История Самары: 12 февраля. По улицам города проехал первый электрический трамвай (1915), начато бурение скважин на нефть (1931), первый пуск автоматической космической станции в сторону Венеры (1961)

12 февраля 1915 г. в 12 часов дня состоялся молебен в помещении центральной электрической станции. Затем на Алексеевскую площадь (площадь Революции) прибыли пять вагонов, в них погрузилась приглашенная публика, и вагоны отправились в трамвайный парк.
12 февраля 1931 г. в районах Самарской Луки и деревень Камышла и Байтуган впервые в Поволжье было начато бурение разведочных скважин на нефть.
12 февраля 1961 г. На орбиту Земли выведен тяжелый искусственный спутник Земли, ракетоноситель которого изготовлен в Куйбышеве на заводе «Прогресс» и на заводе им. Фрунзе. Старт автоматической межпланетной станции «Венера-1» (изделие 1ВА № 2) был осуществлён 12 февраля 1961 года в 5 часов 9 минут московского времени. Ракета-носитель «Молния». Выведенная связка зонд-разгонный блок была объявлена «тяжелым спутником 02» («Спутник-8»). После модернизации двигателей первой и второй ступени получила наименование «Молния-М». Послужила основой для создания трёхступенчатых вариантов «Восход» и «Союз».

Источник:
————


Этот день в истории города.

Самарский трамвай

12 февраля 1915 года в Самаре было открыто трамвайное движение. Несколько вагонов, украшенных национальными флагами и флагами союзных держав, проследовали из трамвайного парка на Полевой улице до Алексеевской площади, где их ждали многочисленные гости. С ними трамваи и проследовали обратно, приветствуемые толпами любопытных.

Несколько позже в здании новой электрической станции был отслужен молебен, на котором присутствовали исполняющий обязанности городского головы В.П.Ушков, руководитель трамвайной комиссии С.Н.Постников, гласные Думы и многие другие именитые граждане.

Первый маршрут пролег от Трамвайного парка (современное депо на ул. Полевой) до Алексеевской площади (ныне пл. Революции). К концу года трамваи в Самаре ходили уже по пяти маршрутам.

Сразу выявилось их преимущество перед действовавшей в городе конкой. Электропоезда развивали в три раза большую скорость — до 22 километров в час. Их не останавливала непогода, они не знали усталости, не требовали овса и были дешевле в обслуживании. Проезд на трамвае стоил 3 копейки, а на конке от 3 до 5, в зависимости от класса. За 5 копеек в то время можно было купить фунт хорошего мяса или полпуда картофеля или пару крупных сельдей. В первый же день выручка трамвайного хозяйства составила 297 руб. 60 коп.

Горожане сразу оценили скорость и удобства нового вида транспорта. Их не отпугнуло даже повышение стоимости проезда в начале 1916 г. Трамвайные линии строились параллельно конке. В итоге уже через два года ее владельцы обанкротились. Трамвай вытеснил конку.

12 (25) февраля 1915 г.

Открытие трамвайного движения, 1915 год.

Состоялось торжественное открытие Самарского трамвая. В 12 часов дня состоялся молебен в помещении центральной электрической станции. Затем, в 13 часов 30 минут на Алексеевскую площадь (площадь Революции) прибыли пять вагонов, в них погрузилась приглашенная публика, и вагоны отправились в трамвайный парк. Там после молебна была торжественно перерезана лента. Затем все пять вагонов с публикой двинулись обратно на Алексеевскую площадь.

В первом вагоне ехали представители духовенства, кропившие путь святой водой. После прибытия на площадь вагоны отправились обратно уже с платной публикой. Первый вагон вел лично инженер П. А. Суткевич.

Таким образом, Самара стала 45-м городом на территории бывшего СССР и 22-м на территории современной России, в котором появился электрический трамвай.

Линия 2-го маршрута была разбита на четыре тарифных участка с границами на Воскресенской (Самарской) площади, перекрестке улиц Троицкой (Галактионовской) и Алексеевской (Красноармейской), а также у Троицкого базара. За проезд по двум участкам нужно было заплатить 3 копейки. Трамвай работал зимой с 6 часов утра до 10 вечера, а летом – с 5 утра до 1 часа ночи. Вагоны ходили с интервалом в 5 минут. Средняя скорость движения составляла 10 верст в час. За первую неделю работы трамвай перевез 115 тыс. пассажиров и выручил 3451 рубль.

Дополнительно об истории развития трамвая в Самаре здесь:

Первые правила пользования трамваем

12 февраля (25 февраля) 1915 года по улицам Самары проехал первый электрический трамвай. А 2 октября (с.с.) 1914 Самарская городская дума утвердила правила пользования самарским трамваем.

urator.livejournal.com

——

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

12 февраля 1865 г. Самарская губерния присоединена к Казанскому военному округу.

