Музы не молчали

Не только экономику области, но также и культуру, искусство, быт круто изменила война. 8 июля 1941 года Куйбышевский обком ВКП(б) в целях экономии бумаги принял решение о закрытии 19 фабрично-заводских газет, журналов «Коммунист» и «Блокнот агитатора». Районные газеты стали выходить только два раза в неделю – по четвергам и воскресеньям. В августе началось повсеместное изъятие у населения радиоприемников. В домах куйбышевцев остались лишь репродукторы, которые передавали в основном патриотические песни и сводки Совинформбюро.

plakat_tass600

Но то, что и в это трудное время народу очень нужна эмоциональная поддержка, стало ясно довольно скоро. Уже в июле 1941 года Куйбышевский драмтеатр имени Горького перешел на военный репертуар – поставил спектакли «Парень из нашего города» по пьесе Константина Симонова и историческую драму «Ключи от Берлина» — о победоносном походе русских войск на Берлин при императрице Елизавете Петровне. Эти спектакли стали собирать полные залы. А фраза одного из героев «Ключей», адресованная немцам: «Помните, что мы до Берлина дошли, а вам до Москвы не дойти никогда!» вызывала бурю аплодисментов.

В кинотеатрах города в те дни особым успехом пользовались фильмы «Суворов», «Щорс», «Богдан Хмельницкий», «Танкер Дербент». Героические картины очень просили показать и колхозники. Почти 150 кинопередвижек курсировали от села к селу и вечерами собирали в клубах и сельских школах все местное население.

Начиная с августа 1941 года, в кинопрокате стали появляться боевые киносборники. Куйбышевцы впервые своими глазами увидели фронтовые будни бойцов Красной Армии. Встречавшиеся иногда на экране знакомые лица земляков вызывали бурю восторга. Потом и на фронт стали отправляться киножурналы о работе тружеников тыла. В ноябре 1941 года вышел киносборник «Средняя Волга». Газета «Волжская коммуна» писала о том, какое неизгладимое впечатление оставляли сюжеты про военное обучение трудящихся, про донора Надю Кочеткову, которая в седьмой раз отдала кровь раненым бойцам.

Самым распространенным сюжетом рисунков в годы войны были карикатуры на Гитлера. В октябре 1941 года в Куйбышеве проходили творческие вечера художественного руководителя Государственного театра кукол Сергея Образцова. В репертуар театра входили не только спектакли для детей «Волшебная галоша», «По шучьему веленью», но также и пародии, шутки, сатирические миниатюры. Но особенно нравился зрителям скетч Леонида Ленча «Сон Гитлера», в котором высмеивался фашизм и его идейный руководитель.

В ноябре в Куйбышеве стали выходить «Окна ТАСС». Их выпускало известное в стране информационное агентство и московские художники. Газета «Волжская коммуна» писала по этому поводу:

«Первое «Окно» сделано художниками Кукрыниксы совместно с художником Горяевым.

Тема и текст писателя С.Маршака:

«Места, где он оставил след,

узнаешь по кровавым рекам.

Как смеет этот людоед

Именоваться человеком!»

Художники Кукрыниксы и В.Горяев совместно с поэтами С.Кирсановым и Н.Адуевым разрабатывают ряд будущих «Окон» — «О том, как бандит на вулкане сидит», «Ворона в павлиньих перьях», «Трусливые дяди и тети, легче на повороте». Сатирическое «Окно» о Гитлере и его лакеях делают Бор.Ефимов и Н.Долгоруков. Известный художник-баталист Г.Савицкий пишет героическое панно.

Мастерская «Окон ТАСС», открытая в Куйбышеве, выпускает ежедневно до 100 экземпляров «Окон», сделанных по оригиналам художников. Над трафаретами работают опытные московские художники А.Реницкий, С.Матвеев, М.Савицкая и группа куйбышевских живописцев. Плакаты будут рассылаться во все города страны», писала газета.

С началом войны в корне изменилась творческая жизнь работников Куйбышевской государственной филармонии. Ее сцену занял местный Театр оперы, балета и музыкальной комедии, образовавшийся после слияния Театра оперы и балета и Театра оперетты. Свое помещение он отдал московскому Большому театру. Артисты филармонии стали давать свои концерты в клубах города, в воинских частях, в цехах заводов. Девять филармонических бригад в первую военную осень провели свыше 300 выездных концертов. Особой любовью зрителей пользовались песни «Синий платочек», «Землянка», «Катюша», а также стихи Константина Симонова «Жди меня». Их часто исполняли на бис.

В разгар войны, в июле 1943 года в Куйбышеве открылся Театр юного зрителя. Молодое поколение волжан, дети эвакуированных впервые увидели спектакли «Красная шапочка», «Финист — ясный сокол» и «Надежда Дурова» — прообраз будущей «Гусарской баллады».

Куйбышевский театр оперы, балета и музкомедии, чтобы не дублировать спектакли ГАБТ, перешел на постановку исключительно музыкальных комедий. Зрители тепло принимали оперетты «Цыганский барон», «Марица», «Свадьба в Малиновке». В 1942 году театр первым в стране поставил музыкальный спектакль «Табачный капитан», а потом, совместно с музыкантами ГАБТ подготовил оперу Римского-Корсакова «Снегурочка». Очень трудной для актеров была зима 1942-1943 годов.

Здание филармонии было невозможно отопить. Музыканты оркестра были вынуждены играть в перчатках. Балетная труппа репетировала прямо в валенках. Из-за морозов репетиции часто приходилось отменять, но спектакли, тем не менее, шли каждый вечер и артисты выходили на сцену в традиционных костюмах.

Помимо основной работы куйбышевские актеры вели еще и большую военно-шефскую. Выступали в воинских частях, в госпиталях, на призывных пунктах. Оказывали помощь семьям фронтовиков, готовили подарки для воинов, собирали средства в фонд обороны. Немалый вклад внесли работники сцены в строительство танковой колонны и эскадрильи самолетов «Советский артист», за что получили телеграмму с благодарностью от Сталина.

За годы войны куйбышевские артисты дали около 24 тысяч концертов и спектаклей, на которых присутствовало почти 12 миллионов человек. За этот вклад в разгром врага многие мастера сцены были награждены боевыми наградами и благодарностями Комитета по делам искусств при СНК СССР. Солисткам Куйбышевской филармонии Н.Снегиревой и В.Зенкович посчастливилось встретить День Победы в поверженном Берлине. В зале полуразрушенного рейхстага для советских бойцов они исполнили свою любимую песню «Ах Самара-городок».

Самара

В Самарской области растет число пар, получивших направления на лечение бесплодия методом ЭКО

В 2017 году свыше 1 600 семей смогут провести циклы ЭКО бесплатно, за счет средств ОМС. Это на 20% больше, чем в 2016 году. Причем, почти 200 процедур из них удастся сделать дополнительно к плановым показателям за счет увеличения объема специализированной медицинской помощи и экономии средств ОМС в первом полугодии.