Мировая пресса

Обучение во сне: мечты сбываются?

Раньше обучение во сне казалось несбыточной мечтой. Но теперь нейробиологи утверждают, что нашли способы развивать память человека в состоянии сна пишет корреспондент BBC Future.

Прежде чем забраться под одеяло, тщательно готовим спальню: несколько капель ароматической эссенции на подушку, на уши — наушники, на голову — странного вида повязку. Теперь можно ложиться спать. Этот ритуал занимает всего несколько минут, но есть надежда, что он поможет ускорить процесс освоения самых разных премудростей: от игры на фортепиано и в теннис до французского языка. Наутро в памяти не останется ничего из ночного «урока», но это и не важно — результат все равно есть.

Когда-то мысль о возможности учиться во сне казалась попросту вздорной, а сегодня уже существует несколько способов — высокотехнологичных и не очень, — которые позволят приобрести новые знания в период отдыха. И хотя методов освоения в бессознательном состоянии чего бы то ни было «с нуля» не существует, это не значит, что время сна нельзя использовать для развития памяти. Ночью человеческий мозг активно обрабатывает и обобщает воспоминания о прожитом дне. Почему бы не стимулировать этот процесс?

Поскольку в объятиях Морфея мы проводим треть своей жизни, неудивительно, что идея обучения во сне уже давно захватывает воображение художников и писателей. В большинстве случаев она воплощается в образе героя, подсознательно усвоившего новую информацию из аудиозаписи, которая проигрывалась на заднем плане. К примеру, в антиутопическом романе английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» мальчик-поляк выучивает английский язык, прослушав во сне по радио лекцию ирландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу, и вскоре авторитарное правительство «нового мира» начинает использовать этот метод для идеологической обработки своих подданных.

А вот пример из недавнего творчества: персонаж мультсериала «Симпсоны» Гомер покупает аудиокассету, воздействующую на подсознание во время сна и обещающую уменьшение аппетита. Однако кассета вместо этого способствует изменению его словарного запаса, и когда его жена Мардж спрашивает у него, помогла ли ему такая диета, Гомер, который обычно изъясняется весьма примитивно, вдруг изрекает: «Печально, но нет. Моя гастрономическая грузоподъемность не знает пресыщения».

Антинаучность

На самом деле, подобное обучение во сне почти наверняка невозможно. Хотя некоторые ранние исследования показывали, что участники эксперимента могут запоминать во сне ряд фактов, нельзя было сказать с уверенностью, что они при этом не просыпались и не слышали запись наяву. Чтобы проверить это, американские ученые Чарльз Саймон и Уильям Эммонс стали прикреплять к голове своих подопечных электроды и проигрывать кассеты только тогда, когда люди пребывали в состоянии сна. Как и предполагалось, заснув, участники эксперимента не запоминали ничего.

Эти результаты были опубликованы в 1950-х годах, но на протяжении многих лет предприниматели пытались нажиться на привлекательной перспективе быстрого и легкого обучения, хотя их методы и не имели под собой никакой научной основы.

Однако несмотря на то, что во сне мозг не воспринимает никакой новой информации, он отнюдь не бездействует, а перебирает накопленные за день впечатления и направляет их из гиппокампа, где, как считается, формируются воспоминания, в те участки коры, в которых они хранятся. «Это позволяет закрепить воспоминания и консолидировать их в систему долговременной памяти», — считает Сюзанна Дикельман из Тюбингенского университета (Германия). Сон также помогает обобщить изученное, обеспечивая возможность применения полученных навыков в новых ситуациях. И хотя мы неспособны впитать во сне новый материал, вместо этого можно закрепить знания и навыки, полученные в течение дня.

Аромаметод

На данный момент перспективными являются по крайней мере четыре метода. Самый простой был получен в результате исследований, проведенных в XIX веке французским дворянином — маркизом д’Эрве де Сен-Дени. Изучая способы воздействия на сновидения, маркиз обнаружил, что может пробудить в себе некоторые воспоминания с помощью соответствующих запахов, вкусов или звуков.

В одном из своих экспериментов он нарисовал полуобнаженную женщину, жуя при этом фиалковый корень. Когда маркиз заснул, слуга положил ему в рот такой же корень, и знакомый терпкий вкус навеял сны, в которых та же красавица стояла в театральном фойе. На ней был «костюм, который театральный комитет вряд ли счел бы приемлемым», с восторгом писал исследователь в своей книге «Сновидения и способы ими управлять».

К несчастью, будильник редко играет вальсы… В другой раз он попросил дирижера оркестра играть определенные вальсы во время танцев с одной из двух особенно прекрасных дам. Затем маркиз приладил к музыкальной шкатулке часы, чтобы она проигрывала те же мелодии ночью, — видимо, благодаря им он видел во сне прелестные фигурки своих партнерш.

Французу просто хотелось украсить свои сны приятными (и иногда сладострастными) ощущениями, но сейчас мы видим, что тот же способ может заставить мозг проигрывать во сне изученное ранее, укрепляя тем самым память.

Так, Дикельман просила добровольцев сыграть в игру «Концентрация», в которой требуется запоминать местоположение предметов на игровом поле, а потом лечь спать. Некоторые участники эксперимента играли в комнате, ароматизированной легким искусственным запахом, а затем исследователи воздействовали на них тем же запахом во время сна. Сканирование мозга показало, что у этих испытуемых наблюдалось более активное взаимодействие между гиппокампом и некоторыми участками коры головного мозга, чем у тех, к кому не применялся запах, — а ведь именно эта деятельность способствует усиленной консолидации памяти. В итоге эти участники по пробуждении помнили расположение примерно 84% предметов, а контрольная группа — всего 61%.

Учиться помогают не только приятные запахи. Как установил маркиз со своими вальсами-колыбельными, звуки также могут пробуждать воспоминания — если, конечно, при этом не пробуждают самого спящего. В одном из исследований добровольцы быстрее осваивали музыкальную игру, основанную на симуляции исполнения композиции, если в период сна слушали тихие фрагменты мелодии.

В то же время профессор Цюрихского университета (Швейцария) Бьорн Раш пришел к выводу о том, что этот же способ позволяет немецкоговорящим швейцарцам учить нидерландский язык — с его помощью они запоминали примерно на 10% больше слов.

Технические новшества

В ближайшем будущем за счет развития технологий могут появиться и другие способы, основанные на использовании циклов сна. Считается, что консолидация памяти происходит во время определенных, медленных электрических колебаний головного мозга, в связи с чем возникла идея мягко стимулировать такие импульсы, не будя при этом человека.

Основным идеологом подобных экспериментов стал профессор Тюбингенского университета Ян Борн. В 2004 году он установил, что сигналы мозга можно активизировать с помощью метода трансчерепного стимулирования прямым током, подавая слабый ток в череп испытуемого, что существенно улучшало показатели способности запоминать слова.

Весь текст на сайте Би-би-си:

*

По теме

Back to top button