Люди (архивная рубрика)Новость дня

Закончены съемки фильма-катастрофы «Метро» в Самаре


С 9 по 25 октября в Самаре проходили съемки фильма-катастрофы «Метро». Почти две недели самарский метрополитен играл роль московского. Съемки велись на строящейся станции «Алабинской», действующей «Московской» и в депо. Помимо режиссера, операторов, художников, каскадерской группы город на Волге посетили актеры – исполнители главных ролей картины – Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Алексей Бардуков, Катерина Шпица, Елена Панова, Анфиса Вистингаузен, а также, Сергей Сосновский, Александр Наумов, Иван Макаревич и другие.

Работать на станциях действующего самарского метрополитена было очень сложно, ведь метро – это объект повышенной опасности. А когда на платформе собираются до пятисот человек массовки, около ста человек съемочной группы, работает специальное оборудование, а поезда при этом продолжают ходить по своему обычному графику – опасность многократно увеличивается. Поэтому на съемочной площадке дежурили представители метрополитена, которые контролировали четкое соблюдение всех мер безопасности. «С одной стороны, работники самарского метро выполняли свою работу по обеспечению безопасности пассажиров и всех находящихся в данный момент на платформе. С другой – понимали наши потребности и нужды, и не мешали нам работать. Ведь у съемочной группы есть четкое видение происходящих на станции событий – все должно быть точь-в-точь, как на действующей станции московского метро в утренний час пик. Для нашей работы такое взаимопонимание и взаимодействие очень важно», — говорит второй режиссер Всеволод Сагатовский.

Кроме этого самарский метрополитен выделил съемочной группе специальный поезд, предназначенный именно для съемок картины. Он работал на станции поздно ночью, когда все другие поезда метро ходить уже перестали, забирал и высаживал пассажиров-актеров. В фильме этому составу предназначено сыграть 2 роли: поезда 17-го маршрута, который спасся от катастрофы, с трудом вернувшись обратно на станцию, и поезда 42-го маршрута, который и столкнулся с мощным потоком воды.

«Поезда самарского метро практически ничем не отличаются от московских составов, за исключением некоторых мелких деталей, которые не заметны обывателю, – говорит художник-постановщик картины Павел Новиков. — То же самое касается поезда, который нам выделил метрополитен Самары специально для съемок, и тех вагонов, которые мы использовали для съемок в Москве. Они практически одинаковые. Есть небольшое различие в цвете, но это легко корректируется на постпродакшне с помощью компьютерной графики».

Создателям фильма-катастрофы «МЕТРО» было необходимо отобрать около 800 самарцев для участия в массовых и групповых сценах. Всего на кастинг записалось около 3000 человек. Жители Самары были очень активными – каждый день сотрудники кастинг-дирекции принимали по нескольку десятков (а иногда и сотен) заявок. Помимо претендентов на участие в массовке и групповке, было отсмотрено около 50 актеров местных театров для исполнения эпизодических ролей, из которых режиссер должен был выбрать всего 14 человек. Вот некоторые из них: Алексей Елхимов («СамАРТ»), Игорь Рудаков («СамАРТ»), Елена Туринская («СамАРТ»), Юрий Земляков («СамАРТ»), Андрей Матякин («Крылья»), Любовь Долгих («СамАРТ») и другие. Все они играют пассажиров метро, едущих поездом 17 маршрута, которому удается избежать катастрофы, вернуться на станцию и высадить людей.

Фильм-катастрофа «Метро» – крупный для России кинопроект, это первая картина в подобном жанре за последние 25 лет. Для съемок «Метро» в Москве были построены уникальные декорации: тоннель метрополитена в натуральную величину протяженностью в 117 метров, куда поместили настоящие аварийные вагоны метро, также были созданы макеты тоннеля и вагонов поезда масштабом 1:3. Кроме того, в специальном съемочном бассейне был возведен подземный бункер. «Все декорации герметичны и рассчитаны на работу с большим объемом воды. Ранее с таким количеством водной массы в нашем кино никто никогда не сталкивался, насколько я знаю, — говорит художник-постановщик картины Павел Новиков. — Кроме этого мы используем макетные съемки, которые успешно применяются в мировой киноиндустрии, и несколько забыты отечественным кинематографом. Для нашего фильма это необходимо, потому что только на макетах можно снять тоннель, практически полностью заполненный водой. Для нас это шанс возобновить эти технологии в российском кинопроизводстве». Над картиной работают также оператор-постановщик Сергей Астахов, опыт и профессионализм которого известен широкому кругу любителей и создателей кино, и режиссер-постановщик Антон Мегердичев, снявший «Бой с тенью 2: Реванш» и первый российский 3D проект «Темный мир в 3D», собравшие немалую кассу в российском прокате.

