Культура

Выставка «Гений ар-деко. Эрте» открывается в Самаре

15 ноября в 19:00 в Самарском областном художественном музее состоится открытие выставки графики и скульптуры выдающегося художника, гения стиля ар-деко Романа Тыртова — Эрте.

Фото: artmus.ru

Стиль ар-деко (дословно – «декоративное искусство» — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившись в основном в архитектуре, моде и живописи.

Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Основные черты стиля — строгая закономерность, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

Фаворитом в этой области стал художник, приехавший из России еще в 1910-е годы Роман Тыртов (1892 – 1990). В 1912 году он переезжает Париж и покидает Россию навсегда.

Имя Р. Тыртова (Эрте), ассоциируется с великолепием, характерным для ар-деко. Он стал самым известным художником-иллюстратором, модельером и декоратором ХХ столетия. Популярность пришла к нему ещё до Первой мировой войны и оставалась с ним до самой смерти в 1990 году.

Он начинал у Поля Пуаре во времена Русских сезонов. Эрте создаёт костюмы для спектакля «Минарет», в котором блистала знаменитая танцовщица Мата Хари. Он создал костюмы для балетных номеров Анны Павловой – «Гавот», «Времена года», «Дивертисмент».

В 1915 году обложка журнала Harper’s Bazaar впервые была выполнена по эскизу Эрте. И с этого момента художник продолжал работать для журнала, выполняя рисунки моделей одежды и обложки, долгое время – до 1936 года. Его журнальная графика, можно сказать, заложила основы эстетики ар-деко. Он сотрудничал с журналами мод «La Gazette du Bon Ton», «Cosmopolitan», «Dilineator», «Sketch» и «Vogue».
В 20 – 30 годы Эрте работал в Америке в опере Чикаго. Значение его работ высоко оценивалось. Работы Эрте пользовались огромным успехом в оперных, театральных и балетных труппах Парижа, Нью-Йорка, Монте-Карло, Чикаго.

Эрте рисовал эскизы и создавал костюмы для голливудских актрис немого кино. Здесь отразился дух парижской моды и русского балета, а также эстрадных ревю. Его работы в кино оказывали влияние и на других художников по костюмам. Эрте создавал эскизы, используя только свои собственные идеи. Его образы рождались под влиянием древнегреческой и древнеегипетской мифологии, индийской миниатюры и русского классического искусства.

Он не признавал женские костюмы с короткими юбками, прямым силуэтом, что было характерно для 20-х годов. Платье с асимметричным декольте Эрте создал в 1921 году.

Одновременно он работал и создавал костюмы в различных парижских мюзик – холлах, для ревю и шоу. Его заказчицей была Жозефина Бейкер, известная в то время в парижском кабаре.

Во все времена своей жизни Эрте выглядел элегантно. В конце 1960-х годов снова вспыхнул интерес к искусству ар-деко. На экраны вышли фильмы «Кабаре», «Смерть на Ниле», «Великий Гетсби», которые воскрешали память об ушедших 20-х годах, а вместе с ними вышли из забытья и художники того времени – Соня Делоне, Тамара Лемпицкая и Эрте. Ему уже было под 70, и снова – взлёт славы. Его снова пригласили рисовать афиши в мюзик-холл «Фоли-Бержер», в котором ему уже доводилось работать с 1917 по 1930 годы.

В 1967 году Нью-Йоркский музей Метрополитен организовал ретроспективную выставку Эрте. Вышло много книг о его творчестве. Его рисунки появились на немецких майках, итальянских тарелках, японских полотенцах. Последней работой стал спектакль, бродвейский мюзикл «Звёздная пыль», который он оформил, когда ему было 97 лет.

Впервые в России выставка произведений Эрте была показана в Эрмитаже в 2016 году.

Выставка продлится до 13 января 2019 года.

*

По теме

Back to top button