Главная / Самара / Анатолий Волошин: «Тольятти должен объединить российских автопроизводителей»

Анатолий Волошин: «Тольятти должен объединить российских автопроизводителей»

«Куда должен двигаться наш город, чтобы развиваться?» Ответ на этот принципиальный вопрос искали участники заседания Координационного совета, которое состоялось на днях в Торгово-промышленной палате Тольятти. Экономическую ситуацию в городе обсудили представители областного минэкономразвития, АВТОВАЗа, мэрии и городского бизнеса. Об итогах встречи рассказал председатель правления городского Эл банка, почетный гражданин Тольятти, сопредседатель Координационного совета ТПП Тольятти Анатолий Волошин.

Анатолий Парфирьевич, что стало поводом для обсуждения экономических проблем города на таком представительном уровне?

- По случаю 20-летия Торгово-промышленной палаты Тольятти члены Координационного совета решили подвести некие итоги совместной деятельности и наметить перспективы дальнейшей работы. Разговор получился максимально откровенным и конструктивным.

Что касается меня, я выступил с несколькими тезисами. Главный из них заключается в том, что город Тольятти разучился зарабатывать деньги. Мы потеряли драйв. У нас перестали появляться люди, которые поднимают «с нуля» бизнес, участвуют в тендерах и проектах. Мои опасения подтвердил цифрами министр экономического развития Самарской области Александр Кобенко. Еще 15 лет назад доля промышленного производства Тольятти в экономике Самарской области составляла 54%, а сейчас сократилась до 35%. В этой ситуации нам было важно максимально сблизить свое понимание текущего состояния города, региона и страны, осознать свою роль, место и предназначение в происходящих процессах, оценить перспективы и скоординировать совместные действия.

- Вы нередко высказываетесь о потерянном будущем Тольятти. Но жизнь не остановилась: транспорт работает, в больницах лечат, в школах учат, люди где-то работают, покупают автомобили…. Может, просто пора сбросить навязанный нам ярлык о депрессивном «моногороде»?

- Дело не в ярлыке, а в самих горожанах. Я живу в Тольятти с 1977 года. Сколько себя помню, город всегда был «устремлен в будущее». Жизнь кипела на оптимизме, авантюризме, сплоченности элиты и любви к городу. Мы жили «позитивным ожиданием будущего». По моим ощущениям этот настрой исчез после 2008 года. Молодежь не остается здесь учиться и работать. Городская элита разобщена. Инвесторы на этом фоне теряют интерес к нашему городу. Я согласен, что Тольятти как-то продолжает жить. Но у нас нет новой модели развития, мы не понимаем, куда идем. Этого понимания нет и в глобальном масштабе. И пока оно не появится, мировую экономику ждет постоянный спад, сопровождаемый болезненными кризисами и потрясениями. Уже сейчас повсеместно прогнозируется существенное замедление темпов роста, в том числе в России. Замечено, что если темпы роста экономики менее 5,5%, ни о какой социальной и политической стабильности в принципе говорить не приходится.

- Тольятти всегда выступал мощным центром стабилизации, а в периоды подъема - локомотивом роста. Что изменилось? А главное, что позволит вернуть наш город в число лидеров социально-экономического развития?

- Я считаю, что нашему городу нужна экономическая модель, позволяющая нам быть успешными. В советские времена города, а в особенности моногорода, создавались вокруг крупных промышленных предприятий. Но тогда спрос формировала государственная система, а сейчас дела обстоят иначе. Мы вошли в глобальную экономику, в мировую систему разделения труда. А АВТОВАЗ стал частью международного концерна «Рено - Ниссан».

Наше относительное благополучие в переходный период было основано на стабильном спросе на продукцию городских предприятий, традиционной социальной ответственности, предприимчивости и креативности местных органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций и населения, поддержанных высоким уровнем экономической самостоятельности. Но переходный период закончился. Старая экономическая модель и созданные на ее основе программы, планы и проекты потеряли свою актуальность. Мы потеряли основу сплоченности элиты, смысл совместного существования, стратегию. А вместе с ней лишились и позитивного ожидания будущего. Единая, целостная модель экономического развития распалась на множество сфер деятельности: городское хозяйство, промпредприятия, банки, розничная торговля и проч., действующие сами по себе, зачастую в ущерб друг другу.

Отсутствие ответственности элиты за то, что происходит в городе, неизбежно приводит к централизации бюджетных средств и полномочий, концентрации ответственности на более высоком, государственном уровне. Следствием является потеря самостоятельности, а вместе с ней - социальной активности, предприимчивости и еще большая централизация. Мы уже скоро мэра города не будем выбирать: будут назначать сити-менеджера! Поэтому нам срочно нужна новая модель, стратегия, экономическая основа, предназначение или миссия - называйте, как хотите.

- В чём Координационный совет ТПП Тольятти видит такую модель или стратегию?

- Прежде всего нам нужно сменить представление о нашем городе. Вместо промышленного центра мы должны увидеть в себе центр платежеспособного спроса. Я говорю о потреблении, которое стимулирует производственную сферу и сферу обращения в городе, в регионе и далеко за его пределами. Необходимо сформировать комплекс перспективных направлений развития города, основанных на его индивидуальной идентичности и конкурентных преимуществах.

