Главная / Самара / Культура / В Тольятти открывается выставка печатной графики современных японских художников

В Тольятти открывается выставка печатной графики современных японских художников

С 20 января по 19 марта в Тольяттинском художественном музее пройдет выставка печатной графики современных японских художников «Философия тишины».

Постер

Культура Японии всегда привлекала внимание, как истинных знатоков утонченной красоты, так и простых любителей прекрасного. Обостренное ощущение цвета, особое композиционное чутье, соседство вечного и сиюминутного - все эти компоненты искусства приоткрывают для европейцев загадочный мир японской души.

Тольяттинский художественный музей представляет выставку «Философия тишины», которая в полной мере позволит зрителю насладиться тонкостью восточного мировосприятия. В экспозиции будут представлены 43 произведения ведущих японских мастеров - Кацунори Хаманиси, Хироаки Мияямы, Китамуры и Кейко, выполненные в техниках: меццо-тинто, офорт и ксилография.

Центральное место в экспозиции займут 27 работ Кацунори Хаманиси, выполненные в одной из самых редких, трудоемких и утонченных разновидностей резцовой гравюры на меди, обладающей исключительными выразительными возможностями – меццо-тинто (иначе manera negra или «чёрная манера»). Без линейной штриховки, оперируя только пятном, меццо-тинто достигает чрезвычайного богатства и живописной мягкости тональных переходов – от глубоких теневых участков к самым ярким световым бликам.

Можно сказать, что этот вид гравюры чудом сохранился до наших дней, поскольку требует состояния сосредоточенности и особенного усердия, а эти качества являются сейчас большой редкостью. Тем не менее, в начале XXI века еще есть художники, для которых качество выполненных ими работ дороже потраченного времени. Подлинных мастеров этой техники не так много и все их имена хорошо известны в графическом сообществе. В этом достаточно узком кругу особое место занимает Кацунори Хаманиси. Особый бархатистый тон меццо-тинто с добавлением оттенков лилового в его работах поражают своей колористикой.

Графику Хаманиси можно условно разделить на две части: в первой четко прослеживается его национальная принадлежность – элементом многих листов является пучок рисовых колосьев. Многие работы мэтра воспроизводят характерные японские пейзажи с луной или солнцем. Сюда же относятся работы из серии «Кимоно».

Другой большой блок – это листы, которые можно отнести к символизму и абстракционизму. Появление абстрактных работ в творчестве Хаманиси обязано его знакомству с творчеством американского художника-минималиста Ньюмана Барнетта, состоявшемуся в конце 1980-х годов, после посещения выставки Барнетта в Нью-Йорке. Огромный шедевр Барнетта “Vir Heroicus Sublimis”, размером 5 на 2,5 метра поразил Хаманиси не только своим необычным цветом, но и потрясающим контрастом между акцентированным цветом и напряженностью линий. Многочисленные интерпретации такой “визуальный игры разума” встречаются во многих работах Хаманиси 1980-1990-х.

В экспозиции выставки гости музея смогут также увидеть 8 цветных офортов замечательного японского художника Хироаки Мияямы, созданные по сюжетам классического японского придворного романа Х века «Повесть о Гэндзи». Произведения этого мастера представляют собой не книжные иллюстрации, а скорее поэтические фантазии, где каждый персонаж олицетворяется веткой вишни, побегом папоротника или бутоном тюльпана. Мысли и чувства героев романа, вдохновившего художника на кропотливый труд, переданы штрихами и намеками. Каждый цветок, который выписан на офорте, важен не сам по себе, так как главное в нем не как он нарисован, а как он вписан в пространство. Каждая линия интересна там, где она обрывается. Даже пространство в этих работах говорит, рождает чувства и переживания.

В своих лаконичных офортах профессор Мияяма использует стилистику японской живописи «иматоэ», эстетическое кредо которой – «Все излишнее – безобразно». Каждый лист выполнен филигранно (один офорт печатался с 7-8 досок), а фоном служит сусальное золото или серебро. Благодаря объединению секретов печатной графики и живописи на золотой фольге, традиционных для Японии, удалось создать уникальную комбинацию - печать на золотой фольге. Технологическая сложность этого типа гравюры привлекает многих авторов, предпринимающих попытки ее воспроизвести, но пока они не увенчались успехом.

Новости культуры

Фотовыставка «Ольга Ландер. Дополненная реальность войны» проходит в Москве

В Москве в Музее Победы открылась фотовыставка «Ольга Ландер. Дополненная реальность войны». Ольга Ландер, уроженка Самары, – легендарный фотокорреспондент времен Великой Отечественной войны. На выставке представлено 60 фотографий, большинство которых Ольга Ландер сделала на передовой.

«День яблок» в самарской библиотеке

17 августа в 19:00 в Самарской областной юношеской библиотеке в рамках проекта «Молодёжный проспект» состоится «День яблок», участники которого смогут посетить творческие мастер-классы, познавательную викторину, а также побывать на концерте электронной музыки.