Главная / История Самары / История Самары: 9 ноября. Общество любителей езды на велосипеде закрылось (1902), завершено строительство театра-цирка «Олимп» (1907), началась трансляция передач ЦТ СССР (1964)

История Самары: 9 ноября. Общество любителей езды на велосипеде закрылось (1902), завершено строительство театра-цирка «Олимп» (1907), началась трансляция передач ЦТ СССР (1964)

Очень популярные в Самарской области сообщества любителей езды на велосипеде имеют давние исторические корни и любопытную историю: 9 ноября 1902 года прекратило свою деятельность Самарское общество велосипедистов-любителей. Решение мотивировали тем, что «езда на велосипедах уже вошла в обычай и прекратилось поступление членских взносов» * 9 ноября 1907г. В Самаре на средства мещан Семена и Павла Калининых завершено строительство театра-цирка «Олимп» * 9 ноября 1964 г. В г.Куйбышеве была принята в эксплуатацию новая радиорелейная линия на аппаратуре Р-600, соединяющая его с Горьким. Это позволило принимать в Куйбышеве передачи Центрального телевидения СССР.

Так выглядели первые велосипеды
Так выглядели первые велосипеды

История-ТВ-1

--------

Общество велосипедистов

Савичевы

Очень популярные в Самарской области сообщества любителей езды на велосипеде имеют давние исторические корни и любопытную историю: 9 ноября 1902 года прекратило свою деятельность Самарское общество велосипедистов-любителей. Оно было создано по инициативе группы горожан, среди которых были такие известные в городе люди как купец К.П.Головкин, член губернской земской управы Н.К.Реутовский, инженеры Жигулевского пивоваренного завода М.Вольф, К.Пинка.


(Улица Дворянская в старой Самаре)

В городе давно шла торговля велосипедами. Их продавали купец во временном праве В.П.Гольдебаев и владелец магазина на Дворянской улице Ф.А.Нейман. Но самарские улицы мало подходили для езды на велосипедах, попытки освоить самостоятельно двухколесное средство передвижения часто приводили к падениям, ушибам. И вот молодые люди решили объединить любителей езды на велосипедах, помочь новичкам освоить их. В декабре 1894 года они представили на рассмотрение губернатора устав Самарского общества велосипедистов-любителей. С некоторыми изменениями и дополнениями он был утвержден 16 марта 1895 года в Министерстве Внутренних Дел.

Члены общества арендовали у купца П.М.Журавлева участок земли на четной стороне Дворянской улицы рядом со Струковским садом под велодром, построили летнее помещение для ремонта велосипедов, наняли инструкторов, которые вели практические занятия с новичками. Для опытных велосипедистов устраивали соревнования.

На первых порах общество пользовалось большой популярностью среди самарской молодежи. Но с годами велосипед становился все более доступным для горожан, центральные улицы города одевались в асфальт, бывалые велосипедисты сами обучали новичков, и потребность в обществе отпала. На общем собрании было принято решение о самороспуске, о чем председатель общества дворянин Николай Дмитриевич Батюшков известил Самарского губернатора А.С.Брянчанинова.

Он также сообщил Александру Семеновичу, что при ликвидации общества остался один дамский велосипед и 197 рублей членских взносов. Губернатор порекомендовал передать велосипед и деньги семейно-педагогическому кружку с тем, чтобы средства эти были израсходованы на помощь детям из бедных семей, что и было сделано. А богатая самарская молодежь обратилась к новым увлечениям – парусному спорту, конным бегам.

Фото не из нашей жизни. «АиФ-Ростов» предлагает совершить экскурсию по центру донской столицы вместе с энтузиастами из велосообщества «JazzyBike».
В Самаре пока такого памятника нет.

----------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

9 ноября 1905г. Крестьяне потребовали от графа выдачи хлеба. В этот день в селе Натальино Самарского уезда крестьяне, собравшиеся в помещении земской школы, составили приговор, в котором потребовали от управляющего имением графа Орлова-Давыдова выдачи хлеба по одному пуду на душу в месяц до нового урожая. Управляющий вынужден был выдать ключи от амбара. Крестьяне взяли 1400 пудов, отвешивая пшеницу по заранее составленному списку. Власти направили в Натальино войска.

