Культура

Открытие юбилейной выставки скульптора Степана Карсляна состоится в Самаре

24 апреля в 18:00 в выставочном зале Самарского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союза художников Росссии» состоится открытие юбилейной выставки Степана Овсеповича Карсляна, посвященной 70-летию скульптора.

Степан Карслян родился в грузинском селе Хульгумо, в семье, да¬лекой от искусства. Ничто не указывало на то, что он в будущем станет скульптором. Если только фамилия — корни ее находятся в названии древнего армянского города Карс, богатого своей культурой и архитек¬турой. И еще, Кар — в переводе с армянского языка — означает камень.

Видимо, генетическая память армянской культуры сыграла в судьбе Степана большую роль, отметив его талантом видеть красоту. С ранне¬го детства у мальчика появляется интерес к искусству. Он с увлечени¬ем начинает лепить фигурки людей и животных.

Талант дается Богом, но этого не достаточно. Надо постоянно рабо¬тать, чтоб его развивать. Степан упорно стал постигать азы мастерства, поступив сначала в Ереванское училище на декоративно-прикладное отделение, а затем продолжил занятия в Ереванском художественно-театральном институте на скульптурном факультете. Здесь он учился не только у своих наставников, но и у скульпторов прошлого и настоящего, с произведениями которых знакомился на вы¬ставках и в библиотеках.

Он стремился найти свой путь, пытаясь придать пластике ее весо¬мость, монолитность и цельность, но, главное, всегда оставался пре¬данным классике. Это роднит Степана с его талантливым учителем, профессором Ереванского художественного института, лауреатом го¬сударственной премии СССР Саркисом Мурадяном, который учил до¬стижению простоты, ясности и глубины художественного обобщения в искусстве.

Имя Степана Карсляна впервые широко прозвучало в 1979 году. В жизни этот год был для него судьбоносным: год окончания институ¬та, его скульптура «Материнство» на Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов СССР, проходившей в Киеве, была удостоена высшей оценки, переезд в Самару, на областной выставке скульптуры сразу же обратил на себя внимание, показав гипсовую фигуру «Молодость».

И в дальнейшем все складывалось удачно — активное участие в худо¬жественных выставках, работа в художественном фонде, творческая и преподавательская деятельность. А за всем этим стоит огромный труд в мастерской, где рождается твор-ческий замысел, идет непрерывная работа над эскизами, образами. Одни уже воплощены в натуре. Другие облекаются в скульптурную плоть. Третьи существуют пока в виде пробных моделей и ждут своего по¬нимающего, заинтересованного заказчика.

Чем объяснить, что одна работа скульптора очень быстро становится известной, а другая, сотворенная тем же мозгом, теми же руками, пылится в углу мастерской? Успех произведения зависит от очень многих причин. Главное, чтобы художнику удалось выразить глубокую мысль в совершенной пластической форме. Но и без таланта здесь не обойтись. Ведь «талант без мысли, как огонь без кислорода. Он только тлеет, не разгораясь в пламя настоящего творчества» (Н.В.Томский). Настоящий художник должен много наблюдать, много думать. Только после сложных, порой мучительных поисков находит Степан Карслян, на¬конец, такой поворот, наиболее убедительно раскрывает свой творческий замысел.

Достаточно переступить порог мастерской С.О.Карсляна, чтобы очутиться в своеобразном мире, где живут рядом разные эпохи, скрещиваются несходные человеческие пути. Здесь и небольшого размера изящные ста¬туэтки, и величавые скульптуры, стоящие и на полках, и на подоконниках, и на полу.

Герои скульптур — это и известные (народный артист Армении Рачья Нерсесян) и неизвестные люди, которых можно встретить на улице («Слепец», «Художник», «Озябшая женщина»). В этих работах скульптор демонс¬трирует незаурядную способность схватывать мгновение подлинной жизни — настроение, состояние, характерность, создавая яркий образ немногими, но точными деталями.

Среди его работ особо выделяются портреты. Скульптора, работающего над портретом, ждет удача, если он найдет в себе те чувства, которые хочет выразить в произведении. Изучив натуру, художник должен сделать ее переживания своими. Точно так, как перевоплощается актер, входя в роль, создавая тот или иной образ. Только тогда он сможет создать насто¬ящий портрет — подлинное произведение искусства. Очень запоминается портрет его дочери и Ф.Э. Дзержинского.

Веками художники, поэты и другие творцы восхищались, боготворили и изображали обнаженную Женщину. Степан Карслян — мастер, который преклоняется перед грацией, женственностью своих героинь: «Источник», «Обнаженная», «Утро». Как художник армянской школы, он исповедует идеал целомудренной женщины.

Когда смотришь на произведения Степана Карсляна, то явно отмечаешь общее для всех работ скульптора: они подкупают какой-то особой умиротворенностью и светлой гармоничностью образов. В этом отсутствии нервозности нашего века мне видится мудрость скульптора.

