в России

Почему россияне толстеют?

Уже второй год подряд 25 мая в нашей стране проводится «День борьбы с ожирением». В этом году именно в этот день начнётся конгресс «Инновационные технологии в эндокринологии» с участием стран СНГ.

Это не дань мировому движению за стройность, это новая проблема, которая появилась в жизни россиян, и для решения которой мы теперь ищем инновации. Мы действительно стали стремительно толстеть, и вместе с увеличением веса начался скачкообразный рост хронических болезней, для которых ожирение — спусковой крючок. Растёт смертность от болезней сердца и сосудов, больше людей болеют диабетом, прогрессирует рак. К таким результатам нас медленно, но верно подвела еда с концентрированным содержанием животных жиров. Каждый день на наших столах сливочное масло, жирные молочные продукты, красное мясо, колбаса.

Среди худших

Проблема ожирения обычно ассоциируется у нас с США, где статуя свободы держит в одной руке гамбургер, а в другой — банку колы. Но США уже не являются «самой полной нацией в мире», теперь это незавидное первенство принадлежит Мексике. Ожирение всегда казалось нам далёкой «капиталистической болезнью», однако уже сегодня, неожиданно для нас самих, разрыв между нами и Штатами стал не таким уж и большим.

Гарвардская школа бизнеса провела исследование индекса социального развития, который складывается из ряда показателей: количество образовательных учреждений, заработная плата, здоровье населения. По показателю «уровень ожирения» учёные поставили Россию на пятое место. По подсчётам Роспотребнадзора, в нашей стране у каждого четвёртого жителя есть проблемы с весом, в том числе и у детей — 20% из них страдают от избыточного веса и ещё 7% живут с диагнозом «ожирение».

Как мы дошли до такой жизни? То, что мы стали толстеть, в меньшей степени связано с генетикой и эндокринными нарушениями в организме, которые никак не зависят от самого человека. Речь идёт действительно об эпидемии. До масштабов страны проблему довела совсем другая причина. Это несбалансированное и чрезмерно калорийное питание, которое приобретает трагические масштабы на фоне резко снизившейся за последнее столетие физической активности.

Большая тарелка

Мы действительно стали есть больше. По данным Минсельхоза, потребление основных продуктов питания на человека в год за последние сто лет значительно выросло. Исследователи подняли архивы за 1908 и 2009 годы и сравнили данные. Среднестатистический россиянин сто лет назад ел в четыре раза меньше мяса в год, чем сейчас: всего 14,9 кг приходилось на душу населения против 58 кг сегодня.

Вдвое выросло потребление молочных продуктов: 239 кг/год против 107 кг сто лет назад. Также в два раза больше мы едим картофеля: 132 кг против 77,7 кг. Яйца тоже стали для нас повседневным продуктом, их потребление выросло в восемь раз: с 33 штук в год до 256.

В эти годы далеко не у всех была возможность питаться сытно: не у всех семей были крепкие хозяйства, в которых вдоволь было мяса и молока, но, тем не менее, разница действительно весомая. Организм человека устроен так же, как и сто лет назад, но образ жизни стал в основном сидячим, и мы почти не расходуем энергию. Тогда почему количество продуктов, которые мы съедаем, выросло в разы?

Маркетинг: жирные стратегии

На этот вопрос в беседе со специалистами Всемирной организации здравоохранения дала ответ Марьон Нестле — доктор биологических наук Калифорнийского университета в Беркли, которая занимала пост старшего консультанта по методике питания в Департаменте здравоохранения и социальных служб США. Её исследования касаются социально-экономических факторов, которые влияют на выбор продуктов, а также маркетинга питания.

Доктор Нестле в качестве наглядного примера привела США: именно они запустили алгоритм роста потребления сначала у себя, а затем и в других странах. В 70-х годах прошлого века рынок продуктов питания в Штатах был перенасыщен: заполнились абсолютно все продуктовые «ниши», в магазинах можно было найти абсолютно любую категорию товаров, как дорогих, так и дешёвых. Потребители буквально «наелись», поэтому спрос не выходил за существующий уровень. В то же время деловые круги начали постепенно уходить от ровного получения дивидендов с продаж к желанию зарабатывать ещё больше и быстрее.

Продовольственные компании вынуждены были искать новые способа сбыта. Для этого было разработано сразу несколько стратегий. Вдруг стала популярной привычка перекусывать: продукты стали продаваться абсолютно везде, даже в аптеках и газетных киосках. Популяризована была еда вне дома. Не только в ресторанах и кафе, но и в любом месте, где раньше это считалось неприемлемым: на автостоянке, на заправке, на ходу.

Порции в общепитах стали стремительно расти: «заказывай больше, ешь больше!». На ТВ появилась концепция питания для всей семьи: завтрак для всей семьи, обед и т.д. Главным образом навязывались высококалорийные продукты с обилием сахара, животного жира и простых углеводов. Благодаря приятному вкусу они вызывали привыкание, а значит, неизбежный рост потребления.

Под девизом «каждому — по потребностям» Штаты вырастили новое поколение людей с одышкой и ожирением, которое тяжёлой походкой направляется за новой порцией. Сегодня 10% населения страны больны сахарным диабетом, а это более 20 млн человек.

