Главная / это Архив / Культура в России / Он завещал нам любовь. Петр Тодоровский оставил нам великое богатство

Он завещал нам любовь. Петр Тодоровский оставил нам великое богатство

Ушел из жизни великий отечественный режиссер Петр Тодоровский. Его фильмам - абсолютно авторским - удавалось при этом быть совершенно массовыми, их до сих пор смотрят и любят миллионы. Тодоровский оставил нам в своем кино любовь, которая пронизала и одухотворяла его картины, считает обозреватель "РГ" Валерий Кичин.

Петр Ефимович Тодоровский

Когда уходят такие люди, как Петр Ефимович Тодоровский, кажется, что отрывается кусочек сердца. Когда уходят такие люди - уходит и часть твоей собственной жизни. Все, что связано с чистейшей радостью, какую несли его фильмы, - теперь смотреть их будет грустно. С неизменной улыбкой, которой он встречал знакомых и незнакомых - он, прошедший войну и видевший смерть в лицо, тяжело раненный и выживший, хорошо знавший, почем фунт лиха, все-таки ждал от людей только добра, им верил, шел к ним просто и радостно.

Петр Тодоровский большую часть жизни прожил в СССР и впитал в себя то лучшее, чем была богата эта ныне несуществующая страна. Верный себе, он и здесь легко отталкивал от себя ее уже вполне замшелый к тому времени бюрократизм, прекрасно знал и помнил ее позор, но знал цену ее подвигам и усвоил декларируемые идеалы - совершенно искренне и с полной, мне кажется, верой. Его картины были пронизаны энергией жизни несмотря ни на что. Официально их принимали без энтузиазма: помню, как клеймили газеты волшебный фильм "Фокусник", где Зиновий Гердт - тоже фронтовик и тоже раненый - играл героя не героического, а настоящего. Но память сердца брала свое: его, Тодоровского, война все время возвращалась в его кино то "Военно-полевым романом", то "Созвездием Быка", а то самым горьким его фильмом "Риорита", где мастер сказал о войне то, чего не рисковал говорить раньше. Абсолютно все его картины выросли из реальных историй, на самом деле трагических, но согретых его юмором и пронизанных его любовью к нелегким временам и к их негромким героям. Как, например, "Какая чудная игра" - о том, как невинные ребячьи шутки ломали судьбы героев раз и навсегда. Трагической картине - но какой смешной, поэтичной и светлой!

В фильмах Петра Тодоровского играли свои лучшие роли Евгений Миронов, Елена Яковлева, Зиновий Гердт, Людмила Гурченко, Андрей Панин, Ирина Розанова, Валентин Гафт… Ко многим фильмам он сам писал или аранжировал музыку. И почти всегда сам писал сценарии своих картин - это абсолютно авторское, но и совершенно массовое кино, его смотрят и любят миллионы. Ну, а официальное признание ко всему настоящему приходит всегда слишком поздно. Да и критика писала о его фильмах меньше и хуже, чем они того заслуживали. Для критики лучшая рекомендация - пустые залы, а вот этим Петр Тодоровский похвастаться не мог никогда.

Все, все продолжается, все настоящее откладывается в памяти и в истории нашего кино, и никакая смерть не в силах остановить это порожденное любовью движение.

Подробнее: "Российская газета" - Федеральный выпуск №6087 (111)