ВажноКультура в России

Знаменитый кабинет Юрия Любимова в Театре на Таганке будет открыт для посетителей

Знаменитый кабинет Юрия Любимова в Театре на Таганке будет открыт для посетителей, сообщил директор театра Владимир Флейшер. «Сейчас, когда в театре идет капитальный ремонт, такие посещения редки, но по окончании работ будут постоянно проводиться экскурсии», – сказал он. Кабинет Любимова никто не трогал, в нем никто никогда, кроме Юрия Петровича, не работал. Он будет сохранен в том виде, каким оставил его режиссер.

В кабинете, где Любимов проработал более полувека, стены расписаны автографами и поздравлениями известнейших людей России и мира: поэтов, художников, режиссеров, писателей, композиторов, академиков. На стенах кабинета зафиксирована почти вся история Таганки. Начало стенным росписям положил Андрей Вознесенский. Автографы оставили на этих стенах Андрей Тарковский, Артур Миллер, Лоуренс Оливье, Анна Маньяни, Юрий Трифонов, академик Сергей Аверинцев и многие-многие другие. В кабинете была уникальная коллекция кукол с лицами актеров Таганки, много театральных афиш, была гитара Высоцкого. Но некоторые вещи, покидая театр, Юрий Петрович взял с собой.

По информации РИА Новости

Независимая газета

———

Кабинет Юрия Любимова

«Под кабинет мне сначала предлагали другую, более жизнерадостную, светлую комнату, — вспоминает главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов. — А я выбрал эту: угрюмую, темную, куда никогда не заглядывает солнце».

Но за 40 лет многочисленные друзья хозяина преобразили помещение!
Дверь разрисовал Эрнст Неизвестный. Причем первые штрихи нанес еще в 1976 году, до эмиграции, а приехав в Москву в 1999-м, завершил работу. Стены же кабинет исписаны автографами на самых разных языках. Здесь можно увидеть даже надписи на древнегреческом и латыни — их сделал академик Сергей Аверинцев. Иннокентий Смоктуновский написал: «Взволнован! Так ново — удивительно!», Альфред Шнитке: «Дорогой Ю. П. Сегодня мы все счастливы. 12.05.88». А легендарный режиссер Сергей Параджанов: «Любимов — гений. Мое пророчество неизбежно» (эта надпись, оставленная в оконном проеме, прикрывается шторой). Отметились здесь Андрей Тарковский, Артур Миллер, Нина Ананиашвили, Жан Вилар, сэр Лоуренс Оливье, Белла Ахмадулина, Анна Маньяни, Уоррен Бити, Роберт Ретфорд, Юрий Трифонов. А начало этой «настенной живописи» положид Андрей Вознесенский. В 1964 году под впечатлением первой постановки театра «Добрый человек из Сезуана» поэт размашисто написал: «Все богини — как поганки перед бабами с Таганки».

В 70-80-е годы это стихийное творчество вызвало недовольство властей. «Официальный кабинет расписан как сортир! — возмущался первый секретарь Московского горкома КПСС товарищ Гришин. — Вы оскорбили всех гражданок СССР, написав „Все гражданки — как поганки перед бабами с Таганки“!» «После этого, — рассказывает режиссер, — я стал донимать Вознесенского: член Политбюро — лучший, чем он стихотворец!»

Однажды к Любимову вошли несколько высокопоставленных чиновников и, заявив: «Это не ваш кабинет, а государственный», потребовали освободить помещение вместе с должностью художественного руководителя театра. Режиссеру только и оставалось, как встать и уйти. Вскоре Любимов отправился в вынужденную эмиграцию. А когда через семь лет вернулся, обнаружил, что многие реликвии из кабинета пропали. Тем ценнее то, что сохранилось. «Вот висит афиша спектакля „Мастер и Маргарита“, — рассказывает Юрий Петрович. — Это единственная выполненная в золоте афиша к премьерному спектаклю 1977 года. Много лет назад я подарил ее на золотую свадьбу академику Петру Капице, а когда его не стало, жена, Анна Алексеевна Крылова-Капица, понимая, насколько уникальна эта вещь, вернула ее мне».

Рядом с афишей висят портреты Бориса Пастернака и Пушкина. «С Пастернаком я был лично знаком, — объясняет Любимов. — А Пушкин меня сопровождал всегда. Я ставил произведения Пушкина — „Бориса Годунова“, „Евгения Онегина“ — по всему свету, а в молодости играл Моцарта в его „Маленьких трагедиях“ в театре им. Вахтангова».

В память об актерских годах Юрия Петровича в его кабинете хранится шляпа, в которой он играл Сирано де Бержерака. Рядом — бюст Достоевского, его подарил режиссеру друг, скульптор Леонид Баранов. Любимов называет Достоевского «кормильцем»: «Он меня в буквальном смысле кормил, ведь я его много ставил в Лондоне, Германии, Австрии, Америке, Венгрии, Италии. „Подросток“, „Преступление и наказание“, „Братья Карамазовы“»

Возле письменного стола режиссера — пианино. Его клавиш касались пальцы гениев: Шостаковича, Шнитке, Эдисона Денисова. Рядом на стене висит гитара, на которой играл Владимир Высоцкий? И, конечно, одна из главных достопримечательностей кабинета — фонарики, без них невозможно представить себе ни одну репетицию Юрия Петровича. Один — с красным, зеленым и белым глазком — солдатский фонарик, с которым Юрий Петрович прошел Великую Отечественную войну. Если в зале на режиссерском столике загорается зеленый свет — значит, Любимов актерами доволен; если зажжется красный — придется репетировать дополнительно, а вот что означает белый — зависит от ситуации, актерам всякий раз приходится расшифровывать смысл этого тайного послания режиссера. «Часто интересуются: сам ли я придумал использовать фонарики? — сказал напоследок Юрий Петрович. — Я всегда все придумываю сам. Не люблю обезьянничать».

По материалам статьи Ирины Даниловой «Что прячет за шторой Юрий Любимов», опубликованной в журнале «7 дней», 2005 г.

taganka.theatre.ru

*
Back to top button