Создатели фильма о съемках в Самаре.

Антон Мегердичев, режиссер-постановщик
«Мои впечатления от Самары? Города я пока не видел, не было возможности выбраться в центр. Мы живем на окраине, в пансионате. Мне очень нравится это место. В свой первый выходной, спустя неделю работы в городе, я остался здесь, чтобы отдохнуть. Не хочу никуда уезжать отсюда.

В Самаре, так же, как и в столице сложно с автомобильным движением. Миф о том, что пробки существуют только в Москве, развеян в моем сознании окончательно. Чтобы добраться от нашего пансионата до съемочной площадки, мы тратим на дорогу до 2 часов из-за пробок, хотя при свободном движении это заняло бы 15-20 минут.

Причем, если в Москве можно в любой момент прыгнуть в метро, оставив машину, и добраться практически в любую точку города, то в Самаре так не получится. Здесь метро, как я понял, в центр не ведет, существует одна линия и совсем небольшая».

Работать в этом городе тоже оказалось непросто – мы начали снимать на строящейся станции «Алабинская». Здесь очень много бетонной пыли. И от безвылазного нахождения на станции в течение смены (а смена длится 12-14 часов) закладывало нос, и слезились глаза. Многие члены съемочной группы работали в масках. Я очень благодарен группе и всем актерам, за то, что все это стойко вынесли, никто не жаловался. Мы сняли все, что планировали.

Сергей Пускепалис, актер (Гарин)
«Самара – город для меня не чужой. Около десяти лет назад я сотрудничал с местным театром «Понедельник», ставил спектакли. Поэтому мне было приятно вновь оказаться здесь, встретиться с людьми, с которыми я когда-то работал.

Не могу сказать, что съемки в Самаре были для меня более тяжелыми, чем в Москве. Картина «Метро» в целом – достаточно трудоемкий, сложный проект. Вряд ли можно чувствовать себя комфортно, когда на тебе гидрокостюм, сковывающий движения, ты постоянно в воде и в грязи. И не важно, находишься ты в Самаре на строящейся «Алабинской» или в Москве в полузатопленном тоннеле метрополитена.

Другое дело, что все эти трудности сплотили актеров и съемочную бригаду, мы стали хорошей командой. Мы стараемся подбадривать друг друга, шутить. Если бы я работал в окружении каких-то других людей, даже не знаю, сложилась бы у нас такая благоприятная рабочая атмосфера. И даже не смотря на дикую усталость, сложные сцены, длинные смены нам удается пока выполнять все поставленные задачи».

Алексей Бардуков, актер (Денис)
Когда работали на строящейся станции, я закрывал лицо марлевой повязкой – было тяжело дышать из-за бетонной пыли. Снимал ее только на время дублей. На станции было холодно, но для нас, актеров, был спасением бассейн, который возвели для съемок на недостроенных путях и заполнили водой. Вода в нем подогревалась до 30 градусов, и, несмотря на то, что она была грязной, мы с удовольствием в ней барахтались в перерывах между дублями. Это было самое теплое место. Даже в московских декорациях, где мне тоже приходилось сниматься в воде, она не была такой теплой, хотя ее тоже грели.

На действующей станции самарского метро меня, в первую очередь, удивил запах. Совсем не такой, как в московском.

Первый раз я побывал в Самаре лет пять назад, с гастролями театра «Сатирикон». В этом году, со съемками «Метро», приехал второй раз. По городу не гулял: к сожалению, было некогда. Но пока добирались до места съемок, разочаровало состояние дорог и наличие пробок. А в свой выходной решил побродить рядом с загородным пансионатом, где жил. Это было прекрасно – чистейший воздух, широкая Волга и очень красивая
http://www.profitkino.ru/news/detail.php?ID=1&ELEMENT_ID=742

Продюсерская фирма Игоря Толстунова «ПРОФИТ» завершила съемки первого российского фильма-катастрофы «Метро».

Полгода работала творческая группа, пытаясь создать настоящую техногенную катастрофу: корежились настоящие вагоны метрополитена и их макеты, бились стекла, замыкало электропроводку, то и дело пропадал свет, а местами и вовсе отсутствовал, а вода все прибывала и прибывала. Человеческую панику невозможно было остановить, эмоции били через край и временами зашкаливали. Люди «гибли» от ударов током, резкого торможения состава, выпадали из окон вагонов. Спасаясь от гибели, огромной толпой стремились по тоннелю прочь от места аварии, а затем калечились в давке на эскалаторах и в вестибюлях метро, стремясь поскорее выбраться из злополучной подземки. Все это зритель увидит в конце 2012 года, когда картина «Метро» выйдет в широкий прокат. «Я убежден, что подобный жанр востребован зрителем, так как дает ему возможность не только увидеть увлекательную историю, но и погрузиться в нее, пожить жизнью героев и, к тому же, получить эмоциональную встряску, – говорит генеральный продюсер картины Игорь Толстунов. – Ведь фильм-катастрофа – это не только повествование о природных катаклизмах или о техногенных коллапсах, но и о героях, которые в этих экстремальных ситуациях пытаются спасти себя и окружающих. Это история становления героя. Именно поэтому, в свое время, был так популярен фильм-катастрофа «Экипаж». Картина имела успех благодаря присутствию настоящего героя – ведь именно в таких сложнейших условиях обнажается его истинная сущность, проявляются глубинные свойства человеческой натуры. Для нас это очень важно, такого героя мы стремимся представить в фильме «Метро»».

