Люди и обществоТехнологии

«Я так думаю!» Ирина и Андрей Демидовы (3)

В редакции Самара today третья встреча с самарскими краеведами и писателями Ириной и Андреем Демидовыми. Сегодня такие времена, такие политики, которым не всегда можно верить… Важнейшая тема, и она волнует нас больше всего сегодня — развитие гражданского общества. Как это было в старой Самаре?

Мы с вами успели поговорить на разные темы, но я думаю, что важнейшая, и она волнует нас больше всего — это тема развития гражданского общества. Как это было в старой Самаре? У вас, наверняка, есть факты об этом. И поговорим о том, как оно сейчас происходит.

Сегодня в редакции Самара today третья встреча с самарскими краеведами и писателями Ириной и Андреем Демидовыми. Мы с вами успели поговорить на разные темы, но я думаю, что важнейшая, и она волнует нас больше всего — это тема развития гражданского общества. Как это было в старой Самаре? У вас, наверняка, есть факты об этом. И поговорим о том, как оно сейчас происходит.

— Развитие гражданского общества по-настоящему в Самаре и в России началось после осуществления реформы Александра П по освобождению крестьян 19 февраля 1861 года. Дальше пошла судебная реформа. Военная реформа. Земская реформа. И все они были реализованы в Самаре. Вот, что здесь нас крайне удивило. Например, все купцы были подчинены Купеческому собранию. Они обязаны были в него вступать, обязаны были все официально объявлять свои капиталы и, в зависимости от богатства, были они были купцами первой , второй или третьей гильдии. Купец первой гильдии имел право торговать за границей, купец второй гильдии имел право построить завод, а купец третьей гильдии имел право построить себе маленькую лавчонку и торговать на улице. И этого смешивать никто не мог. Поэтому купцам даже было выгодно объявить все свои капиталы и прятать их было не выгодно.

Чтобы получить больший статус?

-Да. Хотя им при этом приходилось платить достаточно большие налоги. Если они занимались благотворительностью, то государство это также поощряло и их статус от того, что они занимались благотворительностью, возрастал. Им давали медали, ордена, им разрешали носить камзол высшей категории. Им давали, сначала личное, потому уже общее дворянство. Все это давало высокий статус. Поэтому купцы и занимались благотворительностью. И вот еще, что интересно. Вот сейчас newrussian сколотит какой-то капитал и глава семьи говорит: «А вот хочу — промотаю, что хочу, то с ним и делаю!. Я эти деньги нажил, я эти деньги прожил. Вот вы, еще сумейте столько нажить, сколь я…»

«Завидуете, так молчите!»

— А тогда было не так. Даже очень богатый купец, если он начинал заниматься мотовством, то его вызывали на заседание Купеческого собрания и предупреждали, а если он не прислушивался, то вводилось такое понятие, как официальная опека и его лишали права распоряжаться своими средствами.

Серьезно?

— Да, и очень даже жестко это делалось. Любого, самого богатого купца, миллионера, могли лишить и он только мог просить: » Ну, дайте мне хоть 100 рублей, пожалуйста!» Хоть он и миллионер. То же самое касалось и дворян. И дворяне, если начинали проматывать свое состояние, то была дворянская опека. Очень жестко она действовала.

То есть, в обществе были инструменты воздействия на людей.

— Да. И это был не суд, а именно дворянское и купеческое собрания.

— Без всякого суда собирались лучшие люди, сто человек, принимали решение: Мотовство». Ирина нашла такой материал про дворянина Скрябина. Он стал пить много, бегал по деревне со шпагой, ругался, дрался, хулиганил, все разматывал. И тогда опека приняла решение — его отправили принудительно в Томашев колок лечиться, в психбольницу. Отправили, причем, он уже тогда был известным дворянином. Он, между прочим, был родственником очень высоких людей. Но тем не менее, на него опеку наложили. А почему это делалось? Это делалось для того, чтобы ни дворянские, ни купеческие дети не пошли по миру.

— Между прочим, это была политика государства. С одной стороны — сохранить капилы определенных фамилий, сохранить дело и сохранить детей. А сейчас мы сталкиваемся с такой проблемой: был капитал и нет капитала. детей лишают имущества, квартир…

Получается, что дети, к примеру, родились и жили при одних условиях, а их лишают всего и сдают в детский дом, в детский приют. Это же безобразие. А вот именно тогда этот вопрос был важен для государства. Еще было интересно наблюдать, как исторически здесь формируется гражданское общество. Как здесь формировались свободные газеты. Первой такой свободной газетой была «Самарская газета», в которой, в частности, Горький работал, Гарин-Михайловский. Знаменитый тут писатель и журналист Клафтен. Интересно, как они здесь действительно боролись за создание гражданского общества. Как здесь начинали возникать общественные движения, профсоюзы. Касса взаимопомощи. Когда Манифест 17 октября 1905 года был принят, как здесь возникли партии. Партия народной свободы, Кадетов, Октябристов — это партия крупного капитала. Черносотенные разные партии. Как они боролись между собой — очень интересно нам самим это было читать. Были стенограммы, в которых видно, как проходили заседания. за что они борются. К примеру, если взять Кадетов, то они борются за то, за что нам сейчас, в принципе, надо бороться. За то, чтобы полиция была подконтрольна городу, а не просто столице. Ну, и, конечно, выборность всех органов была.

Вот вы заговорили о выборах. Сейчас в Самаре начинается очередной виток активности политической, Много представителей различных партий: другие времена — другие партии… И другие обещания.