Эйфория от прибыли, сгребаемой с грязных тарелок, заставила пищевые корпорации идти по головам и в другие страны. Поэтому людей, которые вечно торопятся и жуют на ходу, сегодня можно увидеть практически везде, в том числе и в России.

Почему наша еда не лучше их фастфуда?

В России ситуация усугубляется традиционным рационом питания. Даже если среднестатистический россиянин понимает, что фастфуд — действительно вредная пища, то он с лихвой получает всё то же самое количество негативных для организма компонентов из домашних блюд.

Всё дело в том, что наш рацион базируется на продуктах, которые состоят из животных жиров: на жирном молоке, сливочном масле, красном мясе, колбасных изделиях. А вот употребление растительных продуктов у нас катастрофически низкое. Мы едим в среднем только 300 граммов овощей и фруктов в сутки, в то время как по нормам ВОЗ человеку необходимо для поддержания здоровья до 600 граммов. Низкое потребление связано не только с дороговизной растительных продуктов: согласно данным статистических служб России, мы не покупаем их даже летом, когда местные плоды стоят гораздо дешевле.

Гарниром к животным жирам становятся «быстрые» или простые углеводы: пшеничный хлеб, картофель. На десерт — сладости, изобилующие сахаром. Его потребление за последние сто лет, с 1908 года, выросло в 13 раз: на душу населения приходится сегодня 39 кг сахара в год против 3 кг тогда. Негативное действие сахара на организм усугубилось сегодня тем, что он стал использоваться для подслащения молочных продуктов, содержащих большое количество животного жира, их многие из нас потребляют ежедневно.

Такой «перекос» в питании не сразу, но со временем даёт о себе знать. За годы употребления жира в сочетании с быстрыми углеводами организм накапливает всё необходимое для развития болезней. В животном жире содержатся насыщенные жирные кислоты, они опасны тем, что, поступая в избытке, могут нарушить липидный обмен. Постепенно все процессы замедляются, масса тела растёт. Повышается уровень «плохого» холестерина — возникает угроза развития сердечно-сосудистых заболеваний. Клетки становятся всё менее чувствительными к инсулину, следующей стадией становится развитие диабета.

Традиционное для нас питание — стандартный рацион северной страны, однако сегодня население уже далеко не страдает от морозов: у нас есть современная тёплая одежда, мощные обогреватели, и необходимость в такой калорийной еде отпадает.

Мало кто задумывается о том, что наша привычка питаться каждый день именно красным мясом и жирным молоком сформировалась в голодном XX веке. До революции в нашей стране на столах в основном была дичь, соленья, квашенья, ягоды. Кроме того, пост соблюдался четыре раза в год, а это значит, что фактически четверть года население вообще не употребляло животных жиров. Такая структура питания существовала на протяжении столетий, а вот традиция ежедневного употребления продуктов «пожирнее» — относительно недавняя. И у неё уже есть последствия: сегодня от болезней сердца и сосудов в нашей стране умирает 1 млн 300 тыс. человек в год. Рак уносит около 150 тысяч жизней, диабетом болеют 3,3 млн человек.

Время дорого

Переломить ситуацию по факту сегодня в силах только государственная система. Производители не пойдут на уступки сами: изменение состава продуктов, маркетинговых решений чревато потерей колоссальных прибылей. В мире есть прецеденты активной политики государства в области питания, которая действительно коренным образом изменила подход к продовольственной безопасности. Например, в Норвегии велась активная борьба по снижению потребления жиров до 35% в сутки от общей калорийности в рационе. Политика осуществлялась медленными темпами, поскольку встретила жесточайшее сопротивление мясного и молочного лобби. Тем не менее, это препятствие удалось преодолеть. Правительство поощряло фермеров к производству продуктов со сниженным содержанием молочного и мясного жира. Благодаря этому у населения на 10% снизился показатель холестерина, что способствовало снижению уровня смертности от ишемии сердца.

Проблема заключается в том, что, несмотря на эффективность таких программ, они все имеют затяжной характер: в среднем 50 лет.

Вместо таблеток

Единственный выход — не ждать, пока в нашей системе питания произойдёт коренной перелом, а самим ориентироваться на продукты, которые продлевают жизнь, а не кормят наши болезни.

Надо помнить о том, что ожирение, диабет и рак питаются насыщенными жирами, сахаром и простыми углеводами. При сокращении в рационе жирного молока, красного мяса, полуфабрикатов, пшеничного хлеба, картофеля, сладостей мы автоматически снижаем риски.

Частые перекусы, тем более жирными и сладкими продуктами, чреваты избыточным поступлением калорий — количество еды, которую мы потребляем в день, автоматически возрастает. Избавление от такой привычки равноценно по значимости отказу от курения.

Эффективное «лекарство», которое может помочь в борьбе с ожирением, болезнями сердца и диабетом, это физическая активность. Даже небольшая нагрузка, например, ходьба по полчаса в день, улучшает кровообращение и благоприятно стимулирует обмен веществ.

Все эти меры, которые кажутся банальными, в действительности имеют мощный эффект. Здоровье — не следствие поглощения чудо таблеток, это то, что зависит от нас самих. А зачем оно нам нужно, объяснять не требуется.

Великая Эпоха (The Epoch Times)

*

По теме

Back to top button