ВажноКультура в России

Главные шедевры Антони Гауди

Святой Престол сообщил о том, что планирует причислить испанского архитектора Антони Гауди к лику блаженных. Испанцы восприняли эту новость с большим энтузиазмом и решили собрать подписи в поддержку причисления Гауди к лику святых и сделать его покровителем архитекторов. Мы же, в свою очередь, решили, что не лишним будет вспомнить самые великие проекты Антони Гауди.

Знаменитый испанский архитектор Антони Гауди был, как и подобает гению, человеком с необычной судьбой. Его детство прошло у моря, поэтому печатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь. В результате, все его дома напоминают замки из песка.

Он проводил много времени наедине с природой, что наложило отпечаток на все его творения — никаких прямых линий, максимальное приближение к силуэтам природы и, конечно же, уникальность каждого произведения.

Его отец был медником, и этот факт, несомненно, оказал влияние на пристрастие Гауди к художественному литью. Многие поразительнейшие творения Гауди сделаны из кованого железа, зачастую его собственными руками.

В связи с тем, что Папа Франциск все же согласился на подписание документа о беатификации, являющейся третьим из четырех этапов канонизации, мы решили вспомнить самый удивительные шедевры Гауди.

Дом Винсенс был создан молодым архитектором в период с 1883 по 1885 год и стал первой большой работой Антони Гауди. Проект доверили юному таланту после того, как он защитил диплом.

Дом построен в Барселоне и выдержан в стиле модерн, что для Испании того времени было новаторством. В те годы Пиренеи были охвачены модой на эклектизм. В результате, здание оказалось очень заметным, так как сильно выбивалось на фоне окружающих построек.

Дом построен из необработанного камня и цветных керамических плиток, расположенных в шахматном порядке с растительными орнаментами. На фасаде дома использовано большое число различных декоративных элементов, таких как башенки, эркеры, балконы, выступы фасадов. По задумке архитектора, рядом с домом был высажен сад и установлен фонтан с каскадом.

Со временем, в связи с расширением улицы, сад, часть ограды, ротонда и фонтан были утрачены. В 2005 году дом Висенс включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время, дом является частным владением, поэтому, посещения здания невозможно. Но есть исключение. 22 мая, один день в году, в день Св. Риты, дом открыт для «соседей и городских жителей».

Жилой дом, построенный в начале XX века, стал последней светской работой испанского архитектора.

При проектировании дома архитектор очень четко продумал систему естественной вентиляции здания таким образом, что хозяева вполне могли бы отказаться от кондиционеров.

Это уникальное строение, в работе над которым Гауди значительно опередил архитектуру своего времени. У дома нет несущих и опорных стен. Все перекрытия поддерживаются колоннами. Перегородки внутри квартир можно свободно перемещать.

В свое время это здание не вызвало интереса у местных жителей, которые и прозвали его La Pedrera, что означает «каменоломня».

В 1984 году, Дом Мила стал первым сооружением ХХ века, включенным в список Всемирного Наследия Юнеско. И на сегодняшний день является одной из самых известных достопримечательностей Барселоны.

В доме находится музей, посвященный творчеству Гауди, кроме того можно пройти на террасу на крыше и полюбоваться уникальным архитектурным ансамблем, где дымоходы напоминают чудных инопланетных созданий.

Одна из квартир дома в настоящее время демонстрируется посетителям во время экскурсий. Часть квартир жилая, а часть отдана под офисы.

Проект «Дом Бальо» фактически являлся вторичным, так как сам Гауди не захотел следовать изначальному заказу и сносить постройку 1875 года.  

Первым делом Гауди пристроил к дому два новых фасада, а также перестроил нижний этаж, добавив подвал, масандру и ступенчатую террасу крыши.

Отдельное внимание он уделил внутреннему двору, который играет важную роль в системе вентилирования воздуха, а также системе освещения квартир.

Как и в других проектах, Гауди отказался от прямых линий и превратил здание в уникальное творение, которое невозможно спутать ни с чем.

Одно из толкований символики фасада здания гласит, что дом напоминает гигантского дракона, который был излюбленным персонажем Гауди. Башенка с георгиевским крестом символизирует меч Св. Георгия, вонзенный в «тело дракона», а сверкающие осколки цветной плитки символизируют чешую чудища.

Идеи Гауди в свое время не вызывали восторга у толпы, однако крупные меценаты быстро приметили неординарный взгляд молодого архитектора, поэтому проблем с новыми проектами и их финансированием у творца не возникало.

Один из современных символов Барселоны был создан Гауди по заказу каталонского промышленника Эусеби Гуэля, который очень хотел создать на Родине популярную в те годы концепцию города-сада, но не хотел, чтобы его парк был похож на другие.

Обратившись к Гауди, предприниматель не прогадал, так как именно барселонский город-сад сегодня является самым известным в мире.

Для реализации своего проекта предприниматель приобрел 15 га земли. В этом же году и началось строительство, которое длилось 13 лет.

За это время на территории парка появилось множество сказочных домиков, причудливых фонтанов и лавочек. Одна из таких скамеек – длинная лавка, изогнутая в форме морского змея.

Дизайн лавки был разработан Гауди вместе с одним из его учеников Жузепом Марией Жужолем. Надо отметить, что скамейка имеет необычную форму – рельеф лавки полностью совпадает с очертаниями тела сидящего человека.

Кроме того, на территории парка расположен Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила.

В 1984 году парк Гуэля включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С недавнего времени власти Барселоны приняли решение взимать плату с посетителей парка.

Искупительный храм Святого семейства — самый масштабный проект Гауди и, одновременно, одна из самых известных в мире, наряду с Кёльнским собором, «вечных строек».

Проект, начатый 19 марта 1882 года архитектором Франческо дель Вильяру, не окончен до сих пор. Первый творец этого произведения задумывал церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под аспидой. Через год проект передали Гауди, который терпеть не мог готику, считая её «мертвой системой».

Несколько лет архитектор посвятил только изучению акустики, с тем чтобы создать совершенную систему колоколов, которые должны приводиться в движение ветром. Гауди целиком посвятил себя строительству храма – временами он жил на строительной площадке.

Естественно, что прокет дель Вильяру, фактически, был свернут, а его идеи были до неузнаваемости изменены Гауди: стрельчатые арки стали параболами, колонны превратились в подобие ветвистых деревьев, а главные двери фасада Страстей стали воспроизводить слова из Библии на разных языках.

Каждый элемент здания имеет свой символический смысл. Например, над зданием собора в перспективе вознестись 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких — четырех евангелистов, самая высокая — Иисуса Христа.

Внутри храма есть музей, где выставлены чертежи и макеты сделанные Гауди.

Храм Святого Семейства и по сей день окружен строительными лесами. 7 ноября 2010 года храм был освящён папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям. В тот же день он присвоил собору звание Малой папской базилики.

Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. Согласно данным правительства Испании, полностью достроить собор удастся не ранее 2026 года.

www.euromag.ru

*

По теме

Back to top button