Главная / это Архив / Люди / “Я так думаю!” Ваган Каркарьян (четвертая встреча)

“Я так думаю!” Ваган Каркарьян (четвертая встреча)

- Мы сегодня с вами говорим об архитектуре, строительстве, но давайте поговорим и о том, что не включает ваша профессия - поговорим о дорогах. Космическая Самара и такие дороги - это серьезнейшая проблема.- Дорогу в космос проложили, а у себя в городе не можем...

В редакции Самара today мы приветствуем уважаемого и замечательного самарца Вагана Гайковича Каркарьяна, он - заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, художник, профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Является членом комиссии по охране памятников архитектуры Российской Академии архитектуры и строительных наук.

- Мы сегодня с вами говорим об архитектуре, строительстве, но давайте поговорим и о том, что не включает ваша профессия - поговорим о дорогах. Самара и дороги, которые мы имеем - это выходит уже рамки всякого смысла. Космическая Самара и такие дороги - это серьезнейшая проблема.

- Дорогу в космос проложили, а у себя в городе не можем...

Нет, вы знаете, это тоже наша профессия. Сегодня структуру современного города определяет транспортная сеть. Каркас города определяется его транспортными магистралями. На этом держится город. Это первейшая проблема современного градостроительства. При нехватке этих современных магистралей, или их отсутствии, при отсутствии структуры города, определяемой транспортными магистралями, а если еще они находятся в таком ужасающем состоянии, то создается впечатление, что все это после бомбежки: все в рытвинах и воронках, как фронтовые дороги. Все это результат небрежного отношения к городским проблемам в течение последних многих лет. Я надеюсь, что город сумеет выйти из этого транспортного коллапса - без этого город не сможет жить. При таком количестве автомобилей, при таком состоянии дорог - это просто недопустимая вещь. Это результат небрежного отношения к городскому хозяйству в течение десятилетий.

Я также убежден, что без строительства центральной магистрали - раньше проект назывался Проспект Маркса - никакая транспортная проблема города быть решена не может! Это - позвоночник города. Эта магистраль, начинающаяся в районе металлургического завода и идущая на много километров через весь город, по генплану, утвержденном в 1967 г. она получила свою смысловую нагрузку и обоснование ее важности. Она в генплане имеет поперечник 200 м. Сейчас все отдано под гаражи.

Земля под гаражами выкуплена в собственность. Это частная собственность на землю. Я так думаю, что мы поспешили с этой частной собственностью на землю. Сегодня в пределах города это такой тормоз для его развития. Это сказывается во всем. А для нашего молодого капитализма это тормоз тем более.

Город не может развиваться на основе частных интересов, он должен развиваться на основе коллективного разума, а когда частные интересы превалируют над общественными - тогда и возникает кризисная ситуация. Поэтому я считаю, что все эти приватизированные гаражи по 20 кв. метров каждый, построенные на месте будущей дороги, должны возвращены городу и бесплатно.

- Давайте сегодня, завершая эту встречу, представим, что если бы вы были самым главным чиновником в Самаре, или в области - с чего бы вы начали? Что бы сделали в первую очередь? Что нужно сделать в первую очередь?

- Так много проблем... Я даже никогда не задумывался, что бы я сделал, если бы был главным чиновником. Думаю. что главное - сплотить всех граждан во имя одной цели. Чтобы весь город был проникнут одной хорошей благородной идеей. Я собрал бы всех этих частников, которые своими гаражами заняли это проспект, и попросил бы их отдать их городу бесплатно. Ведь никаких денег не хватит, чтобы платить за эту частную собственность! Но все это при обязательном условии, что там будет построена магистраль на этой территории. Главное, чтобы все жители были уверены в завтрашнем дне города и делали все для этого.

Еще не так давно город имел другой облик и образ. Он был привлекательнее. Он дышал историей и культурой. А сейчас он потускнел.

Я бы еще собрал всех ребятишек, которые увлекаются граффити, и объяснил бы, что его фамилия не украшает город, а наоборот, позорит его своими надписями. Это ведь тоже какая проблема! Это создает в городе ощущение неряшливости. Где эти дворцы пионеров или детские клубы? Надо ребятам выделять какие-то плоскости для их "творчества".

- Но это ж надо делать, а не превращать все в показуху.

-Но на фоне того, что появляется на мостах в Питере...

-Группа "Война" вы имеете в виду...

-Да-да.

-Завершая наш разговор, я хочу вам задать вопрос: вы сколько лет живете в Самаре? Куйбышеве-Самаре...

- С середины прошлого века, с 1958 года.

- 53 года. Вы не жалели никогда, что вас жизнь занесла сюда...

-Нет. Потому что после окончания Московского Архитектурного института, по направлению, я принял участие, как об этом сказал мой наставник: "не каждому молодому архитектору удается участвовать в разработке генерального плана миллионного города. Поезжайте в Куйбышев." Вот я и приехал. Теперь для меня лучшего города нет. И не может быть, имея такую реку...

- Я от имени всех самарцев выражу огромную вам благодарность за ваше творчество, за вашу работу, за ваши труды - за все, что вы сделали для Самары. Самара вас никогда не забудет. Спасибо.

__________________________

"Я так думаю!" Ваган Гайкович Каркарьян
Серия публикаций
Видеозапись сделана в редакции информационного Интернет-канала Самара today 23 апреля 2011 г.


Только благодаря его книгам и сохранилась та Самара, которой уже сегодня нет…
Каркарьян: Проблема, главная для нашего градостроительства, для нашей культуры, для нашего будущего – это сохранение наследия. Главное – не потерять то, что мы имеем и что сделать, чтобы этого не произошло. Это проблема не местная, не самарская, она – общероссийская, – я так думаю! >>>


Храм и площадь
Сегодня мы просим Вагана Гайковича Каркарьяна прокомментировать информацию, которую сейчас обсуждают горожане – о возможном “восстановлении на бывшей площади им.Куйбышева, а теперь – Соборной – Кафедрального собора”. Хотя известно, что и место планируется не то, что было, и храм будет пониже, да и название у него другое – “Софийский”… >>>


Ваган Каркарьян о том, как сохранить то, что еще уцелело от старой Самары
Ваган Гайкович много сделал для того, чтобы сохранить и увековечить в своих произведениях, графических работах, в книгах ту Самару, которую многие из нас не знали и уже, наверное, не узнают. Все рушится, разрушается, рассыпается, валится. Это еще можно как-то вообще сохранить? Ведь хочется, чтобы это осталось. >>>


Благодарная Самара никогда не забудет вас
- Мы сегодня с вами говорим об архитектуре, строительстве, но давайте поговорим и о том, что не включает ваша профессия – поговорим о дорогах. Космическая Самара и такие дороги – это серьезнейшая проблема.- Дорогу в космос проложили, а у себя в городе не можем… >>>


Приятно делать подарки
Мы завершили публикацию серии видео-выступлений замечательного самарца, архитектора, художника, энтузиаста Вагана Гайковича Каркарьяна. Мы решили сделать всем самарцам общий подарок - видеоклип "Самара-городок" Поет Роза Багланова, картины Вагана Каркарьяна >>>