ВажноКультура в России

70 лет со дня гибели «отца» «Маленького принца»

31 июля исполнилось 70 лет со дня гибели прекрасного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Появились ли какие-нибудь новые сведения о его гибели? Тайна гибели «отца» «Маленького принца» давно обросла водорослями самых фантастических гипотез, но всё глубже уходит в бездну неразгаданности. Искать его останки уже бесполезно, море отдало планете людей лишь серебряный браслет писателя, а все документы, которые могли бы пролить свет на события того дня, уже изучены.

Остаётся гипотезой и признание бывшего пилота эскадрильи Jagdgruppe 200 Хорста Рипперта (Horst Rippert), признавшегося в 2008 году, что это он сбил самолёт Экзюпери (Antoine de Saint-Exup?ry). На 86-летнего Рипперта, бывшего спортивного обозревателя ZDF, журналист из Прованса вышел, составив на основе архивных данных список немецких пилотов и боевых вылетов 31 июля в районе гибели самолёта. Тот был лаконичён: «Его сбил я». Так он считал все 64 года, сопоставив время и место своего вылета и радиоперехват переговоров французов, из которого немцы узнали об исчезновении Антуана де Сент-Экзюпери.

Ни радости, ни гордости от этого немец, по его признанию, не испытал: он любил произведения Экзюпери. К его облегчению, официального подтверждения воздушного боя поисковики не нашли – большинство документов было уничтожено при отступлении вермахта.

Свидетелей тоже не нашлось: Рипперт летал один, и этот самолёт не был ему официально засчитан как сбитый. Есть только французские архивные документы, что в данном районе 31 июля 1944 года мог находиться только Lockheed, который пилотировал Антуан. 31 июля писатель отправился в свой девятый – и последний – боевой вылет с аэродрома Борго на Корсике. В задачу полёта входила аэрофотосъёмка между Греноблем и Лионом. В расчётное время двухмоторный самолёт-разведчик Lockheed F-5 не вернулся.

Профессиональный лётчик, награждённый Военным крестом Французской Республики, Экзюпери никак не мог расстаться с небом – его комиссовали ещё в 1923 году после первой авиакатастрофы, но спустя три года он вернулся в авиацию как гражданский пилот. И с началом Второй мировой рвался в действующую армию, несмотря на уговоры друзей: «У Франции тысячи пилотов и только один Сент-Экзюпери, не рискуй собой». Он продолжил летать, а в 1943 году, вступив в движение «Сражающаяся Франция», добился зачисления в боевую часть ВВС лётчиком-разведчиком. В мае 1944 года 44-летний майор, хотя ему уже было сложно справляться с новой техникой, вырвал у командования разрешение на пять разведывательных полётов. Потом ещё на три. И ещё на один – 31 июля. Он знал, что больше ему на уступки не пойдут…

После исчезновения Экзю­пери появилось много версий, в том числе о технической неисправности самолёта, множились рассказы «свидетелей» гибели лётчика, видевших его то в плену у хорватских усташей, расстрелянным после пыток, то живым в Южной Америке, на островах в Тихом океане.

Были и версии, что лётчик покончил с собой – ведь о том, что Экзюпери давно страдал от депрессии, жизненных и любовных разочарований, свидетельствуют его письма. Опять же обломки его самолёта были найдены в совсем другой части Франции, а не районе боевого задания. Споры продолжаются по сей день.

О том, что самолёт и останки писателя покоятся на дне Средиземного моря, стало известно 7 сентября 1998 г. Капитан рыбацкого судна «Горизонт», промышляющего к востоку от острова Риу, Жан-Клод Бьянко (Jean-Claude Bianco) среди улова обнаружил браслет с надписью «Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) – c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Консуэло звали жену писателя, а указанный адрес – издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. Находка вызвала эмоциональную бурю во Франции, хотя некоторые оспаривали её подлинность, ведь она была найдена далеко от заявленного авиамаршрута Экзюпери и в 80 милях от Каркерана, в прибрежных водах которого до этого было найдено тело неопознанного французского военнослужащего.

Но в мае 2000 года водолаз из Марселя Люк Ванрель (Luc Vanrell) обнаружил здесь, на 70-метровой глубине, часть обломков самолёта. Разрешение на поиски правительство дало только в 2003-м. Одним из поднятых фрагментов оказалась часть пилотской кабины с серийным номером самолёта: 2734?L. По американским военным архивам учёные выяснили, что этот номер соответствует самолёту, которым управлял Экзюпери. Останков Сент-Экзюпери, что не удивительно, в самолёте не нашли. Кстати, на обломках не было явных следов обстрела, однако учёные воздержались от выводов, ведь найдена была лишь небольшая часть самолёта. В июне 2004 года найденные фрагменты были переданы Музею авиации в Ле Бурже под Парижем. Там они и выставлены вместе с серебряным браслетом. Нам же остаётся утешиться словами из книги «Планета людей»: «Он был свободен, да – слишком свободен, слишком легко он ходил по земле».

№ 32, 2014. Дата публикации: 08.08.2014
Russkaja Germanija

*
Back to top button