Главная / это Архив / в Мире / Мировая пресса / Перспективы России как космической державы (инопресса)

Перспективы России как космической державы (инопресса)

Хотя Россия остается признанной космической державой, ей необходимо сдерживать свои амбиции, говорит Алексей Арбатов. Москва не только зависит от международной помощи в реализации своих космических программ, у нее также недостаточно финансовых возможностей для создания новых и поддержания имеющихся возможностей по освоению космоса.

РИА Новости
Достижения в освоении и использовании космического пространства являются той частью советского наследия, о которой с особой гордостью и удовлетворением говорит Российская Федерация. В 1957 году Союз Советских Социалистических Республик (СССР) стал первой в истории страной, запустившей в космос спутник, а в 1961 году он первым осуществил пилотируемый космический полет.

В последние годы российская космическая отрасль постепенно стала оправляться от кризиса. В настоящее время в космосе находится 99 российских спутников (70% из них являются военными или двойного назначения). На орбиту выведены спутники новых версий (новая система раннего предупреждения, связи и наблюдения «Меридиан»), а также спутники системы ГЛОНАСС, число которых выросло до 17. Активно разрабатываются новые ракеты-носители («Ангара», «СТАРТ-1», «Союз-2-1Б»). На военном космодроме в Плесецке проводится серьезная модернизация (для запуска ракет «Ангара» и «Союз-2-1Б»). С началом запуска ракет «Ангара» в Плесецке впервые можно будет достичь геостационарной орбиты и выводить в космос сверхтяжелые грузы. Космические войска (отдельный вид вооруженных сил) выводятся с космодрома Байконур (Казахстан) и до минимума сворачивают свою деятельность на космодроме Свободный (на Дальнем Востоке). Численность личного состава в 50 тысяч военнослужащих, а также 25 тысяч гражданских лиц больше не будут подвергаться никаким сокращениям.

Федеральная космическая программа

Российское руководство видит в космической отрасли один из самых важных атрибутов силы и престижа страны в современном мире. По сути дела, в Москве считают, что никакая страна не может называть себя супердержавой без обширных космических программ и объектов космической отрасли военного и гражданского назначения. К космическим системам в России относят группировки орбитальных аппаратов, пункты управления и передачи информации наземного базирования, а также космодромы, пусковые установки и вспомогательную инфраструктуру. В течение нескольких последних десятилетий эти системы и объекты обрели особую, а в некоторых случаях и чрезвычайную важность как инструмент обеспечения военной, социально-экономической, торговой и научной деятельности по всему миру.

Утвержденной в ноябре 2005 года Федеральной космической программой предусматривается финансирование космической отрасли до 2015 года в размере 12 миллиардов долларов. Программа, наряду с другими постановлениями руководства, преследует достижение следующих целей в космической деятельности России:

- расширение использования открытого космоса для коммерческих, экономических, научных и военных нужд;

- развитие международного сотрудничества в мирном использовании космоса;

- обеспечение доступа России к открытому космосу;

- сохранение позиций России на передовой разработок космических технологий.

Для достижения этих целей России необходимо выполнить следующие задачи:

- поддержка и развитие современного и эффективного космического комплекса;

- вывод на орбиту и эксплуатация российского сегмента Международной космической станции, состоящей из пяти модулей (в настоящее время Россия наиболее активно работает в части транспортировки);

- обеспечение российского участия в системе Коспас-Сарсат (2 спутника);

- разработка современных многоцелевых ракет-носителей («Ангара») и модернизация существующих («Протон», «Союз-2»);

- обслуживание гражданского космодрома Байконур и военно-гражданского космодрома Плесецк;

- улучшение качества спутников (увеличение срока службы с двух лет до 10-12 лет);

- реформирование космической промышленности (в настоящее время она насчитывает 112 предприятий с 250 тысячами сотрудников, которые должны быть объединены в три или четыре холдинга);

- дальнейшее укрепление позиций России на мировом рынке коммерческих запусков (в настоящее время Россия осуществляет 40% таких запусков, США — 30%, Китай — 16%, Евросоюз — 6%, Индия — 2%).

Международное сотрудничество

Россия с сфере освоения и использования космоса очень сильно зависит от международного сотрудничества как донор, получатель и координатора услуг по доставке. В настоящее время тем или иным образом в космической деятельности принимают участие около 180 стран. Как минимум 40 из них задействованы в использовании информации из открытого космоса и обеспечении военных систем и сил. 19 стран обладают научным и промышленным потенциалом для создания собственных космических аппаратов. В общей сложности на различных орбитах сегодня находится более 700 космических спутников гражданского, военного и двойного назначения. Среди них около 400 американских и около 100 российских, включая Международную космическую станцию.

По уровню бюджетных ассигнований Россия существенно отстает от ведущих стран в области освоения космоса. Первое место твердо занимают США, за ними идет Евросоюз (благодаря Европейскому космическому агентству), Япония, Китай, Россия и Индия. В то же время планы и амбиции России по освоению космоса, сохраняющийся научно-промышленный потенциал и инфраструктура значительно превышают возможности нынешнего бюджета.

Таким образом, Россия крайне заинтересована в расширении своей роли в международном сотрудничестве в космической сфере. Более того, положение России в системе мировой торговли определяется преимущественно экспортом сырьевых природных ресурсов, что характерно для развивающихся стран. Помимо торговли вооружением, ядерными материалами и технологиями, сотрудничество в космической сфере является одним из немногих направлений высокотехнологичного экспорта, которое Россия может нарастить в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Вот почему этот торговый канал имеет для России огромное значение как с точки зрения статуса и престижа, так и в плане прибыли, которую он может принести испытывающим дефицит финансирования космическим программам и объектам.

Оригинал публикации: Russian Perspectives on Spacepower
Опубликовано: 14/05/2013 12:38

("National Defense University", США)

Полный текст статьи на сайте InoSMI