Главная / Важно / Приобретайте впечатления, а не вещи

Приобретайте впечатления, а не вещи

Впечатления приносят людям гораздо больше счастья, чем вещи. Живите предвкушением, впечатлениями и воспоминаниями — новое исследование психологов основывается на модной мантре поведенческой экономики. Приобретенные впечатления, такие как концерты, поездки, походы в кинотеатр и так далее, как правило, берут верх над покупкой каких-либо материальных ценностей.

Живите предвкушением, впечатлениями и воспоминаниями — новое исследование психологов основывается на модной мантре поведенческой экономики

Сознание среднестатистического человека блуждает 47% времени. Оно блуждает примерно треть того времени, которое человек тратит на чтение, беседу с другими людьми или уход за детьми. Оно блуждает примерно 10% того времени, которое человек тратит на занятия сексом. И, по мнению психолога Мэтью Киллингсворта (Matthew Killingsworth), такое блуждание сознания негативно сказывается на степени благополучия человека. Сознание должно находиться в одном месте. Во время обучения в Гарварде Киллингсворт собрал множество данных и выдвинул мощные аргументы в пользу всевозможных клише, касающихся преимуществ жизни здесь и сейчас. В своей работе, написанной в соавторстве с Дэниэлом Гилбертом (Daniel Gilbert) и опубликованной в 2010 году в журнале Science, он написал, что «блуждающее сознание — это несчастное сознание».

С точки зрения Киллингсворта, счастье заключено в ежеминутных впечатлениях. Сами по себе материальные объекты не несут в себе никакой ценности, но они могут содержать в себе некое обещание будущего счастья. Разумеется, удовлетворение от обладания какой-либо вещью не обязательно должно прийти в момент ее приобретения. Мы можем ощущать удовлетворение, предвкушая ее приобретение, либо вспоминая о том, как мы ей владели. Тем не менее, по мнению этих психологов, способность человеческого мозга размышлять о прошлых и будущих событиях в течение слишком длительного периода времени оборачивается потерей ощущения счастья. Наше сознание, как правило, уводит нас к мрачным, а вовсе не фантастическим, местам. Разумеется, лишь в том случае, если мы не предвкушаем ничего удивительного или не вспоминаем о чем-либо приятном.

Множество различных исследований, проведенных за последнее десятилетие, доказали, что впечатления приносят людям гораздо больше счастья, чем вещи. Идея о том, что приобретение опыта и впечатлений приносят больше удовольствия, чем приобретение вещей, долгое время занимала центральное место в работе профессора психологии Корнельского университета Томаса Гиловича (Thomas Gilovich). С 2003 года он занимается изучением того, почему именно приобретать впечатления и новый опыт гораздо полезней, чем приобретать материальные вещи. В сентябре Гилович и Киллингсворт вместе с докторантом Корнельского университета Амитом Кумаром (Amit Kumar) опубликовали в журнале Psychological Science статью, в которой они обосновали идею о том, что расходование денег на приобретение впечатлений «сопровождается более продолжительным ощущением счастья». Они выдвинули идею о том, что предвкушение является тем фактором, который стимулирует ощущение счастья и польза от расходования денег на впечатления начинает накапливаться еще до того момента, когда была совершена эта «покупка», и продолжает накапливаться даже после ее совершения.

В сущности, с точки зрения этих психологов, если вы не можете жить одним мгновением, то есть здесь и сейчас, лучше всего жить в предвкушении каких-либо новых впечатлений. Приобретенные впечатления, такие как концерты, поездки, походы в кинотеатр и так далее, как правило, берут верх над покупкой каких-либо материальных ценностей, потому что польза от приобретения чего-либо начинает накапливаться еще до момента самой покупки.

Предвкушение каких-либо впечатлений, очевидно, заставляет людей чувствовать себя более счастливыми и взволнованными, чем ожидание каких-то материальных благ. В противоположность этому ожидание какого-либо материального приобретения зачастую сопровождается скорее нетерпением, чем предвкушением. «Подумайте о том, что вы чувствуете, предвкушая вкусный ужин в хорошем ресторане или начало отпуска, — сказал мне Кумар, — и о том, насколько эти чувства отличаются от ожидания заказанного вами нового iPhone. Или от тех ситуаций, когда обещанные два дня доставки с Amazon кажутся вам слишком долгим сроком».

Предыдущие исследования Гиловича показывают, что впечатления делают нас более счастливыми, потому что мы, как правило, не склонны измерять их ценность, сравнивая их с впечатлениями других людей. К примеру, как пишут Гилберт и его соавторы в своем новом исследовании, многие люди затрудняются ответить на вопрос, хотели бы они получать высокую зарплату, которая была бы ниже, чем у их сверстников, или же более низкую зарплату, которая была бы выше зарплаты их сверстников. Когда речь заходит о впечатлениях, подобных вопросов не возникает. Что вы выбрали бы: две недели отпуска, если у ваших коллег будет только одна неделя, или же четыре недели отпуска, если у ваших коллег будет восемь недель? Практически не задумываясь, люди выбирают четыре недели.

Приобретение или «покупка» впечатлений зачастую связана с темами идентичности, общения и социального поведения. Оглядываясь назад на совершенные покупки, можно сказать, что впечатления делают людей более счастливыми, чем материальные приобретения. Многим кажется нелогичной идея о том, что, если вы заплатите за впечатления — к примеру, за поездку куда-либо — она быстро закончится, и после нее ничего не останется, но если вы купите какую-либо вещь — к примеру, диван — по крайней мере он простоит у вас в течение долгого времени. На самом деле большинство из нас обладают ярко выраженной способностью к так называемой гедонистической адаптации, то есть мы очень быстро перестаем ценить те вещи, с которыми мы часто сталкиваемся. iPhone, новая одежда, диваны и тому подобное быстро превращаются всего лишь в фон. Они портятся и устаревают. Но когда речь заходит о впечатлениях, именно их мимолетность делает их чрезвычайно ценными для нас. Либо они слишком скоротечны, чтобы успеть стать неидеальными, либо они неидеальны, но в наших воспоминаниях и рассказах они со временем становятся все более приятными. Даже плохие впечатления со временем превращаются в хорошую историю.

Если на протяжении всего отпуска в курортном городе шел дождь, по словам Кумара, «люди, как правило, говорят, что они оставались в отеле и играли в настольные игры и что проведенное вместе время очень помогло укрепить семейные связи, или нечто в этом роде». Даже если в конкретный момент некий опыт был негативным, со временем он становится положительным. С материальными покупками такое происходит крайне редко, потому что они всегда находятся у нас перед глазами. «Если мой новый Macbook начинает тормозить, — объяснил он мне, — я не могу сказать, что мой компьютер, по крайней мере, работает, хоть и с перебоями».

«Или, по крайней мере, мы с моим компьютером теперь сможем проводить вместе больше времени, потому что он работает так медленно», — предложил я.

Подробнее:
| InoSMI

("The Atlantic ", США)

Оригинал публикации: Buy Experiences, Not Things

Опубликовано: 07/10/2014