ВажноОбщество

Признает ли Самара Георгиевскими кавалерами своих граждан полковника Григория Струкова и протоиерея Фёдора Михайлова?

Публицистические заметки известного самарского журналиста Андрея Бондаренко. Чтобы помнили… Сейчас в нашем городе на Волжском склоне под площадью Славы готовится открытие Аллеи Гордости и Славы Самарской области. Впервые на ней планируется упомянуть имена самарских Георгиевских кавалеров. Но пока не нашло понимания предложение о необходимости включить в небольшой список на доску Памяти имена и фамилии известных на сегодня самарских кавалеров всех трёх Георгиевских наград. Не только нижних чинов Русской императорской армии и флота, но также офицеров и священников.

Самарская областная общественная организация «Герои Отечества» предложила почтить нашей памятью 55 «героев былых времён» — жителей Самарской губернии. Среди ни 17 офицеров и генералов Самарского гарнизона, которые за свои подвиги на поле брани были отмечены военным императорским орденом Святого Георгия или награждены золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость». Это 30 призванных из Самарской губернии солдат и унтер-офицеров Русской императорской армии, которые за боевое отличие были удостоены полного банта знака военного ордена Святого Георгия – Георгиевского креста и получили право именоваться полными Георгиевскими кавалерами. И 8 священнослужителей Самарской епархии Русской православной церкви, выпускников Самарской семинарии, в последующем полковых и корабельных священников, которые за свои ратные подвиги были награждены золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из кабинета его императорского величества или удостоены ордена Святого Георгия или Георгиевских крестов.

Руководство проекта считает возможным разместить на этом самарском мемориале памяти героев лишь имена солдат и матросов, унтер-офицеров и старшин, получивших за свои подвиги 4 знака военного ордена. Возможно, со мною не согласятся, но лично я считаю это реликтом времён государства диктатуры пролетариата, которое после революции 1917 года отменило все сословия и ордена Российской империи. В том числе и её единственный военный орден – орден Святого Георгия. Лишь через десятки лет это государство разрешило носить заслуженные в боях за старую Россию солдатские награды – Георгиевские кресты, которые официально являются не орденами, а знаками военного ордена. Только к 1000-летию крещения Руси атеистическое государство «реабилитировало» Русскую православную церковь и её священнослужителей. А до этого «служители культа» оставались людьми второго сорта.

Сейчас новая Россия не отказывается от своего прошлого. Возрожден и старый российский военный орден. Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 года №2424 «О государственных наградах Российской Федерации» было установлено: «…восстановить российский военный орден Святого Георгия и знак «Георгиевский Крест». Этот Указ Президиума Верховного Совета утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2557. Правда, статут восстановленного ордена появился в 2000 году, а первые награждения произошли лишь в 2008 году. И первым жителем Самарской области, который был отмечен возрождённой Георгиевской наградой, стали не самарские обладатели знаков «Георгиевский крест» сержант Роман Бывалин и младший сержант Максим Емельянов, а кавалер ордена Святого Георгия — советник министра обороны РФ генерал армии Николай Макаров, служивший в посёлке Рощинский командующим 2-й гвардейской танковой армией.

Мы хотим, чтобы Самара и область почтили своей памятью не только Георгиевских кавалеров старой России из числа солдат и матросов, но и своих офицеров и генералов, своих героев из числа священников. Не так давно самарцы впервые узнали о Георгиевском кавалере Григории Никаноровиче Струкове (1771-1846), полковнике Русской императорской армии и гражданском генерале — действительном статском советнике. Он отдал военной и гражданской службе свыше 60 лет и более 200 лет назад за свои подвиги на поле брани был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени (1811). Имя этого боевого офицера носит старейший парк Самары — Струковский сад.

Кстати, в 1906 году в этом Струковском саду был впервые исполнен знаменитый вальс «На сопках Маньчжурии». Он был написан капельмейстером полкового оркестра И.А.Шатровым в память о павшем в Маньчжурии командире стоявшего в Самаре 214-го пехотного Мокшанского полка. Это обладатель Золотого Георгиевского оружия полковник Побыванец Павел Петрович (14.01.1848 — 1.03.1905), участник Русско-турецкой войны 1877-1878 и Русско-японской войны 1904-1905 гг. Он особенно отличился на Маньчжурском фронте в боях под Мукденом. С 18 февраля 1905 года более 10 дней, упорно обороняясь и яростно контратакуя, полк удерживал позиции у железной дороги, не давая японцам окружить русскую армию. Георгиевский кавалер полковник Побыванец умер от тяжёлой раны, полученной в ходе боя по прикрытию отхода 22-й пехотной дивизии. В предложенном нами списке и единственный известный на сегодня самарец — герой первой Севастопольской обороны Голев Иван Петрович (1795-1880), генерал-майор Русской императорской армии, кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени (1855). Он был похоронен в 1880 году в Самаре в Иверском девичьем монастыре. На его похоронах воинские почести отдал почётный караул от 159-го Гурийского пехотного полка Самарского гарнизона. Разместить на досках памяти Аллеи Гордости и Славы имена Георгиевских кавалеров полковников Григория Струкова и Павла Побыванца, генерала Ивана Голева и других высших и старших офицеров Самарского гарнизона это значит — нынешнему и последующим поколениям жителей Самары отдать этим героям заслуженные ими воинские почести.

