Главная / это Архив / Люди / "Я так думаю!" Г.Н.Рассохина (1)

"Я так думаю!" Г.Н.Рассохина (1)

Сегодня мы в редакции "Самара today" приветствуем очень дорогого нам гостя, очень интересного человека - это Галина Николаевна Рассохина. Мы вот сейчас посчитали и выяснилось, что мы знакомы с ней лет 25! Не меньше. Я тогда работал на Куйбышевском телевидении, Галина Николаевна и тогда уже пробивала стену незнания, непонимания в необходимости восстановления исторической справедливости, восстановлении имени "Самара", привлекала внимание к проблемам архитектуры.

И мне тогда запомнилась ваша фраза, еще из тех времен, что Самара имела много доминант на контуре города, если смотреть на город с Волги. И одной из таких доминант был, конечно, Кафедральный собор и колокольня Иверского монастыря. И мы с вами тогда говорили, что все это утрачено безвозвратно и безнадежно...

А вот сегодня мы видим, что колокольня Иверского монастыря возвращается. - И она вернулась, скоро будет звонить! - И во многом это сделано вашими трудами.

- Начиналось, да, то есть я могу, я горжусь этим, что весь монастырь, возрождение Иверского монастыря, сделано моими руками. Почему? Потому, что когда мы начинали заниматься, это клуб «Самара» был, мы устраивали вечера истории, где рассказывалось об истории Иверского монастыря, историю самарского знамени и другое. Вот мне говорили: «Оставь эту затею возрождения, от монастыря ничего не осталось». Но я все равно прошла по всем кельям, по всем домам, провели мы очень много субботников, там ведь 25 лет мусор не вычищался с территории. Территория была очень криминальная, это был брод нижний, который вел на самарское дно.

- К "родине пива"...

- Да. Там было всегда темно, жители жили в трепете, потому что вот эти алкаши, они требовали у них дань в виде банок трехлитровых для пива. И нам удалось и отселить жителей, то есть я сама занималась отселением жителей.Вроде бы, работая в институте и, занимаясь совершенно другими делами, а вот мне удалось отселить через тех людей, с которыми я познакомилась в горисполкоме, в Епархии самарской. То есть, сейчас смотреть на Иверский монастырь одно удвольствие!

- Душа радуется.

- Да. Я вот отошла от работы в Иверском монастыре, когда появились первые монахини, я уже посчитала, что это их дело, а до этого я уж думала: «Ну, что? Неужели мне быть монахиней и оставлять..?»

- Чтобы он начал жить?

- Да, чтобы он начал жить, потому что нет монахинь и нет. Одна приехала со всеми вещами, ее вытеснили, она уехала, расстроенная такая, опечаленная, то есть не все сразу там было хорошо, а сейчас, я считаю, что нормально.

- Ну, еще хорошее дело в том, что следят за могилой Петра Владимировича Алабина, ведь там же памятник стоит на территории монастыря, да?

- Да, там похоронены и Петр Владимирович Алабин и его жена, рядом они, в одном склепе лежат. Там же похоронена и дочь его и сын. Вообще на территории монастыря было более семисот захоронений, это лучшие люди Самары и монахини, которых хоронили ведь за очень высокую плату в склепах, там было очень много памятников красивых. Сейчас, к сожалению, не восстановили мемориальный вот этот такой комплекс с надгробиями, но сделали часовню, посвященную как раз памяти всех, кто там упокоился.

- Я, если позволите, еще немножечко сейчас подробнее расскажу о вас, как о вас рассказывают в интернете, вы уже тоже стали частью истории того времени и, если набрать в поисковике фамилию Галина Николаевна Рассохина, то можно прочитать:

Информация из интернета о Галине Николаевне Рассохиной:

Член Союза архитекторов России с 1982г. Кандидат архитектуры с 1980г. Лауреат государственной премии Карельской АССР за реализованный план Дворца пионеров в г. Петрозаводске (1987 г.). В настоящее время – доцент Самарского государственного архитектурно-строительной университета. Автор 70 научных статей и книг по истории и теории, вопросам реконструкции исторической среды г. Самары. Автор 4-х монографий, 2 из которых получили гранты губернатора Самарской области.

За фильмы «Самара. Путешествие в прошлое», «Рождествено. Прогулки веселые и невеселые», буклеты «Самарский Иверский монастырь», «Алексеевская часовня, Алексеевская церковь, Алексеевская набережная, Алексеевская площадь, Алексеевская улица» стала дважды лауреатом московского фестиваля «Зодчество».

И многое еще можно о чем рассказывать, вспоминая всю ту огромную работу, которую вы сделали и мне, конечно, хотелось бы, чтобы сейчас кончается год, посмотреть на итоги этого года и вообще на итоги небольшого вот этого отрезка времени, в котором мы живем. Что изменилось в Самаре, как она меняется с точки зрения архитектора, профессионала? Тем более, человека, который так глубоко знает и так досконально докопался до многих вещей, о которых многие даже не подозревают. Вот как вам видится Самара? Хорошо ли вам в ней?

