Небо

На Марсе всё-таки будут цвести яблони

С момента путешествия в космос Юрия Гагарина прошло уже более 50 лет, с тех пор орбитальные полёты из фантастики превратились в повседневную жизнь земной науки. Пора бы уже двигаться дальше. Но куда? Конечно, на Марс. По всей видимости, такое решение уже принято многими земными правительствами.

Уже очень скоро

Пилотируемый полёт на Марс должен произойти в первой половине XXI века. В 2011 году российские учёные сделали важный шаг на пути к реализации этой мечты. Они провели эксперимент «Марс-500», в ходе которого были сымитированы условия полёта к Красной планете. Будущие космонавты провели в абсолютной изоляции полтора года – именно столько времени потребуется, чтобы достичь Марса, высадиться на его поверхность, а затем вернуться на Землю.

С 2010 года НАСА тоже разрабатывает проект полёта на Марс, который носит название «Столетний космический корабль». Основная идея американского проекта состоит в том, чтобы отправлять землян на Марс безвозвратно. Это приведёт к значительному сокращению стоимости полёта, появится возможность брать больше груза и людей. Первый корабль к Красной планете планируется отправить уже в 2030 году. Высадившиеся на Марс астронавты смогут производить кислород, воду и пищу. Каждые два года, когда Марс будет оказываться на нужной орбите, НАСА сможет пополнять запасы «колонии» и доставлять новых астронавтов.

Существует ещё проект Mars One, основанный голландским инженером Басом Лансдорпом. Согласно разработанному Басом плану действий, первые четверо покорителей Марса должны отправиться в путь в 2022 году и после семи месяцев полёта высадиться на далёкой планете. В 2025 году ожидается прибытие второй группы колонистов. Правда, участникам экспедиции сообщили, что на Землю они вернуться не смогут. Слишком накладно и проблематично. Несмотря на это, отбоя от желающих принять участие в экспедиции нет.

Американская некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation планирует в январе 2018 года отправить пилотируемую экспедицию, которая облетит Марс и вернётся на Землю.

Почему нас так волнует полёт на Марс? Потому что человека во все времена будоражила мечта о полётах в космос и покорении других планет. Но Луна, по всей видимости, уже занята какой-то другой инопланетной цивилизацией. А Марс… возможно, занят нами.

Мы по нему когда-то хаживали?

Некоторое время назад западная пресса опубликовала кадры из видеофильма, запечатлевшего высадку на поверхность Марса советско-американской космической экспедиции. Сквозь помехи можно разглядеть, как по песчаной поверхности планеты передвигается человеческая фигура в скафандре. Приземлившись, астронавты случайно спугнули какое-то животное, напоминающее легендарных подземных монстров-червей…

История о полёте на Марс кажется фантастической, но ведь в начале 60-х годов в Советском Союзе действительно была создана ракета для полёта людей на Красную планету.

Работа над марсианским проектом началась ещё в 1959 году. Но всерьёз о полёте на Марс в правительстве СССР заговорили лишь в 1969 году, после того как американцы высадились на Луну. Именно тогда и появился проект «Аэлита», за основу которого были взяты разработки научной группы К.П. Феоктистова, сделанные в начале 1960-х.

Это был целый город-корабль. Конструкторы позаботились обо всём: от радиационной защиты до гигантской оранжереи. Внутренний объём межпланетного корабля состоял из пяти отсеков: кабина космического корабля, аппарат для полёта в марсианской атмосфере, два модуля для высадки на поверхность планеты (один основной, а второй запасной – на случай, если первый при посадке получит повреждения) и ядерный реактор в защитном кожухе. Сам корабль, представлявший собой удлинённую иглу, предполагалось построить на околоземной орбите путём автоматической стыковки двух беспилотных блоков, выводимых в космос модифицированным вариантом легендарной королёвской ракеты «Н-1М».

Кстати, ещё в 1967 году в Институте медико-биологических проблем РАН был осуществлён эксперимент, очень похожий на «Марс-500». Будущие космонавты около года провели в полной изоляции, живя в макете жилого отсека с частично замкнутым циклом систем жизнеобеспечения.

К Марсу экспедиция должна была стартовать 8 июня 1971 года. Эту дату взяли не с потолка, а из расчётов астрономов: именно тогда был наиболее благоприятный период так называемого великого противостояния планет, когда расстояние между Землёй и Марсом сокращалось до минимума.

Однако вмешались некие верховные силы, и, когда всё уже было готово к старту, запуск был отменён, а через два года по официальному распоряжению марсианскую программу вообще закрыли, объяснив это решение тем, что проект слишком дорог. Но режиссёр Кристофер Майлз, который и предъявил миру уникальную плёнку о советско-американском полёте, считает, что экспедиция всё-таки состоялась, что русские на самом деле не свернули свою марсианскую программу, а объединились с американцами. В качестве доказательства Кристофер Майлз приводит странную фразу, которую удалось перехватить одному британскому астроному: «Мы на Марсе! Здесь есть жизнь!»