Иначе получается непонятная несправедливость. Так, вместе с генералом Голевым героем обороны Севастополя стал адмирал Павел Нахимов, дважды кавалер ордена Святого Георгия. В его честь уже в советское время названы нахимовские военные училища. Но героем Севастопольской обороны стал и дважды кавалер знака «Георгиевский крест» матрос Пётр Кошка. Выходит, если следовать предложенным критериям, то следует переименовать нахимовские в кошкинские училища. Но кто в России это поймёт и поддержит?

Самарские «Герои Отечества» предлагают почтить память и наших земляков героев-священников, отмеченных Георгиевскими наградами. Вот лишь один пример, о котором написал в своей книге «Ратные подвиги православного духовенства» член Союза писателей России протоиерей Николай Агафонов, бывший настоятель самарского Георгиевского храма, а ныне священник Петропавловского собора.

Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. в Кавказской армии прославился священник прибывшего из Самары 160-го Абхазского пехотного полка Фёдор Михайлов. Когда полк участвовал в боях, он постоянно находился в передовых цепях. Если же полк выводили из боя, отец Фёдор шел в передовые шеренги других полков. Солдаты не только горячо любили своего батюшку, но и искренне считали, что пули его не берут. За отличие в боях под Эрзерумом он был произведен в протоиереи. Его подвиги были отмечены золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, орденами святого Владимира 4-й степени с мечами, святой Анны 2-й степени с мечами и многими медалями. Боевых наград было у отца Федора так много, что он из скромности стеснялся их все надевать. Случалось, что захваченный азартом боя полковой священник, вспомнив бурсацкую молодость, подбирал рукава рясы и скосив рот не божественным призывом, а солдатским «Ура!» бросался вместе с полком в рукопашную. Конечно, такие поступки официально не приветствовались, но после боя командир, смахнув с седого уса слезу умиления, обнимал полкового священника за плечи и говорил: «Ну, батюшка, ты и даешь! Буду к ордену представлять». И такие случаи были, явно, нередки.

Все самарские обладатели Георгиевских наград из числа солдат, офицеров и священнослужителей являются героями нашей России. Мы их должны одинаково почитать. Они завоевали в боях за нашу Родину право, чтобы о них помнили.

Генералы и офицеры Самарского гарнизона, награждённые орденом Св. Георгия

1. Белихов Николай Васильевич.
2. Берхман Георгий Эдуардович.
3. Гаврилов Василий Тимофеевич.
4. Гернгросс Александр Алексеевич.
5. Голев Иван Петрович.
6. Дембовский Леонид Матвеевич.
7. Думброва Лев Трофимович.
8. Койчев Христо Нейкович.
9. Корф Семен Артурович.
10. Орлов Николай Александрович.
11. Побыванец Павел Петрович.
12. Потапов Степан Захарович.
13. Струков Григорий Никанорович.
14. Тахтаров Дементий Владимирович.
15. Цуриков Афанасий Андреевич.
16. Черячукин Александр Васильевич
17. Шувалов Андрей Петрович

Уроженцы и жители губернии — полные кавалеры Георгиевского креста

1. Арютин Андрей Сергеевич.
2. Белокозов Петр Порфирьевич.
3. Бузаев Ефим Алексеевич.
4. Василевский Семён Григорьевич.
5. Вдовин Иван Евдокимович.
6. Глухов Егор Сафронович.
7. Горюнов Матвей Дмитриевич.
8. Дедюлин Александр Григорьевич.
9. Долматов Владимир Иванович.
10. Дубовицкий Яков Иванович.
11. Дуванов Сергей Матвеевич.
12. Загрядский Иван Алексеевич.
13. Захаров Яков Родионович.
14. Зыбин Сильвестр Николаевич.
15. Иваков Василий Алексеевич.
16. Караваев Егор Александрович.
17. Колмантаев Хисматулла Рамазанович.
18. Кочергин Николай Карпович.
19. Кочетов Николай Георгиевич.
20. Мешалкин Петр Федорович.
21. Митин Николай Тимофеевич.
22. Подкопаев Илья Никитич.
23. Попов Михаил Иванович.
24. Самсонов Герасим Николаевич.
25. Селезнёв Фёдор Саввович.
26. Сунчелеев Павел Мефодьевич.
27. Тепловодский Степан Федорович.
28. Федин Андрей Яковлевич.
29. Шурыгин Николай Александрович.
30. Щуренков Петр Иванович.

Самарские священники, отмеченные Георгиевскими наградами

1. Горбаневский Филипп Петрович.
2. Дубняков Николай Павлович.
3. Казанский Владимир Андреевич.
4. Крепкогорский Михаил Гаврилович.
5. Михайлов Феодор Матвеевич.
6. Сергиевский Иоанн Васильевич.
7. Смирнов Иван Иванович.
8. Хитров Георгий Андреевич.

Андрей БОНДАРЕНКО,
автор книги о самарских Георгиевских кавалерах Первой мировой войны.

*

По теме

Back to top button