Жизнь

Модные бренды уходят из России

Немецкая компания-производитель одежды Gerry Weber собирается прекратить работу со своими партнерами в России — компания может расторгнуть договоры франшизы на одноименные магазины. По мнению экспертов, массового ухода из России западных производителей одежды и обуви не предвидится, но отток все более заметен из-за падения рентабельности импорта и роста издержек на аренду в торговых центрах, ведь арендные ставки номинированы в валюте, как и накладные на ввозимый товар. Об этом «Известиям» сообщила пресс-секретарь компании Gerry Weber International AG Нина Лаутербах.
Сергей Бобылев/ТАСС По словам Лаутербах, несмотря на то что Россия является важным экспортным рынком для Gerry Weber, «чтобы снизить риски дефолта, компания может прекратить работу с партнерами из стран Южной Европы, России и Украины». Она отметила, что компания будет воздерживаться от ведения бизнеса с клиентами из стран, обладающих плохим кредитным рейтингом.

«Наше решение не связано с санкциями в отношении России. Мы не работаем с клиентами из тех стран, которые имеют низкий кредитный рейтинг», — подчеркнула Лаутербах.

В конце апреля международное агентство Standard & Poor’s понизило суверенный рейтинг России в иностранной валюте до BBB- с BBB, с прогнозом по рейтингу «негативный». Агентства Moody’s и Fitch рейтинги России в этом году не меняли, а ухудшали прогнозы по ним: в связи с падением курса рубля и цен на нефть в этом году велика вероятность их дальнейших рейтинговых действий.

В России немецкая компания не имеет собственных магазинов, а работает с партнерами по схеме франчайзинга — здесь у нее шесть десятков торговых точек, открытых в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах. В Европе у Gerry Weber около собственных 300 магазинов.

Ослабление курса рубля ударило по бизнесу европейских фэшн-ритейлеров

Российский бизнес европейских ритейлеров серьезно страдает от ослабления рубля и снижения покупательной способности населения. Положение усугубляют неясные перспективы на 2015 год на фоне политической неопределенности, отмечают компании и эксперты.

«Нынешний кризис страшнее, чем кризис 2008 года. По паническим настроениям он более острый», — рассказала «Немецкой волне» исполнительный директор консалтинговой компании Esper Group в Москве Дарья Ядерная. По ее словам, ритейлерам очень трудно оценивать экономические риски, поскольку они определяются в основном политическим фактором.

С начала года курс рубля по отношению к евро снизился более чем на 10%. Одной из жертв его ослабления оказалась финская розничная группа Stockmann. «Замедление экономического роста и в особенности ослабление рубля негативно отражаются на покупательной способности потребителей и оказывают влияние на бизнес Stockmann», — сообщила «Немецкой волне» пресс-секретарь компании Нора Малин.

В период с апреля по июль продажи Stockmann в России упали на 15% по сравнению со вторым кварталом 2013 года, говорится в финансовом отчете компании, опубликованном в августе. «Ситуация на российском рынке остается непростой: рубль остается слабым, а дальнейшее движение экономики неясным», — отмечает ритейлер.

На фоне ослабления российской экономики и высоких арендных ставок компания решила закрыть сеть магазинов одежды Seppala в России. В течение 2014 и 2015 годов будут закрыты оставшиеся 16 из 34 российских магазинов этой сети, говорится в пресс-релизе Stockmann, опубликованном 2 октября. Сеть универмагов Stockmann и магазины одежды Lindex остаются на российском рынке, пояснила Малин.

Модные бренды уходят из России

От колебаний валютного курса пострадал и бизнес польского ритейлера EM&F Group, владеющего франшизой на российские магазины Esprit, OVS и River Island. Согласно финансовому отчету компании за первое полугодие 2014 года, на конвертации валют при закупке товаров для продажи в России и на Украине EM&F потеряла 6,9 млн польских злотых или 1,6 млн евро. В прошлом году эти потери оказались в два раза меньше — 3,2 млн польских злотых, говорится в отчете.

Еще в конце прошлого года EM&F сообщила о планах продать активы в сегменте фэшн-ритейл, поскольку франчайзинговая модель «не оправдала ожиданий». Российские магазины Esprit, OVS и River Island в ближайшее время будут закрыты, писала 30 сентября газета «Ведомости» со ссылкой на представителя компании «Маратекс», российской дочки EM&F, которая и управляет этими модными сетями.

«Магазины OVS закрылись, River Island и Esprit работают в штатном режиме», — заявили «Немецкой волне» в «Маратексе», отказавшись от дальнейших комментариев. «Совет директоров EM&F придерживается решения, принятого год назад, по поводу однозначного прекращения деятельности в модном сегменте на всех рынках — в Польше, России и на Украине — до конца этого года», — сообщил президент и исполнительный директор EM&F Кшиштоф Рабянски.

Основная проблема, которая сейчас волнует фэшн-ритейлеров, — неопределенность на рынке, связанная с непредсказуемостью курса рубля, говорит Ядерная из Esper Group.

Сейчас ритейлеры уже планируют заказы на весну и лето 2015 года, а в декабре будут заказывать первые поставки коллекций осень-зима 2015-2016 года, пояснила она: «Это означает, что мы должны за полгода понять, что будет происходить с рынком. А если нет четких правил игры, компании не понимают, как им выстраивать стратегию на следующий сезон».

Проблеск надежды может появиться в 2016 году

Ослабление российской валюты обернулось убытками и для немецких экспортеров. Вследствие падения курса рубля, сокращения россиянами расходов и снижения спроса им пришлось на 10-15% сократить поставки в Россию для сезона осень-зима 2014-2015, рассказал DW Райнхард Дёпфер, глава Европейского совета по экспорту модных товаров и текстиля.

Спрос между тем может начать расти: его снижение началось еще в конце 2013 года, а в июле рынок достиг дна, говорит Дарья Ядерная. По ее прогнозу, по итогам 2014 продажи в модном сегменте могут снизиться на 5-7% в номинальном выражении.

По словам Дёпфера, европейских экспортеров, скорее всего, ожидает еще один трудный год: объем заказов в 2015 году может вновь сократиться на 10-15%. «Проблеск надежды может появиться в 2016 году, а с 2017 мы рассчитываем на полную стабилизацию», — резюмировал он.

Финмаркет

*

По теме

Back to top button