А что с доказательствами?

Недавно американский марсоход Curiosity прислал на Землю новую порцию фотоснимков, которые, возможно, являются доказательством правоты Майлза: на выжженной испепеляющим солнцем поверхности Красной планеты явно виден предмет, напоминающий могильный крест. Разумеется, учёные тут же разделились на скептиков и оптимистов. Первые заявляют, что это просто тень от марсианских скал. Но вторые уверены, что робот мог наткнуться на настоящее марсианское кладбище и объект, похожий на могильный крест, в действительности им и является.

Но кого могли похоронить на Марсе под этим крестом? Может быть, одного из русских астронавтов, участвовавших в той экспедиции? А это означает, что «Аэлита» более-менее успешно долетела до Марса и что остальные участники экспедиции, возможно, живы до сих пор.

Вскоре американский астроном Дэвид Мартинес добыл ещё доказательство. При помощи Google Mars он обнаружил на Марсе сооружение, которое, по его мнению, является космической станцией, на которой живут или когда-то жили марсиане. Объект имеет цилиндрическую форму и обладает поистине гигантскими размерами: 213,36 м в длину и 45,72 м в ширину. Дэвид уверен, что – это рукотворная постройка, поскольку она окрашена в белый цвет с синими и красными полосами. Удивлённый астроном назвал открытый им объект «Биостанцией Альфа» (Bio station Alpha). Его координаты на Google Mars: 71°49’19.73 N, 29°33’06.53 W.

«Я надеюсь, – говорит Мартинес в интервью, – что это не оружие, а электростанция, бомбоубежище или обычный дом. Смею предположить, что это может быть промежуточная станция для космических путешественников. Или собственность НАСА, которое развернуло миссию по освоению Марса и по непонятным причинам забыло оповестить об этом общественность. Как бы то ни было, но у того, кто бы его там ни оставил, была определённая цель. Интересно, какая именно? Не могу представить, кто бы мог захотеть жить на Марсе, особенно если совсем рядом находится такое райское местечко, как Земля».

Но были такие люди, решившиеся променять Землю на полную неизвестность. Это – отважный экипаж «Аэлиты». Возможно, именно они построили этот объект, ведь экипаж «Аэлиты» должен был не только опуститься на поверхность Марса, но и основать здесь поселение.

За основу марсианского города была, по всей видимости, взята концепция лунного поселения, которую в 60-е годы разрабатывало конструкторское бюро академика Владимира Бармина. Учёные решили, что жилищу, установленному на другой планете, идеально подходит форма железнодорожной цистерны. Предполагалось, что на Земле такая «цистерна» будет изготавливаться в виде металлической гармошки, а на «строительной площадке» в гармошку под давлением станет подаваться воздух, и в итоге «цистерна» разъедется и увеличится почти вдвое. Некоторые объёмные части инопланетного дома предполагалось делать из металлов с механической памятью. Смятые почти в лепёшку, такие детали восстанавливают первоначальную форму при нагревании в 100–120°С.

То, что Дэвид Мартинес увидел на марсианских фотографиях, очень похоже именно на такой дом.

Но почему раньше ничего не было известно об этой экспедиции?

Режиссёр Кристофер Майлз считает, что в мире существуют две космические программы: одна – официальная, другая – тщательно скрываемая от публики. «Правительство намеренно утаивает от нас секретную информацию, – говорит он, – а нам, соответственно, всегда суждено находиться в потёмках».

Но возможно и то, что с «Аэлитой» просто прервалась связь, и никто долгое время не знал, что с ней случилось дальше, после спуска на марсианскую поверхность.

В те времена люди были уверены, что к 1970 году человечество сможет достичь Луны, к 1980 году – Марса, к 1990 году – Сатурна, а в 2000 году доберёмся и до Альфы Центавра. Но, по словам очевидцев, мечта покорить Марс разбилась после одного за другим четырёх неудачных стартов, которые произошли в начале 70-х годов. Что это были за неудачи, мы не знаем. По всей видимости, связь с нашей марсианской колонией была утеряна, и продолжения не последовало.

Но можно предположить, что недавно на Землю поступило какое-то сообщение из нашей марсианской колонии. Возможно, экипаж «Аэлиты» жив и успешно осваивает планету. Более того, в таком случае на Марсе должно жить уже несколько поколений землян, которые, как астронавты из «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери, нашли на Красной планете свой дом и теперь зовут землян к себе в гости. Тогда действительно настало время лететь на Марс. Пора!

«Аргументы Недели» № 13 (454) от 9 апреля 2015