12 февраля 1880 г. Гласные Самарской городской думы присутствовали на благодарственном молебне по случаю счастливого избавления императора от опасности. Как известно, 5 февраля в Зимнем дворце Петербурга прогремел взрыв.

Царя во дворце не было. Погибло 10 и ранено 40 лейбгвардейцев Финляндского полка. Самарские гласные решили «…в чувствах глубокого уважения к подвигу Финляндского полка поднести ему икону Божьей Матери «Взыскания погибших» с перечислением на окладе имен погибших». Командир полка флигель-адъютант Теннер на телеграмму самарцев ответил: «Не подвиг, а долг службы государю исполнил Финлядский полк. Все чины полка душевно благодарят Городскую думу за сочувствие и решение». Командир полка обещал направить имена погибших в Самару по почте.

12 февраля 1906 г. В Самаре на Саратовской (ныне Фрунзе) улице освящено здание католического костела. Он построен по проекту архитектора Ф. Богдановича в готическом стиле. Проект разработан в 1901 г., строительство осуществлялось до 1906 года под руководством архитектора А.А. Щербачева. В наши дни здание воccтановлено на средства местной общины католиков.

12 февраля 1911 г. На этот день в губернии действовало 69 потребительных обществ. Из них в Самаре – 3, в Ставрополе – 1, в Самарском уезде – 9, в Ставропольском уезде – 3.

12 февраля 1911 г. В Самаре открылась (работала два дня) губернская конференция работников мукомольно-крупяной промышленности. Положение мельниц было признано критическим из-за недостатка топлива, технического материала и «твердого плана».

12 февраля 1913 г. На перегоне Нурлат-Погрузная Самаро-Златоустовской железной дороги, в пункте 164-й версты, из-за снежного заноса пути в течение 9 часов простоял почтово-товаро-пассажирский поезд. Он был доставлен «при помощи вспомогательных паровозов». Поезд отправился по назначению с опозданием почти на 15 часов.

12 февраля 1913 г. В Народном доме состоялось юбилейное, в часть 300-летия Дома Романовых, утро самарских земских школ и школы при католическом костеле. Это утро, по мнению газеты «Волжское слово», можно признать «самым торжественным из всех юбилейных утр». Присутствовало более 800 школьников. Были на нем губернатор, полицмейстер, директор народных училищ, инспекторы городских шестиклассных училищ, учителей и учительниц городских училищ до 50 человек, член уездной земской управы Чернышев, Н.М.Набоков, несколько священников и дьяконов и до 100 родителей. Чтение состояло из двух отделений: первое было посвящено Смутному времени и избранию царя Михаила Федоровича Романова, второе – краткой истории всех царей и цариц из дома Романовых.

12 февраля 1913 г. Околоточным надзирателем 2-й части Бондиным на постоялом дворе Шаталова (в доме №51) у приезжего крестьянина Е.И. Маслова отобраны 18 осетров. Все изъятые осетры были мерою 14 вершков, тогда как по закону осетры в продаже должны быть не менее 16 вершков. На Маслова составлен протокол.

12 февраля 1913 г. В 11 часов утра в здании Самарской биржи в присутствии ее членов состоялось молебствие «в память патрона г. Самары Алексия», митрополита Московского.

12 февраля г. Комиссия Самарской думы одобрила проект устройства в городе трамвая и электрического освещения, предложенный городским инженером П.А.Суткевичем.

12 февраля 1915 г. В Самаре открыто трамвайное движение. Несколько вагонов, украшенных национальными флагами и флагами союзных держав, проследовали из трамвайного парка на Полевой улице до Алексеевской площади, где их ждали многочисленные гости. С ними трамваи и проследовали обратно, приветствуемые толпами любопытных.

12 февраля 1920 г. На общем собрании коммунистов города Бугульма создана революционная тройка для подавления восстаний в уезде. Восстание «Черного Орла» или «вилочное восстание» охватило 16 волостей Бугульминского уезда Самарской губернии, а также некоторые уезды Уфимской и Казанской губерний. Не успев освободиться от Колчака, поволжские крестьяне тут же почувствовали тяжесть продразверстки. Не удивительно, что в ходе карательной операции ни та, ни другая стороны друг друга не щадили: пленных расстреливали без суда и следствия. На подавление восстания были брошены силы Запасной армии под командованием Б.Гольдберга.

12 февраля 1920 г. Вышел первый номер молодежной газеты «Поволжский юный коммунист» (с 1996 года — «Волжский комсомолец сегодня»). «Поволжский юный коммунист» – орган Самарского губкома РКСМ. Тираж – 2 тысячи экземпляров, штат редакции укомплектован из комсомольских работников. Во главе редакции — члены губкома РКСМ Н.Мещеряков и И.Руднев. Одним из первых редакторов был Федор Гавриловича Попов, пострадавший в годы сталинских репрессий. Впоследствии его реабилитировали, он был восстановлен в партии и то, что Ф.Г.Попов успел после этого сделать для краеведения, трудно переоценить.

