ВажноЛюди (архивная рубрика)

Пять лучших фильмов Кустурицы

Мастер трагикомедии и «духовный цыган» Эмир Кустурица 24 ноября отметил свой шестидесятый день рождения. В честь этого события мы решили подобрать пять картин именитого режиссера, которые обязательно стоит посмотреть.

Эмир Кустурица родился в 1954 году в Сараево, в то время — столице республики Босния и Герцеговина в составе Югославии. Эмир — настоящий любимчик крупнейших кинофестивалей Европы: в его арсенале уже есть и венецианский лев, и берлинский медведь. Кустурица стал четвёртым режиссёром, дважды завоёвывавшим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (после Альфа Шёберга, Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста; позже это достижение повторили Сёхэй Имамура, братья Дарденн, а также Михаэль Ханеке).

Картины Кустурицы неизменно покоряют уникальной атмосферой, национальным колоритом и прекрасной музыкой, которая после просмотра еще не один день звучит в голове. Они всегда очень человечны и заставляют смеяться сквозь слезы.

«Время цыган» (1988)

«Время цыган» («Дом для повешения») — культовая работа режиссера. Картина стала первым обращением режиссера к ставшей знаковой для него цыганской теме, а также первым фильмом о цыганах на цыганском языке.

Еще одной находкой ленты стала музыка Горана Бреговича, которая потом еще долго будет ассоциироваться с картинами Кустурицы. Этой музыкой каждый год открывается официальная программа Каннского кинофестиваля. Кстати, режиссер сотрудничал с композитором и в следующих двух своих фильмах.

За «Время цыган» Кустурица был удостоен на Каннском кинофестивале приза за режиссуру.

«Аризонская мечта» (1993)

 

Во время работы Эмира Кустурицы в Колумбийском университете его студент Дэвид Аткинс написал сценарий, который лег в основу на данный момент единственной голливудской картины режиссера. Финансово фильм был неудачным. На создание картины ушло очень много времени – у Эмира развилась депрессия на фоне начавшейся войны в его родной Югославии.

И, несмотря на «звёзд» американского кино (Джонни Деппа и Фэй Данауэй) и «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля, лента провалилась в прокате, хотя до сих пор считается критиками и киноманами одной из лучших работ режиссера.

Эта фантасмагорическая лента-притча снята по сценарию знаменитого югославского драматурга Душана Ковачевича.

Недолгий голливудский период режиссера закончился, и в это неспокойное для Югославии время Кустурица вернулся на родину.

Фильм «Андерграунд» рассказывает об оторванных от жизни подпольщиках-антифашистах. Они продолжают свою деятельность, несмотря на то, что Вторая мировая война давно закончилась.

Реакция критики на картину была неоднозначной, и Кустурица, решив, что его не поняли, даже заявлял, что уходит из кинематографа. Тем не менее, «Андеграунд» принёс ему вторую «Золотую пальмовую ветвь» кинофестиваля в Каннах.

«Черная кошка, белый кот» (1998)

В ленте «Черная кошка, белый кот» Кустурица вновь возвращается к цыганской теме. Но в отличие от «Времени цыган», это комедия, хоть и грустная.

Этот немного сюрреалистический фарс рассказывает о безумной свадьбе вот-вот грозящей превратиться в похороны.

Картина была фаворитом Венецианского кинофестиваля, но не получила главный приз, хотя Кустурица был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу.

«Жизнь как чудо» (2004)

В этой ленте Эмир Кустурица после долгого творческого тайм-аута вновь обращается к теме войны на Балканах, действуя в своём любимом жанре трагикомедии.

Картина был представлена на 57-м Каннском кинофестивале, но получила лишь приз французской системы образования. Также за «Жизнь как чудо» Кустурица был удостоен французской премии «Сезар».

www.euromag.ru

*

По теме

Back to top button