Всем произведениям скульптора присущи абсолютное владение материалом, совершенство пластической формы, точность образа, а цельность мировоззрения, завидная работоспособность помогают ему сохранить свой почерк и показать зрителю подлинную правду жизни.

Это хорошо видно в его работах (творческих и заказных) органично «вживающихся» в интерьеры зданий различного назначения — «Фемида» в здании суда, композиция «Молодость» на площади в г. Тольятти.

Тихой радостью и согласием веет от панно «Адам и Ева», выполнен¬ного автором для интерьера Дворца торжеств. Величие красоты единения матери и дитя ясно читается в скульптурной композиции «Материнство» во дворе больницы № 3.

В г. Кинеле и Пестравском районе установлены памятники погибшим героям Великой Отечественной Войны, в них как бы синтезируются чувс¬тва тех, кто отдал Родине самое дорогое — жизнь своих близких: отцов, мужей, детей…

Композиции «Семья» и «Играющие дети» — мир, пронизанный светом, добротой, лаской. Удивительно точно найдены просветы между фигурами. Делакруа называл это «композицией пустых мест».

В 2013 году Самара стала обладательницей бронзовой скульптуры «Буратино», установленной в музее-усадьбе писателя Алексея Николаевича Толстого, вышедшей из-под его пера книжный всеми известный персонаж обрел бронзовое обличие и стал ближе к его самым большим поклонникам, детям. Бронзовый «Буратино» родился при содействии Правительства Самарской области и тогда еще депутата Госдумы от Самарской области Александра Евсеевича Хинштейна. В том же году за скульптуру «Буратино» Степану присуждается премия «Звездный мост» за вклад в области аудиовизуальных искусств для детей и юношества. Лауреатами премии становились такие известные личности как Олег Табаков, Сергей Безруков, Борис Грачевский.

В 2015 году в Самарской области в г.Чапаевске, была установлена скульптура «Грация» на территории школы искусств. Трехметровая скульптура, состоящая из трех декоративных женских фигур олицетворяет собой три главных вида творчества «Живопись», «Скульптуру», «Архитектуру» поддерживающих земной шар тем самым говоря нам, зрителям, о фундаментальности и важности искусства в нашей жизни. Ранее в Чапаевске был установлен бюст основателю города Владимиру Порфирьевичу Иващенко работы Степана Овсеповича. В том же году в Сызрани была установлена композиция «Львы», вход в гостиничный комплекс теперь сторожат каменные цари природы.

Скульптор овладевает вашим вниманием, «ведет» вас по композиции, заставляет любоваться зрительными ритмами, начинающими звучать музыкально. И когда автор через пластику открывает вам свой замысел, свое самое сокровенное, все в вашем сознании соединяется, и вы еще долго остаетесь в этом состоянии, очарованные искусством.

Степан Овсепович — человек, обладающий открытым характером, прекрасный собеседник. Он охотно рассказывает об особенностях профессии скульптора, об истинном назначении искусства, о создании своего мира, где «художник переживает, огорчается и радуется, мечтает и ожидает…».

Степан Овсепович Карслян в 2017 году становиться номинантом областной общественной акции «Народное признание» и получает премию как человек признанный своим народом. В 2016 Степан занимает первое место со скульптурой «Слепой художник» на Белорусской Неделе Искусств, так же обладателем первого места становится со скульптурой «Портрет дочери» на Казанской недели искусств. Скульптура «У Волги» получает диплом на российской неделе искусств в 2016 году. Скульптурная композиция «Водопроводчики» получает так же диплом Российской недели искусств проходившей в Москве в 2016 году.

С.О. Карслян, тепло и душевно отзываясь о своих коллегах, сам пользуется уважением и авторитетом как в творческой среде, так и среди студентов Самарского политехнического университета. Им легко и свободно общаться с мастером, который не только обладает уникальным даром скульптора, но и способен поделиться своими знаниями с молодыми художниками.

Степан Овсепович — член Союза художников России. Он много и успешно работает в сфере монументальной архитектурной пластики и станковой скульптуры, является автором более 60 скульптур в бронзе, камне, дереве и бетоне.

В 2018 году Степану Овсеповичу Карсляну исполнилось 70 лет. Наступает время мудрости и время подведения итогов. Но для художника — это еще и время творческих свершений.

Мастерство, талант, трудолюбие — это бесспорно обязательные качест¬ва успешного автора, но еще должны совпасть по духу художник и время. И когда художник принимает время, время принимает художника. А это и есть магическая формула творчества Степана Карсляна, обладающего яркой индивидуальностью, имеющего свой почерк, настолько выразитель¬ный, что зритель сразу его узнает.

*

По теме

Back to top button