Главная / это Архив / в Мире / в России / Александр Рыклин: В сетевых изданиях свободы больше (инопресса)

Александр Рыклин: В сетевых изданиях свободы больше (инопресса)

3 мая журналисты всего мира отмечают профессиональный праздник - Всемирный день свободы печати. Несмотря на то, что в России провозглашена свобода слова и это закреплено в Конституции РФ, в последнее время все чаще говорят о том, что цензура в некоторых ее проявлениях все же присутствует в российских СМИ.

Интернет-издания в России в наименьшей степени подвержены цензуре, однако в последнее время им все труднее сохранять независимость. Об этом интервью DW с главредом "Ежедневного журнала".

Сейчас цензура наименее всего затрагивает интернет-издания. Тем не менее с определенными трудностями сталкиваются и они. О том, что это за проблемы и каковы перспективы развития сетевых медиа, в интервью DW рассказал главный редактор электронного "Ежедневного журнала", член политсовета Объединенного демократического движения "Солидарность" Александр Рыклин.

DW: Существует мнение, согласно которому онлайн-издания в России являются последними "островками" свободы. Так ли это, на ваш взгляд?

Александр Рыклин: Я не был бы столь категоричен. В России еще есть свободная пресса, например "Новая газета". Острые материалы появляются и на страницах "Ведомостей" и "Независимой". Есть такие радиостанции, как "Эхо Москвы" и "Коммерсант FM". Впрочем, конечно, в сетевых изданиях свободы больше.

- Какие помехи существуют для работы сетевых изданий?

- Я бы отметил недостаточное доверие к ним со стороны аудитории. Большая ее часть до сих пор считает, что сетевые медиа - это не совсем СМИ. В этом смысле доверия к "бумаге" пока больше. Это такое предубеждение, которое постепенно преодолевается, но это происходит не так активно, как хотелось бы. Хотя очевидно, что время бумажной прессы, как ни крути, уходит. Этот тренд особенно заметен на Западе. Думаю, рано или поздно аналитика и публицистика окончательно уйдут в Сеть.

- Насколько серьезным ограничителем для развития сетевых медиа является доступ к финансам?

- Это, конечно, одно из главных ограничений. В аналитическом сегменте - особенно. В этом смысле цензура имеет большое значение, потому что рекламодатели боятся размещать свои баннеры в достаточно острых изданиях. Им кажется, что это может повлечь за собой серьезные последствия для их бизнеса и к этому могут быть причастны власти. Надо сказать, что эти опасения небеспочвенны.

- Вы сталкивались с подобного рода проблемами в "Ежедневном журнале"?

- Безусловно. Хотя в последнее время мы смогли убедить некоторых рекламодателей, что не так страшен черт, как его малюют. Надо понимать, что, если сетевое СМИ не дотировано медиахолдингом, включающим более доходные издания, то его источником дохода остается только реклама, так что это очень важно.

- Какие сегодня у вас источники финансирования?

- Сейчас мы существуем только за счет рекламы. У нас нет других доходов.

- Как вы считаете, реально ли хотя бы в отдаленной перспективе переманить в Cеть пресловутого зрителя "Первого канала"?

- Ситуация в СМИ напрямую связана с ситуацией в обществе. Чем свободнее будет общество, тем больше будет людей, понимающих, что такое независимая информация; людей, алчущих ее. Спрос рождает предложение. Появляются новые люди, они хотят другого. Эра "Первого канала" и "Второго" уходит. Это - история.

Подробнее: Deutsche Welle