С 8 июня 1922 газета выходит под названием «Голос молодежи» с периодичностью 1-2 раза в неделю. 15 октября 1933 при редакции состоялся первый краевой слет юных корреспондентов. 1 февраля 1935 года, по постановлению крайкома ВЛКСМ, газета стала называться «Волжский комсомолец».

В 1941 году, в начале Великой Отечественной, издание молодежных газет было временно прекращено. Выпуск «ВК» возобновлен 1 мая 1949 года.

Годы перестройки стали одной из самых ярких страниц в истории «Волжского комсомольца». Организуемые тогда «комсомольцами» акции, яркие статьи за несколько месяцев превратили «ВК» в самую популярную и массовую газету всей Куйбышевской области: к 1989 году ее тираж превысил отметку в 160 тысяч экземпляров. Однако тогда же возникли разногласия между главным редактором А.Соколовым и группой ведущих журналистов, которые вскоре покинули издание. «ВК» был переименован в «Вольнодумец», тираж которого к 1995 году упал до 9 тысяч.

За годы своего существования эта газета, однако, была настоящей кузницей журналистских кадров для Куйбышева-Самары.

(Подробнее об истории газеты:»Волжский комсомолец» — 95 лет)

12 февраля 1920 г. Организована Ставропольская уездная архивная комиссия.

12 февраля 1920 г. В Мензелинском уезде Уфимской губернии начался мятеж, который охватил значительную часть Чистопольского уезда Казанской губернии и около половины волостей Бугульминского уезда Самарской губернии. Лозунги мятежников — «Долой коммунистов!», «Долой продразверстку!», «Советская власть без коммунистов!», «За вольную торговлю!», «Долой гражданскую грамоту!», «За веру христианскую и ислам!». На подавление мятежа Бугульминский уком РКП(б) мобилизовал всех комсомольцев и коммунистов, сформировал из них три отряда. На помощь им прибыли регулярные части Красной Армии из Бугуруслана, Казани и других пунктов. К началу марта мятеж был ликвидирован.

12 февраля 1931 г. В районах Самарской Луки и деревень Камышла и Байтуган впервые в Поволжье было начато бурение разведочных скважин на нефть.

12 февраля 1961 г. На орбиту Земли выведен тяжелый искусственный спутник Земли, ракетоноситель которого изготовлен в Куйбышеве на заводе «Прогресс» и на заводе им. Фрунзе.

12.02.1961 г. В 0:34 UTC с космодрома Байконур, стартовый комплекс № 1, осуществлен пуск ракеты-носителя «Молния 8К78», которая вывела на на траекторию полета к Венере советскую автоматическую межпланетную станцию «Венера-1» [«1ВА», сер. № 2] (00080 / 1961 Гамма 1).

Первый пуск автоматической станции в сторону Венеры.
Последняя ступень ракеты-носителя «Молния», сыгравшая роль стартовой платформы при запуске АМС «Венера-1» получила наименование «Тяжелый спутник».

«Венера-1» — автоматическая межпланетная станция (АМС), предназначенная для исследования планеты Венера. «Венера-1» стала первым космическим аппаратом, пролетевшим на близком расстоянии от планеты Венера. На разных этапах запуска иногда именовалась как «тяжелый спутник 02» или «Спутник-8».
Подробнее:

———

Дополнительно об истории этого дня из других источников:

————

Архивы Самарской области
12 февраля в истории области:

1915 год. В г.Самаре в торжественной обстановке открыто движение электрического трамвая. За несколько часов до пуска трамвая служили молебны, по окончании которых заместитель городского головы В.П.Ушаков, председатель трамвайной комиссии С.Н.Постников, строитель трамвая инженер-технолог П.А.Суткевич, епископ Самарский и Ставропольский Михаил и другие вошли в вагон. Вагон прошел от трампарка до Алексеевской площади (ныне пл.Революции). Обратный рейс был уже платным. Выручка первого дня составила 292 руб. 60 коп. Управлял трамваем П.А.Суткевич.

1943 год. Бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) в связи с отсутствием топлива на электростанциях «Куйбышевэнерго» объявило 14 февраля выходным днём для всех предприятий города Куйбышева, за исключением аэродромов, снабжение которых электроэнергией должно быть бесперебойным. Отпуск электроэнергии допускается только для дежурного освещения предприятий, для отопления и для цехов с непрерывной технологией.

1965 год. В г.Куйбышеве проведен общегородской праздник, посвященный 50-летию пуска первого электрического трамвая в г.Самаре.

1999 год. Вышел первый номер газеты «Самарский университет».

1999 год. В г.Самаре создана школа высшего спортивного мастерства №1.

По документам центрального архива области, Сызранского филиала центрального архива, архива социально-политической истории, архива Администрации Самарской области, архива мэрии Тольятти, материалам губернской прессы.

*

*Facebook организация, деятельность которой запрещена на территории России.

Back to top button