в России

Щит почёта

Представьте металлическую махину, чем-то похожую на подводную лодку, длиной 150 м от резцов до хвоста, весом 6 тыс. т и высотой до 17 метров. Это как у 5-этажного дома. Именно так выглядят подземные проходческие щиты, которыми пробивают самые большие тоннели в мире, с дорогой не только на восемь полос, а ещё и на два этажа. Со стороны что размерами, что формой больше всего эти снаряды напоминают звёздные корабли из фантастических фильмов. Только движутся под землёй.

Арсеналы подземных снарядов

Когда строят тоннель, при прокладке роют шахту площадью с футбольное поле, на глубину 40–50 м спускают детали, собирают гигантский бурильный комплекс. Он пробивает тоннель на многие километры, выходит в такую же шахту, где его разбирают и поднимают наверх для следующей стройки. Или разворачивают, чтобы пройти назад и пробить второй, параллельный ствол. На глубине в десятки метров такие щиты проходят по 200–300 м в месяц, ухитряясь не отклониться от маршрута даже на полсантиметра. Хватит 10 таких машин, чтобы за 10 лет построить тоннели длиной с Московский метрополитен.

Причём это не просто дыра в земле, машина сразу укладывает бетонные своды, оставляя за собой практически готовый, чистый тоннель. Сам щит напоминает многопалубное судно, в нём несколько этажей, лестницы. Внутри громадной подземной машины есть кабина пилотов и даже кают-компания для отдыха. Громадные манипуляторы достают бетонные тюбинги, моментально собирают из них кольцо и впрессовывают в своды тоннеля. Весь экипаж системы – 15 человек.

В мире таких щитов наперечёт. Самых больших, тех, что специалисты называют мегащитами, способных прокладывать тоннели диаметром 14 м и больше, только 28 на всей планете. Что характерно, 13 из них – в Китае. Оно понятно, в КНР так и кипят всё новые грандиозные транспортные стройки. Именно китайцы два года назад обзавелись самым большим в мире 17, 6-метровым щитом, который построил 4-километровый подводный тоннель в Гонконге.

Он обскакал прежнего рекордсмена, 17, 48-метровый североамериканский щит по имени Берта. Хотя он тоже недавний, в 2013 г. проложил трёхкилометровый двухэтажный автотоннель в штате Вашингтон. Ещё три мегащита у Италии. У Японии только два больших 14-метровых щита, у США и Германии по одному.

На этом фоне Россия смотрится неплохо. В мировой тоннелепроходческой табели о рангах мы на третьем месте с двумя подземными мегамашинами. Оба щита на 14, 2 метра.

Подробнее на сайте «Аргументы Недели»

*

По теме

Back to top button