Вы люди, вплотную познакомившиеся с тем, что было в Самаре. Что утрачено. И если можно было бы, глядя на всех политических активистов — что бы вы им пожелали? Что бы вы им сказали? И о чем бы вы им напомнили?

— Я бы пожелала, прежде всего, быть искренним, быть совестливым, быть честным. И, если вы даете обещание, то старайтесь его как-то выполнять.

— У меня дочь стихи пишет. Вот сейчас вспомнил одно очень смешное стихотворение, которое хочу прочитать:

Как-то лис в курятнике
Проводил реформы.
Куры — не соратники,
А запасы корма.

Так вот я хочу, чтобы население не было «запасом корма» для наших чиновников. Так бы хотелось.

Вот вы провели такую огромную исследовательскую, культурологическую, краеведческую — термины можно разные называть, и все это будет правда. Какой-то интерес со стороны власти, со стороны чиновников, со стороны Министерства культуры, еще от кого-то — вы видели этот интерес? Вель эти книги вы издавали на свои деньги.

— Да, мы обращались и к Титову, и к Лиманскому, лично с письмами. К Сысуеву. Чтобы нам помогли, оказали поддержку в издании книги единой. Но ответ был всегда одинаковым…

«Денег нет!»

— «Денег в бюджете, к сожалению, нет».

— Мы пытались и с нашими предпринимателями, у нас есть знакомые, среди них есть достаточно крупные предприниматели, а они что говорят: «Нам проще, если мы возьмем 10 000 долларов, мы их просто сожжем, и нам это весело. Будем пьянствовать и сжигать доллары, а на книжки денег мы не дадим. А зачем? Мы — не собес.»

— Да, вот у них такой есть термин: «Мы — не собес».

Получается, что вы, обладая такими огромными знаниями, таким исторически важным и важным для истории материалом, в общем-то, не востребованные люди?..

— К сожалению, это так. Но мы живем в таком обществе, где все абсолютно регламентировано. Есть три историка , четыре краеведа…

— Но мы их не будем называть.

— Да, мы не будем никого называть. Пять политиков… Все остальные — просто не интересны. А потом — всегда выбирают удобных людей. А мы — неудобные.

— Потому что мы пишем то, что считаем нужным.

И ставите вопросы, которые не всегда актуально звучат…

— А это не нравится. Кстати, ГТРК по нашему сценарию сделали 10 фильмов. А потом этот заказ перехватили другие, у нас его утащили просто из рук. И снимали уже с другими людьми.

— Но наши книги выставлены в Интернете. Это есть история, это наши духовные страницы, которые мы как бы дарим людям, которым это надо.

— Нам иногда пишут из-за границы, другие встретиться хотят. Находят и там какие-то интересные вещи. Например, нам из Америки написал один человек, он занимается историей Ольги Берггольц. А ее родственник, Берггольц, был здесь старшиной ремесленников. И ему все было интересно, как тут все было…

Я хочу поблагодарить вас за то, что вы откликнулись на это приглашение и пришли к нам в редакцию. Я думаю, что мы с вами еще будем встречаться, если у вас будет желание и будет возможность. Я хочу вас еще, наверно, порадовать и всех нас: ведь, несмотря на то, что сегодня такие времена, такие политики, которым не всегда можно верить, но мы с вами делаем материал, который выкладывается на YouTube, а YouTube, я думаю, что погибнет в последнюю очередь. Главное мы уже с вами сделали — уже много-много людей узнают о том, что есть такие замечательные люди, которые сделали такую замечательную работу.
Спасибо!

?

Начало сериала:

“Я так думаю!” Ирина и Андрей Демидовы
18/08/2011

В редакции Самара today известные самарские историки, краеведы, авторы 5 книг о Самаре. Выйдет 3 части беседы. Сегодня говорим о Самаре и ее жителях. Что думают люди, которые так много узнали о городе, как они его воспринимают сегодня? >>>

“Я так думаю!” Ирина и Андрей Демидовы (2)
19.08.2011

Сегодня в редакции Самара today известные самарские краеведы, писатели, – я могу вас так назвать – у вас вышло 5 замечательных книг. Мне хотелось бы, чтобы во второй части нашего разговора вы рассказали о том, как появились эти книги, как возникло желание так глубоко войти в историю? Я даже помню свое ощущение, что люди разрыли клад. Они нашли этот клад и они сейчас делятся им… >>>

«Я так думаю!» Ирина и Андрей Демидовы (3)
Дата: 21/08/2011 23:49
В редакции Самара today третья встреча с самарскими краеведами и писателями Ириной и Андреем Демидовыми. Сегодня такие времена, такие политики, которым не всегда можно верить… Важнейшая тема, и она волнует нас больше всего сегодня – развитие гражданского общества. Как это было в старой Самаре?>>>>

“Я так думаю!” Подарок самарцам от семьи Демидовых
18:33 02.09.2011
Не так давно в нашей редакции состоялась встреча с Ириной И Андреем Демидовыми, историками, краеведами, большими знатоками и ценителями культуры и истории старой Самары. У нас вы можете послушать одну из песен Андрея, иллюстрированную старыми фотографиями из жизни нашего города. >>>

Дополнительная информация:

Сайт Ирины и Андрея Демидовых

Песня Андрея Демидова в авторском исполнении.

Ссылка на песню на сайте авторов

***

По теме

Back to top button