Общество

Оценка итогов состоявшихся 4 марта выборов Президента РФ

4 марта сотрудники аппарата уполномоченного по права человека проверяли сообщения о нарушениях избирательного законодательства, поступающих на «горячую линию», организованную омбудсманом. В обзоре — оценки и комментарии Ирины Анатольевны Скуповой.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
5 марта 2012 Г.

4 марта 2012 года в ходе выборов Президента Российской Федерации на территории Самарской области Уполномоченным по правам человека были организованы «горячая линия» по приему информации, имеющей признаки нарушения избирательных прав граждан и мониторинг подобной информации, размещенной на интернет-ресурсах. Кроме этого осуществлялось взаимодействие с ГУ МВД по Самарской области с целью оперативного реагирования на нарушения прав граждан в ходе голосования.

Результаты выездных проверок поступивших сведений позволяют сделать следующие выводы.

1. Информация о нарушениях в организации голосования за пределами избирательного участка подтверждалась в отдельных случаях. Так, на участке № 854 (Октябрьский район г.о. Самара) членам комиссии с правом совещательного голоса перед опечатыванием переносных урн и выездом не предъявили для ознакомления реестр заявлений для голосования вне помещения, а также не предоставили возможности ознакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений.

Информация о нарушениях на участке № 594 (Промышленный район г.о. Самара) в части не предоставления наблюдателям реестра избирателей с целью вброса бюллетеней в ФКУ ЛПУ «Областная туберкулезная больница ГУФСИН России по Самарской области». Членам мобильной группы ГУ МВД и сотрудникам аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области был представлен реестр избирателей, содержащихся в данному учреждении, составленный и заверенный надлежащим образом. Все опрошенные наблюдатели подтвердили совпадение количества выданных и заполненных бюллетеней для голосования (при наличии 60 избирателей, не пожелавших участвовать в голосовании, но внесенных в реестр). Наблюдатель, заявивший о нарушении, не смогла сформулировать состав и обстоятельства правонарушения и подтвердить первоначально изложенные сведения. Тем не менее, сотрудники полиции приняли заявление для дальнейшей официальной проверки.

Полагаю, что практика опубликования всех поступающих от наблюдателей к координаторам сведений, в том числе недостоверных, в режиме on-line, подлежит корректировке, поскольку создает почву для необъективных оценок, распространяющихся в массовом сознании на ход и результаты голосования в целом.

2. Информация об организации голосования на дому после 14.00. не подтвердилась (участок № 648, Октябрьский район). В обстановке взаимного недоверия к действия по организации избирательного процесса наблюдатели приняли техническую выверку списка основного избирателей за составление реестров для голосования за пределами избирательного участка.

3. Информация о запрете видео- и фотосъемок на избирательных участках № 560, № 850, № 783 подтвердилась. Аналогичная информация поступала и с иных избирательных участков. Действия председателей и членов участковых избирательных комиссий объясняются ими необходимостью недопущения распространения персональных данных избирателей, которые содержатся в списках для голосования. Ответственность за нераспространение лежит на комиссии и определено Инструкцией по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определению результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденной Постановлением ЦИК РФ от 17.08.2011 г. № 26/254-6.

Вместе с тем абсолютизация требований отказаться от фото- и видеосъемок вступает в противоречие с пп. 5) п. 14 ст. 23 («Гласность в деятельности избирательных комиссий») и с декларированными задачами в организации кампании по выборам Президента РФ как максимально открытой и «прозрачной» и с целями повышения доверия к процессу и результатов выборов. Практика удаления наблюдателей и представителей СМИ осуществляющих корректные действий по видеофиксации действий на избирательном участке не только снижают доверие к институту выборов, но и являются не логичными в условиях оборудования участков веб-камерами и современных технологических возможностей электронных коммуникаций. Встречные доводы о возможном нарушении тайны голосования опровергаются фактической невозможностью проникновения представителя СМИ в кабину для голосования с целью видеосъемки голосующего избирателя, а все остальные процессы, происходящие на участках, не связаны с соблюдением тайны голосования. Обращения, поступившие по данному поводу к Уполномоченному по правам человека в письменном виде, будут направлены в органы прокуратуры.

4. Удаление наблюдателей с избирательных участков без составления решения комиссии и по устному распоряжению председателя УИК (участок № 558, Промышленный район г.о. Самара) не подтвердилось. Соответствующее решение было оформлено и предъявлено представителям ГУ МВД и сотрудникам аппарата Уполномоченного.

Вместе с тем Уполномоченный по правам человека при посещении участка № 882 (Октябрьский район г.о. Самара) в целях собственного волеизъявления оказался свидетелем попытки председателя УИК удалить наблюдателя без объяснения причин. Однако сотрудник полиции, обеспечивающий общественный порядок на участке, по просьбе Уполномоченного проверил наличие необходимых документов у наблюдателя, о чем сообщил председателю комиссии; вопрос тем самым был исчерпан.

При этом стиль поведения и тон разговора председателя комиссии оставляют желать лучшего. Представляется чрезвычайно важным при проведении выборов преодолении стереотипов, обуславливающих взаимную враждебность и агрессивное неприятие сторон, которые приходилось наблюдать в завершившейся избирательной кампании.

