Культура в России

Он завещал нам любовь. Петр Тодоровский оставил нам великое богатство

Ушел из жизни великий отечественный режиссер Петр Тодоровский. Его фильмам — абсолютно авторским — удавалось при этом быть совершенно массовыми, их до сих пор смотрят и любят миллионы. Тодоровский оставил нам в своем кино любовь, которая пронизала и одухотворяла его картины, считает обозреватель «РГ» Валерий Кичин.

Когда уходят такие люди, как Петр Ефимович Тодоровский, кажется, что отрывается кусочек сердца. Когда уходят такие люди — уходит и часть твоей собственной жизни. Все, что связано с чистейшей радостью, какую несли его фильмы, — теперь смотреть их будет грустно. С неизменной улыбкой, которой он встречал знакомых и незнакомых — он, прошедший войну и видевший смерть в лицо, тяжело раненный и выживший, хорошо знавший, почем фунт лиха, все-таки ждал от людей только добра, им верил, шел к ним просто и радостно.

Петр Тодоровский большую часть жизни прожил в СССР и впитал в себя то лучшее, чем была богата эта ныне несуществующая страна. Верный себе, он и здесь легко отталкивал от себя ее уже вполне замшелый к тому времени бюрократизм, прекрасно знал и помнил ее позор, но знал цену ее подвигам и усвоил декларируемые идеалы — совершенно искренне и с полной, мне кажется, верой. Его картины были пронизаны энергией жизни несмотря ни на что. Официально их принимали без энтузиазма: помню, как клеймили газеты волшебный фильм «Фокусник», где Зиновий Гердт — тоже фронтовик и тоже раненый — играл героя не героического, а настоящего. Но память сердца брала свое: его, Тодоровского, война все время возвращалась в его кино то «Военно-полевым романом», то «Созвездием Быка», а то самым горьким его фильмом «Риорита», где мастер сказал о войне то, чего не рисковал говорить раньше. Абсолютно все его картины выросли из реальных историй, на самом деле трагических, но согретых его юмором и пронизанных его любовью к нелегким временам и к их негромким героям. Как, например, «Какая чудная игра» — о том, как невинные ребячьи шутки ломали судьбы героев раз и навсегда. Трагической картине — но какой смешной, поэтичной и светлой!

В фильмах Петра Тодоровского играли свои лучшие роли Евгений Миронов, Елена Яковлева, Зиновий Гердт, Людмила Гурченко, Андрей Панин, Ирина Розанова, Валентин Гафт… Ко многим фильмам он сам писал или аранжировал музыку. И почти всегда сам писал сценарии своих картин — это абсолютно авторское, но и совершенно массовое кино, его смотрят и любят миллионы. Ну, а официальное признание ко всему настоящему приходит всегда слишком поздно. Да и критика писала о его фильмах меньше и хуже, чем они того заслуживали. Для критики лучшая рекомендация — пустые залы, а вот этим Петр Тодоровский похвастаться не мог никогда.

Все, все продолжается, все настоящее откладывается в памяти и в истории нашего кино, и никакая смерть не в силах остановить это порожденное любовью движение.

Подробнее: «Российская газета» — Федеральный выпуск №6087 (111)

*

По теме

Back to top button