История Самары: 28 мая. Почту и телеграф ругали и сто лет назад (1913), Чехословацкий мятеж (1918), автобусы впервые отказались от кондукторов (1985)

28 мая 1913 г. Наш телеграф Биржевой комитет сообщил начальнику самарской телеграфной конторы, что члену биржи Н.И. Бутурлину была послана из Петербурга телеграмма за №188-462 15 мая, в 6 часов 20 минут вечера.
28 мая 1918 г. в Пензе вспыхнул Чехословацкий мятеж. Причиной его стала попытка разоружить направлявшихся через Сибирь и Дальний Восток к себе на родину 50 тысяч пленных чехословаков.
28 мая 1985 г. в г.Жигулевске впервые в области в автобусах введено бескассовое обслуживание пассажиров, в обращение вошли месячные проездные билеты и талоны.

————

Чехословацкий мятеж

28 мая 1918 года в Пензе вспыхнул Чехословацкий мятеж. Причиной его стала попытка разоружить направлявшихся через Сибирь и Дальний Восток к себе на родину 50 тысяч пленных чехословаков. Поначалу они вполне лояльно относились к Советской власти.

Но когда в Пензе у них стали силой изымать оружие, взбунтовались, захватили военные склады и с награбленным имуществом двинулись на Восток, где находились основные силы легионеров. Исполком Сызранского Совета побоялся оказать им сопротивление и принял резолюцию о неприменении к ним вооруженных действий. Около 17 тысяч хорошо вооруженных легионеров беспрепятственно двинулись на Самару, где готовились оказать им сопротивление около 4 тысяч не обученных военному делу большевиков и около 2 тысяч дружинников.

31 мая 1918 года мятежный чехословацкий корпус захватил стратегически важный объект — железнодорожный мост через Волгу в районе Сызрани. Защищавший мост отряд из ста красноармейцев не попытался даже разобрать рельсы, и был уничтожен. На левый берег Волги прошел бронепоезд белочехов, обеспечив продвижение основных сил мятежников на Самару.

Руководил обороной Самары член Народного комиссариата по военным делам, член Высшего военного совета республики Николай Подвойский. Он хорошо осознавал слабость своей армии и даже дал телеграмму Ленину: «Ввиду никудышной боеспособности наших отрядов, действующих в районе Самары, не расчитываю на сохранение позиций».

Несмотря на отсутствие боевого опыта, самарские большевики дали бой белочехам — сначала в районе станции Безенчук, а 4 июня — в районе Липягов. Здесь погибло 1300 красных бойцов. Захваченные в плен чехословацкие коммунисты из интернационального отряда были повешены мятежными земляками. Белочехов удалось остановить лишь у железнодорожного моста через реку Самару. Три дня красные отряды сдерживали их натиск. За это время в Казань был вывезен золотой запас республики — свыше 57 миллионов рублей золотом и 30 миллионов — кредитными знаками.

8 июня легионеры ворвались в Самару. Погибло около двух тысяч защитников города, по которым вели огонь еще и засевшие на чердаках домов контрреволюционеры. Их разъяренная толпа забила насмерть председателя Ревтрибунала Венцека и заведующего жилищным отделом Штыркина. Были расстреляны лежащие в железнодорожной больнице раненые красноармейцы. Репрессии продолжались несколько дней. Около тысячи большевиков, красноармейцев и членов их семей были убиты, около четырех тысяч «сочувствующих» отправлены на Восток «поездами смерти». В Самаре на полгода установилась власть Комитета Учредительного собрания, отменившая все декреты и распоряжения Советской власти.

—————

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

28 мая 1650 г. Иван Опара подал от имени первопоселенцев челобитную о передаче им во владение занятых земель. Иван Опара (крестьянин, один из основателей русской деревни на реке Брусяне — ныне с. Брусяны Ставропольского района) подал от имени первопоселенцев челобитную о передаче им во владение занятых земель.

28 мая 1975 г. В художественном музее открылась передвижная выставка живописи и скульптуры из собрания Государственной Третьяковской галереи.

О чем писали самарские газеты
28 мая 1913 г. Новые почтовые отделения
В Нижне-Санчелеевском Ставропольского уезда, Зуевском и Мало-Малышевском Бузулукского уезда волостных правлениях открыты «почтовые операции всякого рода» на основании закона 24 января 1900 г.
«Волжское слово», №113.

28 мая 1913 г. Наш телеграф
Биржевой комитет сообщил начальнику самарской телеграфной конторы, что члену биржи Н.И. Бутурлину была послана из Петербурга телеграмма за №188-462 15 мая, в 6 часов 20 минут вечера. Получена же им она лишь на второй день в 5 часов вечера, то есть почти через целые сутки. Депеша утратила всякое значение, и вследствие ее запоздания г. Бутурлин понес убытки по срочной отправке товара.
«Волжское слово», №113.

28 мая 1940 г. Коллектив инженеров, техников, стахановцев Куйбышевского станкостроительного завода имени ЦК машиностроенияуспешно разрешил сложную и серьезную задачу: выпустил новые станки – полуавтоматы и автоматы. Полуавтоматы типа 5А-64 и 5А-63 уже приняты правительственной комиссией. Старшие инженеры Егоров, Байхерт и Клочко выполнили технические проекты в течение 40 дней. Обеспечили изготовление нового оборудования конструкторы Парамонов, Кутузова, Сесин, электрик Бранова, старший мастер экспериментатор цеха Мартьянов, слесари Коротков, Меренков, Максимов.
«Волжская коммуна».

————-

О событиях этого дня из других источников:

———

Архивы Самарской области
28 мая в истории губернии и области:

1885 год. В г.Самару из Петербурга прибыл профессор архитектуры Э.И.Жибер, который был приглашён для осмотра строившегося собора во имя Воскресения Христа Спасителя. Жибер осмотрел собор и был поражён тем, что строительство велось практически «на глазок» — без детальных чертежей и расчётов, и настоятельно просил составить чертежи и выслать их ему в Петербург. Впоследствии Жибер контролировал строительство собора.

1901 год. А.Н.Толстому (будущему писателю) выдано свидетельство об окончании 7-го, дополнительного, класса Самарского реального училища.

1920 г. . В г.Самаре начала работу губернская конференция по ликвидации неграмотности.

1985. В г.Жигулевске впервые в области в автобусах введено бескассовое обслуживание пассажиров, в обращение вошли месячные проездные билеты и талоны.

1994 год. В г.Самаре в праздновании Дня города в последний раз принял участие ветеран ТТУ трамвайный вагон образца 1915 года. Трамвай проследовал по улицам города и затем был поставлен на вечную стоянку на территории городского трамвайного депо, став экспонатом музея ТТУ.

По документам архивов области

——-

1877 — «Самарские губернские ведомости» поместили статью о торжественном вручении Самарского знамени 3-й Радомирской дружине болгарского ополчения и о подарке болгарских дружин городу Самаре – образа святого Иоанна Рыльского.

*
Back to top button