5. Удаление членов участковых избирательных комиссий от КПРФ при подсчете голосов в связи с выявленными именно в этот момент нарушений в направлениях от партии основано на требованиях законодательства (в Кировском, Самарском и Ленинском районах г.о. Самара). Направления, заверенное печатью обкома КПРФ, должны были быть и подписаны соответствующим лицом – председателем обкома. Или пакет документов должен быть включать документ, подтверждающий делегирование данных полномочий председателем обкома иному лицу. Отсутствие такого документа и подписи секретаря райкома КПРФ на уведомлениях является нарушением.

Однако Уполномоченный обращает внимание на противоречие практики удаления наблюдателей по формальным основаниям задачам обеспечения подлинной гласности избирательного процесса (несущественные ошибки и неточности в документах, подготовленных партиями и кандидатами на выборные должности, не ставящие под сомнение подлинность представительства и делегированных полномочий), могут быть в большинстве случаев устранены в рабочем порядке. В дальнейшем это потребует совершенствования избирательного законодательства.

6. Наиболее существенным нарушением, зафиксированным Уполномоченным, стал отказ председателя УИК № 853 (Октябрьский район г.о. Самара) принимать жалобы от зарегистрированных в избирательной комиссии представителей СМИ. По информации представителей СМИ, первая поданная ими жалоба была возвращена, вторая — демонстративно уничтожена. Такая же судьба постигла и третью жалобу уже в присутствии сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека. Председатель УИК также отказалась предоставить объяснения по данному поводу представителю Уполномоченного.

В силу отсутствия действенных мер реагирования на данное правонарушение в указанном случае полагаю необходимым напомнить об обязательном пресечении нарушений со стороны членов избирательной комиссии представителями органов полиции, в чью исключительную компетенцию входит составление протоколов предусмотренных статьями 5.6. и 5.22. КоАП РФ. По указанному выше факту предполагаю дальнейшую работу с участием органов прокуратуры.

7. Имело место не только удаление, но и «удержание» участников избирательного процесса в территориальной комиссии г. Новокуйбышевска. В ходе выборов в течение двух с половиной часов сотрудниками полиции проводился опрос члена Избирательной Комиссии Самарской области с правом совещательного голоса Сошникова В.В. Повод и мотивы столь длительного опроса и ненасильственного воспрепятствования покиданию места расположения участка подлежат выяснению. Уполномоченный предполагает более подробное изучение данной ситуации с учетом поступившего письменного обращения.

8. Содержание нескольких вопросов, поступивших на «горячую линию» Уполномоченного, требовало консультаций граждан и организационного взаимодействия с участковыми избирательными комиссиями.

Накануне дня голосования, 2 марта 2012 года, к Уполномоченному поступала информация об отказе в выдаче открепительного удостоверения (1 сообщение, ситуация разрешена) и просьбы о консультации по получению открепительных удостоверения (2 консультации). Разъяснения были также даны по вопросам, связанным с необходимостью явки граждан в избирательными комиссии для сверки данных избирателей.

Три позвонивших жителя Самары не смогли найти свой избирательный участок – им был оказана необходимая помощь. Это говорит о необходимости дополнительного информировании граждан в случаях изменения адреса и места расположения участков.

В двух случаях граждане жаловались на то, что к ним на дом не доставили выносные урны для голосования. Избиратель с участка № 849 так и не смог проголосовать; полагаем, что эта ситуация связана с организационными вопросами и не носит характера преднамеренного воспрепятствования волеизъявлению (члены УИК объяснили, что выезжали к ней на квартиру, но им не открыли дверь). Избиратели с участка № 537, желающие проголосовать на дому, получили такую возможность. А их соседям, не подавшим своевременно заявки, но пожелавшим воспользоваться такой возможностью, был разъяснен порядок данной процедуры голосования.

По письменному обращению осужденного, содержащегося в ФБУ СИЗО-5 г. Тольятти, которому отказано в предоставлении бюллетеня для голосования, несмотря на ранее поданную заявку, проводится проверка.

9. Трансляция с веб-камер хода голосования была доступна не со всех участков. С избирательных участков № 643, № 644, № 645, № 646, расположенных в помещениях МОУ № 3 по адресу г.о. Самара, ул. Фадеева, 61) видеотрансляция был недоступна. Требуется доработка технических возможностей и определение дополнительных возможностей общественного контроля в случаях технических сбоев.

Анализ имеющейся информации, проверка достоверности сведений о нарушениях и фактическое наблюдение за ходом голосования не подтверждают сведения о распространенных фальсификациях и системных грубых нарушениях избирательного законодательства в ходе выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года. Те нарушения, которые неизбежно имеют место практически в любой избирательной кампании, подлежат дополнительному анализу. Не отмахиваясь от допущенных ошибок как не существенных в условиях убедительных победных результатов, но и не драматизируя их, не демонизируя возможности административного ресурса, выявляемые проблемы можно преодолеть с учетом развития законодательной базы, правоприменительной практики и позитивных практик гражданского участия в политических реформах.

Значимым ресурсом повышения доверия к институту выборов является обеспечение действительных гарантий общественного наблюдения за ходом голосования и подсчета голосов, в том числе с использованием технических средств фиксации процессов, не связанных с тайной голосования.

Выборы состоялись, победа носит убедительный характер, и сегодня крайне важным моментом в признание всеми государственными и общественными силами приоритета устойчивого политического развития, учета мнения электорального меньшинства и гражданского мира.

Хочется рассчитывать, что все общественные силы с уважением отнесутся к очевидному выбору населением Президента Российской Федерации. Сегодня важно сосредоточиться на поиске общих ценностей и общих принципов политической деятельности и гражданской активности.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

*

По теме

Back to top button