- Ну, как в тюрьме. Потому, что микрорайон, в котором я живу, это такой вот ящик, огороженный двенадцатиэтажками, Волги не видно, ничего не видно, все дома одинаковые и вот за эту стену, за этой стеной нельзя увидеть Волги, а у меня душа только и тянется на берег Ра реки, древней красавицы, которая, кстати, является стволовой. Это ствол этнодреворусов всех, то есть закон этногенеза гласит: «Всякий этнос, оторвавшийся от ствола, деградирует, или погибает». Раньше ведь все народы Западной Европы были здесь и Самарская Лука, она является колыбелью всех народов и культур, так что мы сейчас, я занимаюсь экскурсионной деятельностью на Самарской Луке и мы хотим там открыть туристические комплексы и центры «Муран» и приглашать на международные фестивали испанцев. Это наши зажигалы, это все танцы фламенко, пламенной любви и коррида, это черный бык с золотыми коленями.

- То есть, это все вышло из этих мест?

- Это все из Самарской Луки, да. И в Испании даже сохранились сейчас игры, это живые башни, это тоже были здесь. Почему? Потому, что в течение двух недель здесь проходили такие турниры и жоголи, это женихи, они со своими дружками, которые были помощниками во всех играх и турнирах и состязаниях, они помогали добывать первых красавиц.

- А на основании чего вы пришли к таким выводам?

- Во-первых, я более двадцати лет была председателем русского культурного центра «Самарский Собор», это общественная деятельность, но я познакомилась со всеми трудами по древней русской культуре, причем досконально и сейчас русскую культуру, сведения о ней, они как бы разбиты на миллион осколков и мне пришлось вот по этим осколочкам, по строчечке, по абзацику, по каким-то фрагментам сказок, и русских, и Александр Сергеевич Пушкин, он же великий человек, он последний, собственно, пророк тридцать третий, он нам воспроизводит и дает нам сведения о древних праздниках и русской культуре. Вот, например, скоро Рождество и все празднуют, кто когда и кто что, каждый свое, да? А у Пушкина четко: «И в сочельник в самый, в ночь, Бог дает царице дочь». Рождается девочка-солнышко, то есть это он нам возродил древние знания, ведические знания.

- То есть, это еще до христианства, да?

- Дохристианские праздники, которые большие тысячи лет и сотни лет, вся культура всех народов. Она ведь сложилась вот из этих праздников, связанных с солнцем. Вот сейчас рождается девочка-солнышко, потом книжка «12 месяцев», сказка – это крещение. Крест – это огонь, это совершенно не нужно нырять в воду, это нужно встречаться у костра до неба, эта девочка-солнышко встретилась со своими помощниками, братьями-месяцами, которые объяснились ей в любви. Раньше ведь весь мир держался на вселенской энергии любви и они показали, что происходит каждый месяц, то есть это ее учителя наградили ее. Дальше идут праздники Велик день, это 21 марта, по старому стилю 8 марта, вот все женщины…

- Но не то 8 марта, да?

- Это не то 8 марта, которое празднуют, а это девочке-солнышку исполнилось 16 лет и это первый солнечный день в году. Раньше новый год начинался 21 марта, это Велик день, первый солнечный день по солнечному календарю. А вот уже по старому стилю 25 марта, там другой ход времени, там два дня и уже год. И мы празднуем все Благовещение с 6 на 7 апреля, а это, как раз, прилет весны красной, живо жизнь. Жизнь зарождается вот в этой девушке, она забеременела. Действительно, Благовещение, через девять месяцев с 6 на 7 января у нее рождается новое солнышко.

- То есть, и там святой дух и тоже непорочное зачатие?

- Нет, почему у нее муж ясный месяц.

- А, там все в порядке...

- Просто почему она дева? А ее никто не видел с ребенком на руках при свете солнца. Вот у Пушкина, ее мамочка, дева солнца, рождая девочку-солнце, она к обедне, как бы, умирает, а обедня, это полседьмого утра, ранняя обедня, или полдевятого, солнца еще нет, зима. А в русской традиции, она в красном сарафане, в красном кокошнике на шестерке коней уезжает в дальние края, но я вычислила, что она превращается в матушку-вселенную, в богиню Макошь, или в злату бабу, Владу-богородицу, в многодетную маму. Дальше у нее пошли там много-много деток.

- Ну, понятно, в общем, вся эта история, которую вы рассказываете, она совершенно ведь нам не знакома и это вообще, не из нашей жизни.

- Не знакома, к сожалению, но на Самарской Луке праздновался вселенский праздник Купалы, это брачный союз неба и земли, огня и воды, потому что вот каждый мужчина - это стихия огня, каждая женщина – стихия воды и, поэтому…

- Они должны соединиться.

- Да. Вот совершенно невообразимым образом две противоположные стихии, которые… вода заливает огонь, огонь иссушает воду, соединяет их только вселенская любовь, понимаете? Любовь, чувство любви, больше ничего их не соединяет и, поэтому их нельзя добывать, или еще что-то, только бояться и все прочее и сразу убегают, когда супруга берет скалку в руки. Это все, это знак мужу, что он должен бежать к другой. И у нас ведь, на Самарской Луке, вырабатывалась энергия, которая окармляла энергией любви высочайших плотностей, окармляла всю Землю и вселенную, она сразу шла во Вселенную.