Мы должны понять, какую ценность может представлять Тольятти для близлежащих территорий, региона, страны. К примеру, мы могли бы стать местом проведения Российского автосалона отечественных производителей. Опыт выставочной деятельности у нас огромный. Если помните, мы проводили Дни Великобритании в России, дни Финляндии в России, уникальный форум «Диалоги 2002», который больше нигде не смогли повторить. Тем более что эта ниша свободна. Московский международный автосалон, проходящий 1 раз в два года, не в счет.

В России нет серьёзного форума субконтрактации для автопрома. А ведь Волжский автозавод до сих пор производит и продает самое большое в стране количество легковых автомобилей, покупает огромное количество материалов, комплектующих и услуг. Тольятти вполне может стать местом проведения такого форума и решать задачи локализации, протекции отечественных автопроизводителей, формирования цен на их продукцию. Сегодня на АВТОВАЗе новый руководитель. Я уверен, что лучшего момента для объединения усилий общественности, городской элиты и завода с целью решения общих проблем и развития города просто не найти.

- Вы упомянули нового президента АВТОВАЗа. В Тольятти к нему пока не сформировалось чётко выраженного отношения. Поделитесь вашим впечатлением от общения с Бу Андерсеном.

- Он производит впечатление решительного человека, подчеркивает, что он бывший военный: четко чеканит фразы, понятно и прозрачно обозначает те шаги, которые намерен предпринять на АВТОВАЗе. В его прямой речи звучит: «Я беру на себя 100% ответственности». Лично я из этого делаю вывод, что он успешный человек. Ведь успешность определяется как раз умением человека брать на себя ответственность. АВТОВАЗ - его репутационный проект, а не возможность заработать.

Честно говоря, Бу Андерсен напоминает мне Полякова. Он сказал, что его единственное хобби - работа. С 7 утра до 9 вечера он проводит на производстве. Полагаю, ему нравится дело, которым он занимается. Он сказал: «Я люблю конкуренцию». Это значит, никаких коррупционных схем, завязанных на личных связях на заводе, при нем не будет. К тому же он возглавлял систему закупок компании GM, а она известна всем как некоррупционная система закупок.

Он открыто говорит о существующих проблемах, которые намерен решать. Бу Андресен заявляет, что есть 20 поставщиков, работа которых его не устраивает. Он уже обозначил им жесткие условия сотрудничества, и если они их не выполнят, он заберёт производство этих комплектующих обратно на завод.

На предприятии не хватает квалифицированных и ответственных менеджеров. Андерсена удивляет, что десять лет у нас не проектировались новые машины: это упущенные возможности развития АВТОВАЗа, да и всего отечественного автопрома. Не развивая отечественных моделей, мы, конечно, теряем автомобильную промышленность. Если мы исчезнем как производители отечественных машин, это будет последний гвоздь в крышку гроба российского автомобилестроения.

В конце концов, Бу Андерсен говорит, что собирается сделать завод одним из лучших заводов группы «Рено - Ниссан». Это серьёзное заявление.

- На данный момент Андерсена сложно назвать самым открытым управленцем в нашем городе. Он настолько сконцентрирован на проблемах предприятия?

- По моим личным ощущениям, человек, который ставит столь амбициозные задачи, не станет «воевать» в одиночку. Да, он понимает, как и что нужно сделать на производстве. При этом, говоря о заводе, он всегда упоминает город. Он не отгораживается от городских проблем. Я дважды его переспросил: «Какая нужна помощь?». Он не ответил, и я для себя сделал вывод, что необходима определенная моральная поддержка, денег ему не надо. То есть город должен доверять этому человеку, поверить в стратегию, которую предлагает президент градообразующего предприятия. Нужно, чтобы ему просто не мешали.

Есть одна общая задача для города и завода: нужно объединить усилия и сообща менять нашу репутацию. Я уверен, что у нас останется основа российского автомобилестроения - наши инженеры, отечественные модели и производственная база, которые вполне смогут создать еще что-то подобное «Ниве». В конечном счёте, все мы хотим верить в то, что и с заводом, и с нашим городом всё будет хорошо.

Беседовал Михаил Грушевский

Самара

22 сентября самарские водители смогут ездить на общественном транспорте бесплатно

В рамках проведения Европейской недели мобильности и Всемирного дня без автомобиля, который ежегодно отмечается 22 сентября, автомобилистам предлагается на один день отказаться от использования личных транспортных средств в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешеходных прогулок.

Автобусы маршрута № 45 вновь следуют по улице Антонова-Овсеенко в Самаре

С 20 сентября Департамент транспорта Администрации городского округа Самара возобновил движение автобусов маршрута № 45 по ранее утвержденной схеме – по улице Антонова-Овсеенко (от ул. Авроры до ул. Советской Армии).

Из-за снижения ипотечных ставок переплата банкам за обычную двушку в Самаре сократилась на 17% за год

В прошлом году покупатель «средней» двушки на вторичном рынке за 3,2 млн рублей, который взял ипотеку на 15 лет, должен был вернуть банку в виде процентов 100% ее стоимости. Покупатель аналогичной квартиры в этом году переплатит уже меньше — 83%, а именно 2,49 млн руб.