Мировая пресса

Обыски в домах лидеров оппозиции могут лишь активизировать протестное движение (инопресса)

В день проведения в Москве новой масштабной протестной акции западная пресса обсуждает предпринятые вчера Кремлем превентивные меры. Чего хотят добиться власти обысками у оппозиционных лидеров — охладить или радикализировать протестное движение?

Leonid Lebedev/Associated Press

В день проведения в Москве новой масштабной протестной акции западная пресса обсуждает предпринятые вчера Кремлем превентивные меры. Чего хотят добиться власти обысками у оппозиционных лидеров — охладить или радикализировать протестное движение? Акция протеста во вторник станет испытанием на прочность как для протестующих, так и для властей, полагают обозреватели.

Кремль усилил давление на российское движение оппозиции, обыскав в понедельник утром квартиры нескольких ее лидеров в преддверии масштабной демонстрации в центре Москвы во вторник, пишет Эллен Барри в The New York Times.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы, сказал, что новый суровый закон против протестов был принят потому, что «власти обеспокоены нападениями на ОМОН 6 мая».

«Ситуация кардинально изменилась, — сказал он. — Два года назад не было опасности, что протесты радикализируются, а теперь эта опасность существует».

В Вашингтоне представитель Госдепартамента осудила серию шагов, предпринятых российским правительством, включая принятие закона о протестах, скоординированные обыски и повестки лидерам оппозиции на допрос во вторник, что, по ее словам, «явно было направлено на то, чтобы увести их с улиц во время демонстрации».

«Вместе взятые эти меры поднимают серьезные вопросы о произвольном использовании правоохранительных органов для подавления свободы слова и собраний», — сказала представитель Госдепа Виктория Нуланд. По ее словам, американский посол на этой неделе поднимет этот вопрос во время переговоров с российскими чиновниками.

Акция протеста во вторник станет испытанием на прочность как для протестующих, так и для властей. Организаторы едва ли могут предсказать, какой будет явка, получаемая в основном благодаря социальным сетям. Некоторые лидеры были так уверены, что волна протестов спадает, что не пришли на мероприятие 6 мая, и были шокированы, что оно собрало десятки тысяч.

«Может произойти так много всего, что задавать жесткие условия бесполезно, — сказал Александр Рыклин, который в понедельник провел организационную встречу. — Мы же не верили, что начнется новая волна репрессий, так ведь? Давайте вернемся в настоящее. В Москве сегодня начала работу репрессивная машина».

Как сообщает Der Standard, оппозиция подвергла обыски жесткой критике. По словам правозащитника Льва Пономарева, приводимым в статье, обыски должны были разозлить и радикализировать оппозицию, чтобы запланированный мирный протестный марш вышел из-под контроля.

По мнению австрийского политолога и эксперта по России Герхарда Манготта, последние действия российского правительства говорят о «сильной нервозности и некоторой утрате связи с реальностью». По его прогнозам, обыски в квартирах ведущих оппозиционеров приведут к возрастанию числа участников запланированной акции. По словам Манготта, действительно оттолкнуть людей от участия в демонстрациях могли бы столкновения с полицией, спровоцированные радикальными элементами, или подавление протестов с помощью военной силы.

В статье также подчеркивается, что тема обысков становится острее с учетом недавнего ужесточения закона о митингах.

Александр Виннинг в блоге Los Angeles Times приводит спектр мнений экспертов по поводу проведенных у лидеров оппозиции обысков.

«Я считаю обыски актом запугивания. Не было никакой необходимости обыскивать дома лидеров оппозиции в разгар праздников», — сказал в интервью Валерий Борщев, адвокат и активист Московской Хельсинкской группы.

«Это показательно на фоне недавно принятого закона о митингах, увеличивающего штрафы для демонстрантов, — добавил он. — Власти хотят послать сигнал, чтобы напугать общество, показать, что все, кто нарушает новый закон, будут допрошены».

Некоторые аналитики интерпретировали действия правительства как попытку избежать повторения насилия 6 мая, когда протестующие и полиция бросали друг в друга камни и куски асфальта.

«Цель этих обысков заключалась в том, чтобы предотвратить массовые беспорядки», — сказал Сергей Марков, кремлевский советник и проректор РЭУ им. Плеханова, назвав обыски «легитимными».

Но Андрей Кортунов, президент фонда «Новая Евразия», сказал в интервью, что обыски также отражают стремление властей усилить свой контроль над обществом, которое последнее время переживало нечто вроде политического пробуждения.

«Сезон выборов принес с собой повышение политической сознательности, — сказал он о протестах, начавшихся в прошлом году со спорных выборов в парламент. — Теперь, когда выборы закончены, власти хотят вернуться к нормальной жизни». Но, по его словам, «их действия вполне могут привести к радикализации протестного движения».

InoPressa.ru

***

По теме

Back to top button