- Вот об этом и говорится, наверное, в вашей этой монографии "Самарская Лука" Муран".

- В этой монографии об этом и говорится, здесь много о чем говорится. Вы просто не представляете, как интересно заниматься Самарской Лукой! Там столько всего! Я сама вычитала, что мы живем возле звездного храма, а Тольятти находится вообще на территории звездного храма, входом в которые являются райские врата, это сейчас Жигулевские ворота. Вы понимаете…

- А они вообще знают об этом?

- Кто?

- Тольяттинцы.

- А я им все рассказала, у меня там презентации идут очень часто и экскурсии, ведь они только едут на экскурсии, Самара спит. Самара, тут буквально две-три экскурсии и все, только Тольятти ездит, но они живые, почему? Какое населенное место находится ближе к этому энергетическому центру на Самарской Луке, тем оно энергетически сильнее и, поэтому, Тольятти намного сильнее, чем Самара, чем Сызрань, чем Ульяновск, которые расположены все дальше и дальше.

- А что это дает людям?

- Это дает?

- Чувство близости к этому источнику энергии?

- Когда вы живете в энергетическом центре, вам вся вселенная дает свой заряд энергии. Вот все соборы и церкви, это уже вот в этой книжке, они построены ведь в местах силы. И вот эта книжка тоже, вы видите, энергетические центры по сеточке и здесь, удивительная вещь, самая сильная точка в Самаре – это кафедральный собор, вот он.

Храм Христа Спасителя - не сохранившийся кафедральный собор, построенный в Самаре в 1894 году и уничтоженный в начале 1930-х годов.

То есть, раньше система проектирования была совершенно другой, все строилось на модульной сетке рельефа. Самара вся у нас построена на модульной сетке рельефа Самарской Луки, у нас и модуль Самарской Луки. То есть, у меня столько открытий произошло за это время удивительных! А все началось с монастыря. Вот здесь, на обложке, это дом игуменьи, все началось с того, что меня игуменья Иоанна пригласила, вдруг, участвовать в конкурсе на проект нового строительства дома игуменьи. И меня потряс размер, как бы, крипта собора была и храм имеет имя, освящен во имя небесного покровителя Самары.

- Но оно же все разрушено?

- Не разрушен, там ГО, служба ГО и там они сейчас сидят.

- А, там вот этот самый знаменитый бункер? На самом деле у него вот какая история, да?

- Да. Это совсем не бункер, это нижний храм. И вот эти службы ГО загубили храм. Когда там было хранилище библиотеки областной, там был и хороший воздух, вентиляция хорошая, было светло, высоко, там высокие помещения.

- Использовали при строительстве Дворца культуры, теперешний оперный театр, вот эти подземные сооружения?

- Да, они очень удобные. До строительства областной библиотеки на проспекте Ленина, 14, книгохранилище располагалось вот под этим памятником.

- То есть, было использована вот эта историческая территория?

- Объем. А, когда библиотека появилась, оттуда вывезли многое в библиотеку новую и отдали службе ГО, а ГО загубило всю вентиляцию и все. Мне рассказала об этом Пурыгина Эмма Захаровна, это родная сестра художника Пурыгина Валентина Захаровича, она там проводила практику, когда ей было, или 17, или 27 лет и говорила, как там хорошо было, и просторно и все хорошо

- То есть, она это видела?

- Она это видела, она там ходила, они там книги передвигали с места на место. А недавно она из любопытства пошла, она же знает, дверь-то какая в оперном театре ведет туда, она говорит: «Я долго стучала, думала уже все, там нет ни живой души, вдруг, слышу, какие-то засовы со скрипом открываются и выходит ГОшник этот и на меня пахнуло такой плесенью оттуда и сыростью, что я поняла, что погубили вот этот объект, которым я так восторгалась».

- Я думаю, что здесь мы должны остановиться и поставим точку, чтобы продолжить эту тему, этот разговор в следующем нашем рассказе.

(Продолжение следует)

Иллюстрация из Википедии:
там же дополнительная информация о Кафедральном соборе в Самаре

-----------------------------------------------

Дополнительеая информация:

Что такое "крипта" в сооружении храма?

Греческое слово kryptе, от которого происходит слово «крипта» — «подземное помещение храма», означает «тайник».

Впервые крипта не с частным захоронением, а такая, в которую мог спуститься каждый желающий, появилась в IV веке. Это было подземное сооружение в Ватикане, где хранился надгробный памятник апостола Петра.

«Крипта в греческих храмах обычно располагается под алтарем. Помещение крипты создает определенное отрешенное настроение: столбы огромного размера, поскольку это фундамент, тяжелые своды, толстые стены, мало света».

Подробнее об этом: www.nsad.ru

Замечательно интересная публикация:

Самара. Кафедральный собор и главная площадь города. Вчера. Сегодня. Завтра.