Культура в России

«Враг»: в погоне за самим собой

Человеку свойственно стремиться проникнуть в тайны неизведанного. И чем более устрашающе таинственное скрывается в этом неизведанном, тем сильнее это притягивает. Человек, словно мотылёк к огню, стремится в тёмные глубины, забывая даже об инстинкте самосохранения…

Адам Бэлл — преподаватель истории, застрявший в собственном экзистенциальном кризисе. Странные пауки, являющиеся ему во сне, вперемежку с голыми женщинами и застывшими в ожидании чего-то мужчинами, — самые остросюжетные события в однообразной и скучной жизни Адама.

Даже воздух киноленты вибрирует от чего-то странного и таинственного, когда всё заставляет напрячься и прислушаться к каждой произнесённой в картине фразе, сопоставлять её с происходящим в ожидании дальнейших событий. И сюжет постепенно начинает закручиваться.

Адам приобретает кассету со старым фильмом и в одном из кадров, во второстепенной роли замечает… самого себя. Словно завороженный, Адам начинает следовать по нити, ведущей к его двойнику Энтони Клеру…

Картина канадца Дени Вильнёва чем-то отдалённо напомнила мне киноленту Скорсезе с Ди Каприо в главной роли «Проклятый остров». Наверное, своей ошарашивающей концовкой, этим мгновением страшного осознания правды, словно говорящим: «Твой разум помутился, тот мир, в котором ты пребываешь, — лишь иллюзия. Ты давно уже обитаешь в другом пространстве, а в этом твоё место всегда будет среди таких же заблудших в опасных дебрях сознания — в психиатрической клинике».

В обоих этих фильмах связующая нить — мысль о том, что это в какой-то мере жестоко — вырывать человека из его привычного мира обитания. Полностью вылечить его человечество ещё не нашло способа, а такие мгновенья прояснения сознания оказываются лишь болезненными.

Автор фильма Вильнёв попал в поле зрения широкой публики после удачного старта на кинофестивале в Торонто его криминальной драмы «Пленницы» с Хью Джекманом и Джейком Джилленхолом в главных ролях. На этот раз Вильнёв решил говорить загадками, но так как данное творение является экранизацией романа португальца Жозе Сарамаго, чьи работы не раз обретали новую жизнь на экране, то всю странность происходящего в фильме «Враг» нельзя относить исключительно на счёт Вильнёва.

Cообщалось о том, что актёры, участвующие в киноленте, должны были подписать договор о конфиденциальности, согласно которому они не имели права сообщать СМИ о смысле пауков в фильме. Мой вариант этого смысла: «Парень — ты псих, только сам об этом ещё не знаешь».

В главной роли в картине снялся Джейк Джилленхол — достаточно юное дарование (33), выбирающее сложные и интересные роли в кино. Впечатлила его работа в немного недооценённом фантастическом триллере «Исходный код», неплох актёр был и в «Пленницах». Насчёт последней работы Джилленхола в драме Enemy не скажу, что эта лучшая роль актёра. Хотя трудно сказать, насколько в его манере представлять героев фильма Адама и Энтони проявляется замысел режиссёра.

Вильнёв использует метод «внутреннее видение порождает картину внешнюю». Современный город с небоскрёбами создан как отражение внутреннего состояния главного героя. Эта картина словно взята из какого-то иллюзорного мира: смог, окутывающий стеклянные высотки, сменяется залитым солнцем пейзажем, словно вышедшим из прекрасного сна.

И, тем не менее, Enemy — одно из тех эгоистичных кинотворений, созданных режиссёром, чтобы в основном поговорить с самим собой, сказать что-то, лишь ему самому понятное. А такие мелочи, как то, понятно ли это зрителям…

После просмотра подобных артхаусных картин почему-то всегда возникает вполне закономерный вопрос: «Ну, хорошо, ты высказался, а мне-то это зачем?»

К происходящему на экране и мысли о том, что слишком глубокое погружение в себя бывает опасным (ведь никогда не знаешь, что прячут глубины твоего сознания), хочется добавить, что метод, которым преподносится эта мысль, также направлен на создание сложного мышления, что не представляется мне чем-то хорошим. Ведь самое лучшее в жизни — это простые вещи. Вспомните — «всё гениальное — просто».

Великая Эпоха | 26 Июнь 2014

*

По теме

Back to top button