Главная / это Архив / в Мире / в России / Почему пересыхают российские реки

Почему пересыхают российские реки

Некоторые эксперты и чиновники никакой проблемы в этом не видят: мол, пересыхают в жару, а по весне снова наполняются. Во всём мире так, а куда большую опасность представляют паводки – вспомните Крымск и Благовещенск.

На самом деле всё куда печальнее. Хроническое обмеление рек вызвано вопиющей бесхозяйственностью, а сытые времена, когда власти могли всерьёз помочь рекам, прошли. Сегодня под угрозой оказалось всё речное судоходство, а неуклюжие меры властей могут проблему усугубить.

Фото с сайта skachat-kartinki.ru
Фото с сайта skachat-kartinki.ru

Ушла и не вернулась
Летом 2010 г. по федеральным телеканалам показывали обмелевшую Волгу. Корреспондент в резиновых сапогах гулял на середине великой русской реки, глубина которой местами опускалась до 40 сантиметров. Полноводный волжский приток Казанку, куда недавно заходили круизные лайнеры, и вовсе можно было перейти вброд – вода отступила на 5 метров от каждого берега.

При президиуме Академии наук Татарстана срочно собрали научный совет по экологии, который констатировал, что на 80% Волга, протекающая на территории республики, уже превратилась в болото. В республике серьёзно пострадали 79 рек длиной более 100 км и 260 рек длиной до 60 км. Для зрителей напасть объяснялась аномальной жарой, стоявшей тогда в центре России. А главная мысль состояла в том, что менять ничего не нужно: просто молиться, чтобы в следующем году пролилось побольше дождей. Аналогично сегодня проводится мысль, будто подорожавшая, дай бог, нефть разом сделает российскую экономику эффективной и конкурентоспособной. В обоих случаях слишком многое остаётся за кадром.

Лето 2014 г. было куда менее жаркое, и дожди шли через день, а Волга обмелела пуще прежнего. В 2010-м уровень реки у Нижнего Новгорода был выше 64 м, а теперь составлял 63,7 м; ещё бы 50 см – и оборудование водопроводной станции уже не достало до воды. Некогда судоходные Суру, Ветлугу и Керженец можно форсировать с разбега. На Волге в районе Городца регулярно образуются огромные пробки из различных судов. С Горьковской ГЭС трое суток аккуратно сбрасывали воду, чтобы могли пройти корабли с 2-метровой осадкой, и только на четвёртый день спуск увеличивали для проводки судов с осадкой до 2,5 метра.

Большинство построенных при СССР круизных лайнеров имеют осадку 2,5–3 метра. А загруженный под завязку сухогруз может просесть ещё глубже. По словам главы одной из судоходных компаний Александра Шишкина, при прохождении городецких шлюзов часть груза приходится перегружать на более мелкие суда,за первое полугодие 2014 г. недогруз судов составил 116 тыс. тонн. Потери одной только компании составили 500 млн рублей за шесть месяцев. На кураже после возвращения Крыма власти уговаривали народ отдыхать в России и обещали на развитие внутреннего туризма прорву денег. В то же самое время туркомпании уговаривали клиентов, уже купивших круизы по Волге, выбрать другое направление или возвращали деньги. Экологические последствия обмеления рек также будут чувствоваться много лет. И никакие дожди на следующий год их не компенсируют. Из-за пересыхания Куйбышевского водохранилища гибель грозит 80% рыбы. А вслед за этим регион покинет 90% млекопитающих.

– Обнажение обширных прибрежных участков приведёт к тому, что нерест ценнейших промысловых видов рыб весной будет происходить на заиленных участках Куйбышевского водохранилища, – говорит декан биолого-почвенного факультета Казанского федерального университета Рушан Сабиров. – Это скажется на поколении рыб, которое через два-три года достигнет промысловых размеров. Подсчётом ущерба мы пока не занимались, но если снижение улова произойдёт в 2–3 раза, а может быть, и в 10 раз, то рыбохозяйственным предприятиям придётся закрыться.

Между тем ответственные лица твердили, что всё происходящее – временное явление. Как максимум, признавалось, что на обмеление влияет объём сброса воды с водохранилищ Волжско-Камского каскада, необходимый для орошения окрестных полей. На самом деле имеются и более глубокие причины.

Подробнее на «Аргументах недели»