Главная / это Архив / в Мире / Мировая пресса / Что в действительности произошло с самолётом малазийской авиакомпании?

Что в действительности произошло с самолётом малазийской авиакомпании?

Пять вопросов об авиакатастрофе на Украине. Выяснение судьбы малазийского самолёта до сих пор ещё по большей части скрыто за домыслами и спекуляциями. (Публикация из финской газеты Helsingin Sanomat)

Обломки авиалайнера Boeing 777, рухнувшего 18 июля на юго-востоке Украины у села Грабово.
MAXIM ZMEYEV / REUTERS
Малазийский пассажирский самолёт упал неделю назад в четверг на территорию в Восточной Украине, находящуюся под контролем сепаратистов. Погибли все 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Расследование авиакатастрофы продвигается медленно из-за продолжающегося конфликта. На много вопросов ещё предстоит ответить.

Почему самолёт рухнул?

Обычно причину авиакатастрофы можно установить довольно быстро и безошибочно.

Уже сейчас все участники расследования считают, что малазийский авиалайнер был сбит, хотя официальной информации до сих пор не поступило.

По словам ведущего исследователя финского Центра расследования катастроф Исмо Аалтонена, можно выяснить причину крушения самолета довольно быстро, изучив фрагменты самолета. По характеру повреждений можно заключить, был ли взрыв причиной крушения; в случае взрыва определить его место – внутри или снаружи лайнера. На снимках, опубликованных с места аварии, видно, что корпус самолёта изрешечен, что указывает на использование зенитно-ракетного комплекса.

Изучение останков жертв также играет важную роль в расследовании причин крушения. Патологи исследуют тела на предмет наличия осколков и осколочных ран, что в свою очередь указывало бы на взрыв.

«Чёрные ящики» рухнувшего самолёта были в среду переданы в Великобританию, где их содержание будет изучено по просьбе Нидерландов.

Роль «чёрных ящиков» лайнера весьма незначительна в расследовании авиакатастрофы, считает Аалтонен. Если самолёт был сбит ракетой, то «чёрные ящики» прекратили функционировать в момент взрыва.

С другой стороны, с помощью «чёрных ящиков» можно исключить, например, технические проблемы самолёта.

Кто сбил самолёт?

Ещё нельзя сказать с абсолютной уверенностью, кто сбил малазийский самолёт, но улики указывают на сепаратистов Восточной Украины. Однако вокруг катастрофы вертится огромное количество противоречивых утверждений, в которых прослеживаются собственные интересы различных сторон конфликта.

Запад практически единодушен в том, что восточно-украинские сепаратисты сбили малазийский самолёт при помощи зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1».

По словам государственного секретаря США Джона Керри, имеются неоспоримые доказательства того, что Россия передала сепаратистам зенитно-ракетную установку.

Россия отрицает факт поставки вооружения сепаратистам. На этой неделе Министерство обороны РФ намекнуло, что возможно за крушением лайнера стоит правительство Украины.

На виновность сепаратистов указывают также перехваченные украинским правительством телефонные переговоры и бахвальство в социальных сетях лидеров повстанцев.

Повстанцы обвиняют в крушении авиалайнера Украину. По словам мятежников, они не имеют оружия, способного сбить самолёт на высоте десяти километров. Согласно сепаратистам, такое вооружение есть только у украинской армии.

Кто виновен?

Если авиалайнер был сбит зенитно-ракетной установкой, то тогда известна и её дислокация.

По мнению специалиста по стратегии Высшей школы обороны Финляндии капитана Олли Тейриля, США по всей вероятности обладают спутниковыми снимками и электронными разведывательными данными по этой территории. На основании этих данных можно определить, имелось ли на данной территории зенитно-ракетное вооружение и, в лучшем случае, было ли оно использовано.

По мнению Тейриля, электронные ракеты всегда оставляют электронный след, который мог быть зарегистрирован в американских системах наблюдения. Подобные системы имеются также у других военных держав, например, у Израиля и России.

Однако США не опубликовали спутниковых снимков, из которых было бы видно, откуда была запущена ракета. Как считает Тейриля, одной из причин этого может быть то, что США не заинтересованы в раскрытии своего разведывательного потенциала.

Вместе с тем будет сложнее выяснить, кто использовал зенитно-ракетный комплекс и откуда он был доставлен. Об этом можно только строить догадки, но окончательную информацию, по мнению Тейриля, можно получить только с места происшествия - например, от очевидцев.

«Трудно определить виновного, если он не пойман с поличным», считает Тейриля.

Как много улик уничтожено?

Наблюдатели ОБСЕ и голландские специалисты по расследованию катастроф смогли приступить к тщательному осмотру места катастрофы только в понедельник, спустя четыре дня после крушения авиалайнера. По словам специалистов, на месте катастрофы были произведены какие-то манипуляции после их предыдущего визита. Личный багаж, имевшийся в самолёте, был собран в кучи, и «значительные части» фрагментов самолёта выглядели по-другому, чем непосредственно после катастрофы.

Кроме того, большая часть обломков авиалайнера была распилена надвое.

По мнению Исмо Аалтонена, изоляция места аварии всегда является отправным этапом расследования авиакатастроф. Когда можно увидеть, где находятся обломки самолёта, то можно определить, разрушился ли он уже в воздухе. Исключительно важно, чтобы обломки не исчезли с места крушения.

«В этом случае, причина аварии видится по-другому. Трудно сказать, имеет ли какое-то значение проведенные манипуляции. Думаю, что причина выяснится в любом случае», полагает Аалтонен.

Обнаружены ли все останки?

Во вторник тела жертв крушения после длительной задержки были доставлены в Харьков, расположенный в восточной части Украины, где они были переданы голландским представителям. В среду тела были отправлены авиарейсом в Голландию.

Согласно представителям ОБСЕ, 200 тел жертв были доставлены на поезде в Харьков, в то время как в авиакатастрофе погибло 298 человек.

До сих пор неизвестно, где находятся останки остальных жертв. По словам наблюдателей ОБСЕ, все останки были убраны с места крушения, а ещё 30 тел жертв ожидали своей транспортировки в грузовике недалеко от места катастрофы. Однако ещё во вторник на месте катастрофы были обнаружены части тел, так что возможно, что некоторые останки находятся под обломками самолёта.

Премьер-министр Голландии Марк Рутте сообщил, что опознание жертв и расследование катастрофы может продлиться много месяцев.

Helsingin Sanomat