Общество

Звездный путь и секреты «Прогресса»

Сегодня начинаем публикацию новой книги об одном из самых секретных предприятий Куйбышева-Самары, хотя начало свое «Прогресс» ведет от московских корней. И самый главный секрет, который мы сегодня раскроем: на том месте, где сегодня в Москве, на площади Маяковского, стоит всемирно известный концертный зал им.П.И.Чайковского, в 1894 году располагалась небольшая слесарная мастерская, с которой начинался «Прогресс»… В эти дни старейшее предприятие авиакосмической отрасли АО «РКЦ «Прогресс» отмечает 120-летие со дня своего основания. Юбилею завода посвящена книга «Звездный путь «Прогресса». Ее автор Борис Васильевич Беляков свой трудовой путь начинал на этом предприятии в цехах окончательной сборки авиационной, а позже ракетной техники слесарем, затем сотрудником заводской газеты. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Работал старшим редактором промышленных передач Куйбышевского телевидения. Более 20 лет был собственным корреспондентом ИТАР-ТАСС по Самарской и Ульяновской областям, а потом пять лет редактировал нашу интернет-газету «Самара сегодня«. Заслуженный работник культуры РФ, лауреат областной премии СЖ имени Валентины Неверовой «Личность в журналистике». Ветеран труда. Сегодня мы начинаем публикацию глав его книги.

Беляков Б.В.

Москва. Концертный зал имени П.И.Чайковского. В 1894 году на его месте располагалась небольшая слесарная мастерская, с которой начинался «Прогресс».
Москва. Концертный зал имени П.И.Чайковского. В 1894 году на его месте располагалась небольшая слесарная мастерская, с которой начинался «Прогресс».

Завод с ведущим номером

За свою долгую трудовую жизнь ОАО «РКЦ «Прогресс» бывший авиазавод № 1 имени Сталина, несколько раз менял свое название, а также профиль выпускаемой продукции. Почти всю более чем вековую историю он верно служил авиации, космонавтике и защите своего Отечества. Воспитал не одно поколение талантливых конструкторов, ученых, инженеров. Был кузницей кадров для многих предприятий отечественного аэрокосмического машиностроения. Таким он остается и сейчас.

А начинался завод с небольшой слесарной мастерской на Садово-Триумфальной улице в Москве. Ее основал немец по происхождению Юлий Александрович Меллер. Он родился в семье небогатого предпринимателя Александра Ивановича Меллера в городе Вейсенштейн Эстляндской губернии. У его отца от двух браков было девять детей: пять сыновей и четыре дочери. Один из братьев, Иван Александрович, подался в Москву, стал работать на заводе «Жако», выпускавшем металлоизделия: коробочки для конфет, подносы, иконы. Превратился в преуспевающего коммивояжера и даже приобрел усадьбу Стеблово в окрестностях Волоколамска. Вскоре к нему присоединился и вошел в дело будущий основатель завода «Дукс» Юлий Александрович Меллер.

Братья Меллеры: слева направо:
Братья Меллеры (слева направо) Константин, Юлий, Иван и Роберт

По воспоминаниям современников Юлий был человеком высокого роста, спортивного телосложения, очень веселым и предприимчивым. В 1892 году он женился на дочери московского купца Брежнева и получил огромное по тем временам приданое – 300 тысяч рублей. На эти деньги в 1893 году он приобрел небольшую слесарную мастерскую на Садово-Триумфальной, дом 170, рядом с цирком Никитиных. Сейчас на этом месте размещается Концертный зал имени Чайковского. Здесь, в полутемном каменном сарае работало 10 человек. Изготавливали трапеции и лестницы для цирковых аттракционов, а также различные металлоизделия и трубы парового отопления. Дела шли неплохо. Уже в первый год мастерская имела оборот 30 тысяч рублей.

Как и во всей Европе, в Москве в те годы все большую популярность набирала езда на велосипеде. Появилось «Московское общество циклистов-любителей». Меллер был одним из его активных членов, постоянным участником и организатором различных соревнований.

В 1893 году состоялся первый чемпионат мира по велоспорту. Он способствовал еще большему росту популярности двухколесных машин, которые в то время везли в Россию из-за рубежа, в основном из Англии. Юлий Александрович загорелся идеей организовать собственное производство велосипедов.

Мастерская ДУКС
Мастерская ДУКС

Дав своей мастерской название «Dux Ю.А.Меллер» (Dux в переводе на русский означало «вождь» или «ведущий»), Юлий Александрович в 1894 году приступил к выпуску двухколесных машин. Первоначально все комплектующие везли из Англии. Но очень скоро рамы стали делать собственными силами, из своих труб и даже с учетом пожеланий заказчиков: по их росту и комплекции. В каталоге выпускаемой продукции было более десяти моделей велосипедов, в том числе спортивные, гоночные, прогулочные, дорожные, дамские, мужские, детские. А один изготовили по спецзаказу царского двора для царевича Алексея, за что удостоились высочайшей похвалы. Продавались велосипеды в собственных магазинах в Москве на Неглинном проезде, а в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и Мойки. И если в первый год было продано полторы сотни велосипедов, то в 1914 году – более 6000.

На Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, были представлены все модели велосипедов «Дукс». Сам Меллер приехал на выставку на своем квадруплете – четырехколесном сдвоенном тандеме – вместе с членами общества циклистов А.Левковичем, Н.Васильевым, А.Брилиантовым, преодолев 400 верст нелегкого пути. Московский журнал «Циклист» очень лестно отозвался об экспозиции москвичей: «Все велосипеды «Дукс» выглядели изящно, имели узкую каретку, раму 1896 года и легкий вес». Продукция фабрики «Дукс» была отмечена бронзовой медалью выставки. Это была первая из многочисленных впоследствии больших и малых наград крупнейшего в стране велосипедного производства.

Лыжный автомобиль Меллера 1907 г.
Лыжный автомобиль Меллера 1907 г.

(Продолжение следует)

———

Начало:

Звездный путь и секреты «Прогресса»

«Звездный путь «Прогресса»». История авиазавода №1, будущего ОАО «РКЦ «Прогресс» (2)

«Звездный путь «Прогресса»» История авиазавода №1, будущего ОАО «РКЦ «Прогресс» (3)

*

По теме

Back to top button