Моя культурная декада в Самаре
Поезд подкатывал к Самаре. Сосед по купе, молодой парень, ехавший дальше, улыбнулся мне на прощание и напел: «Ах, Самара городок…»
Это был хороший музыкальный знак. Всю неделю моего пребывания в городе мне продолжали петь, и это были в основном мои сочинения, поскольку я приехал на постановку своей оперы «Военная тайна» по Аркадию Гайдару.
За такое непростое дело взялась обычная десятая школа искусств.
Оперу я написал в расчете на мужские и юношеские голоса. Не секрет, что в школах в основном поют и обучаются игре на музыкальных инструментах девочки, мальчишек намного меньше. Но, послушав уже отобранных солистов, я, как и директор школы Галина Леонидовна Можарцева, обрел уверенность в пацанах.
Порадовали и взрослые исполнители. Роль Отца доверили педагогу по классу гитары Алексею Васильевичу Назаркину, а роль Резидента – выпускнику школы, а теперь и выпускнику Института культуры Денису Хамицкому.
Репетируя с ним, я подумал: ведь если выпускник не забывает своих педагогов, продолжает волноваться за престиж учебного заведения, это говорит о традициях преемственности, которыми напитана школа.
Хотелось бы отметить, что в Самаре более десятка школ искусств, работающих на базе общеобразовательных школ и находящихся в ведении департамента образования. В Тюмени, к сожалению, такая школ только одна. И я очень хочу поделиться этим самарским опытом с нашим департаментом образования.
Кроме репетиций оперы у меня было несколько замечательных творческих встреч.
Людмила Николаевна Ваднай, работающая в Центре эстетического воспитания детей и молодежи, подготовила концерт по моим произведениям. Ее воспитанники увлеченно спели более десятка моих песен.
Творческая встреча прошла на кафедре хорового дирижирования Института культуры. Судя по задаваемым вопросам, например, о предназначении Артиста, я понял, что студенты всерьез задумываются о своей будущей профессии. Браво кафедре и ее руководителю Наталье Эмануиловне Герасимовой!
Со Светланой Петровной Ерасовой мы были знакомы только заочно. Ее хор из поселка Новосемейкино очень удивил меня, спев несколько моих довольно сложных а-капельных произведений на международных конкурсах.
Сейчас Светлана Петровна работает в школе при оперном театре. Где и наконец-то состоялось знакомство с этим замечательным хормейстером и ее хором, который подарил мне прекрасные минуты общения и волнующее, вольное и светлое исполнение!
В Тюмени нет оперного театра, а симфонический оркестр только что создан, поэтому я с большим удовольствием просвещался сам, послушав в один из дней «Патетическую» симфонию П.И. Чайковского в исполнении оркестра под руководством маэстро Михаила Щербакова, а чуть позже переключился на джаз-трио Григория Файна, сыгравшего концерт, посвященный Оскару Питерсону.
Это были утренние концерты, и меня удивило и порадовало большое количество зрителей, много детей. Двухчасовые концерты, с пространными аннотациями, ну как не послушать известного московского музыковеда Артем Варгафтика, детьми были выдержаны достойно!
Горожане любят своих музыкантов. В обоих концертах они были удостоены бисирования.
В драме посмотрел «Шут Балакирев». Не очень люблю промывание мозгов зрителя, скажем так, некорректными словечками. Но игра восхитительна! А еще и поют, а еще и строят на голоса! Браво!
Мне не хватило времени побывать во всех театрах, но я надеюсь, это не последняя моя декада, тем более, впереди премьера оперы. Пользуясь случаем, приглашаю жителей города на ее премьеру!
ВАЛЕРИЙ СЕРЕБРЕННИКОВ, композитор, Тюмень
*