Большая часть съемочного периода прошла в Москве. Для съемок «Метро» были построены уникальные декорации: тоннель метрополитена в натуральную величину протяженностью в 117 метров и подземный бункер, возведенный в специальном съемочном бассейне. Все декорации были герметичными и предназначались для работы с большим объемом воды. Для работы над картиной были приобретены 4 настоящих вагона метро, которые, предварительно деформировав, поместили внутрь выстроенного тоннеля.

Также были созданы макеты тоннеля и вагонов поезда масштабом 1:3. Для картины «Метро» они были необходимы, потому что только на макетах можно было снять столкновение поезда с огромной массой воды и тоннель, практически полностью ею заполненный.

В самом финале съемочного периода работа проходила в хромакейном павильоне, где снималась одна из самых страшных и сложнейших сцен фильма – столкновение поезда с огромной частью тюбинга тоннеля метро. Здесь были задействованы 20 каскадеров, которые в специальном оборудовании в буквальном смысле летали по вагону, демонстрируя падение пассажиров при резком торможении поезда.

Съемки фильма «Метро» осуществлялись в основном на цифровые камеры RED и Arri Alexa. Кроме того, в большом количестве применялось нестандартное техническое оборудование. Практически вся уникальная спецтехника, позволявшая получать нужные зрелищные эффектные кадры, – авторская разработка оператора-постановщика Сергея Астахова.

Часть съемок картины прошла в Самаре. Съемочной площадкой стал действующий самарский метрополитен. Именно там снимали вестибюли метро и огромную толпу пострадавших пассажиров численностью в 800 человек, стремящуюся к выходу станции, а также несколько других ключевых сцен фильма. Работа в московском метро оказалось невозможна, т.к. его пассажиропоток слишком велик в любое время суток, и снять массовые сцены с участием сотен специально подготовленных человек, не нарушая полноценную работу метрополитена, не удалось бы. Съемки же в самарском метро не нарушили график движения поездов и режим работы станций – подготовительные работы велись поздним вечером, когда пассажиропоток в метро минимален, а съемки в вестибюлях проходили ночью.

Для участия в массовых и групповых сценах создателям «Метро» было необходимо отобрать около 800 самарцев. В массовку принимали всех желающих, оставивших заявки и прошедших предварительный отбор. Всего на кастинг записалось около 3000 человек. Жители Самары были очень активными – каждый день сотрудники кастинг-дирекции принимали по нескольку десятков (а иногда и сотен) заявок. Помимо претендентов на участие в массовке и групповке, было отсмотрено около 50 актеров местных театров для исполнения эпизодических ролей, из которых режиссер выбрал всего 14 человек.

Работать на станциях действующего самарского метрополитена было очень сложно, ведь метро – это объект повышенной опасности. А когда на платформе собираются до пятисот человек массовки, около ста человек съемочной группы, работает специальное оборудование, а поезда при этом продолжают ходить по своему обычному графику – опасность многократно увеличивается. Поэтому на съемочной площадке дежурили представители метрополитена, которые контролировали четкое соблюдение всех мер безопасности.

Кроме этого самарский метрополитен выделил съемочной группе специальный поезд, предназначенный именно для съемок картины. Он работал на станции поздно ночью, когда все другие поезда метро ходить уже перестали, забирал и высаживал пассажиров-актеров.

На протяжении практически всего съемочного периода, творческая группа находилась в воде, уровень которой порой достигал более полутора метров. Вода предварительно подогревалась, чтобы создать наиболее комфортные условия для работы. Всего на съемках картины было пролито более двух тысяч тонн воды. «Насколько я знаю, с таким количеством водной массы в нашем кино никто никогда не сталкивался», — говорит художник-постановщик картины Павел Новиков.

Впереди картину ждет монтажно-тонировочный период. Большое внимание будет уделено созданию и обработке сцен при помощи компьютерной графики.

Дополнительная информация: www.proficinema.ru

*

По теме

Back to top button