общение человека с чиновником, а значит, снижает коррупционные риски. Именно по этой причине реализация данной программы неоднократно срывалась. Требовались очень серьезные усилия власти, чтобы пресечь саботаж со стороны бюрократического корпуса.

Источник: www.vkonline.ru