9 ноября 1907г. В Самаре на средства мещан Семена и Павла Калининых завершено строительство театра-цирка «Олимп». Идею возведения в Самаре цирка-театра, «дворца веселья и искусств» успешно реализовали мещане Семен и Павел Калинины. Они построили на углу улиц Л.Толстого и Саратовской (Фрунзе) театр-цирк «Олимп». 9 ноября 1907 года он распахнул перед горожанами свои двери. Наряду с драматическим театром, «Олимп» стал центром культурной жизни Самары.
Театр-цирк-Олимп-Начало-ХХ-века

9 ноября 1911г. В управлении жандармерии получено сообщение от провокатора: в Самаре организована социал-демократическая «группа сознательных рабочих», которая выпустила две или три прокламации. Из них одна — протест по поводу постановления городской Думы об установке памятника Столыпину.

9 ноября 1917 г. (по старому стилю 27 октября) на заседании Самарского Совета принято решение о мирном переходе власти в губернии в руки Советов.

9 ноября 1964 г. В городе Куйбышеве была принята в эксплуатацию новая радиорелейная линия на аппаратуре Р-600, соединяющая его с Горьким. Это позволило принимать в Куйбышеве передачи Центрального телевидения СССР.
телерадиола-Концерт-1961

О чем писали самарские газеты

9 ноября 1891г. «С охотой на царскую службу»
Самарский мещанин Макар Стрелков, несмотря на то, что по семейному положению имел право на льготу 2-го разряда (у него старуха-мать и маленький брат), пожелал охотой (добровольно) идти на службу в предстоящий рекрутский набор, без вынутия жребия. Стрелков -грамотный, а потому и полагает, что при условиях теперешней воинской службы он скорее пробьет себе дорогу, чем если останется на частной в нынешнее тяжелое время.
(«Самарская газета»)

9 Ноября 1910г. Потрясенная кончиной Льва Николаевича Толстого, скорбя душой о невозвратимой утрате всего мира, самарская драматическая труппа присоединяется к горю всего русского народа.
(«Самарский вестник»)

---------------

О событиях этого дня из других источников:

--------------

Архивы Самарской области
9 ноября в истории области:

1941 год. В здании Сызранского городского Дворца пионеров (на фото) размещён эвакуированный из Москвы Центральный Совет Осоавиахима.

1942 год. На основании постановления ГКО СССР о создании по инициативе женщин добровольческой женской стрелковой бригады, Куйбышевский обком ВЛКСМ поручил горкомам и райкомам комсомола области до 15 ноября 1942 года совместно с военкоматами отобрать в женскую стрелковую бригаду комсомолок и не комсомолок в возрасте от 19 до 25 лет, годных к строевой службе, преимущественно из числа имеющих некоторую военную подготовку и не имеющих на иждивении детей и нетрудоспособных родителей, а также бывших на оккупированной немцами территории.

1942 года. Куйбышевский облисполком утвердил решение Николо-Черемшанского райисполкома об открытии начальной школы в пос. им. Ленина Кротково-Городищенского сельсовета и решения Дубово-Умётского райисполкома об открытии однокомплекных начальных школ в колхозе «Завет Ильича» и в пос. Пахарь.

1942 года. В г. Куйбышеве силами органов НКВД, милиции, воинских подразделений и истребительных батальонов проведена массовая проверка документов в жилых домах, на рынках, в кино, гостиницах, столовых и пивных с целью выявления дезертиров, преступников, нарушителей паспортного режима.

По материалам центрального архива области, его Сызранского филиала, а также архива социально-политической истории.

-------

Самара

Глава Самары Олег Фурсов проверил ремонт дома культуры и стадиона «Нефтяник»

Глава Самары Олег Фурсов проверил ремонт дома культуры и стадиона «Нефтяник»

Глава Самары Олег Фурсов проверил, как ведутся работы по ремонту объектов социальной сферы в Куйбышевском районе. Вместе с главой администрации Куйбышевского района Александром Моргуном он посетил дом культуры и стадион «Нефтяник».

LADA представила дизайн серийного автомобиля LADA Vesta SW Cross

LADA представила дизайн серийного автомобиля LADA Vesta SW Cross

LADA расширяет модельный ряд одного из самых востребованных автомобилей на российском рынке и представляет дизайн серийного LADA Vesta SW Cross - первого автомобиля в своем сегменте, объединившего экспрессивный дизайн с чертами кроссовера и многофункциональность.