Главная / История Самары / История Самары: 9 июля. Открыт ЖД мост через реку Самару (1904), "Воззвание Самарского Общества народных университетов" с просьбой помочь детсадам (1914), открылся парк им.Гагарина (1976)

История Самары: 9 июля. Открыт ЖД мост через реку Самару (1904), "Воззвание Самарского Общества народных университетов" с просьбой помочь детсадам (1914), открылся парк им.Гагарина (1976)

9 июля 1904 года был открыт постоянный железнодорожный мост через реку Самару. Было открыто движение по постоянному железнодорожному мосту через реку Самару, целиком выполненному из металла. В отличие от прежнего, временного, он уже был во всем похож на современный, ныне хорошо известный всем горожанам. * 9 июля 1914 г. . Секция детских садов СОНУ с горячей просьбой обращается к населению г. Самары: пожертвовать в пользу народных детских садов игрушки, детские книги, письменные принадлежности, принадлежности для рисования и т.п. Всякое пожертвование внесет в жизнь садов смелое настроение идти вперед на помощь обездоленной городской детворе и будет принято с благодарностью. * 9 июля 1976 г. в Куйбышеве открылся Детский парк культуры и отдыха имени Юрия Гагарина.

Парк-Гагарина-3-resident_063-80-е-годы

----------

Самарский железнодорожный мост

0_198e3a_a8f44a63_XXL
9 июля 1904 года был открыт постоянный железнодорожный мост через реку Самару. Было открыто движение по постоянному железнодорожному мосту через реку Самару, целиком выполненному из металла. В отличие от прежнего, временного, он уже был во всем похож на современный, ныне хорошо известный всем горожанам.

В начале XIX века на противоположном от нашего города берегу реки Самары, близ речного устья, возникла Засамарская слобода (на этом месте ныне располагается пригород Сухая Самарка). В горячие дни, особенно во время ярмарок и хлебной торговли, из Самары в слободу и обратно в район Хлебной площади на лодках и плотах за умеренную плату перевозили до несколько сотен человек в день.
vb3
Впрочем, этот промысел существовал только в теплый сезон года, поскольку зимой транспортное сообщение осуществлялось по речному льду. Но уже со второй половины XIX века, когда Самарская губерния стала одним из основных центров российской хлеботорговли, вопрос о строительстве постоянного моста в районе устья реки приобрел для нашего города важнейшее значение.

В некоторой степени проблему переправы через реку Самару удалось решить в конце 70-х годов XIX века, в ходе строительства железнодорожной линии «Батраки – Уфа». Отрезок «чугунки» между Моршанском и Сызранью протяжением 484,8 версты открылся для грузового и пассажирского движения поездов 12 октября 1874 года. С этой даты ведет отсчет своей истории Куйбышевская железная дорога. Немного позже, с приходом железной дороги непосредственно в наш город, появился поселок Кряж рядом с одноименной станцией.

К тому времени, когда вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу еще только решался в правительствующем Сенате, инженерные группы уже вели изыскательские работы на будущей трассе железной дороги между Сызранью и Самарой, и далее в направлении Уфы. В правительстве прекрасно понимали, что с сооружением этих линий центральные губернии России получат возможность железнодорожного сообщения с регионами Поволжья и Южного Урала, богатыми хлебом. Поэтому уже 22 февраля 1874 года началось строительство Оренбургской железной дороги. Работы шли одновременно на нескольких участках. В результате постоянное движение через Самару и Кинель до Оренбурга открылось 1 января 1877 года.

Однако и после этого более 30 лет поезда ходили через временный железнодорожный мост, который приходилось разбирать на время паводка. Лишь 9 июля 1904 года было открыто движение по постоянному железнодорожному мосту через реку Самару, целиком выполненному из металла. В отличие от прежнего, временного, он уже был во всем похож на нынешний, хорошо известный всем горожанам.

Но и после этого на реке действовали многочисленные паромные переправы, поскольку местные грузовые перевозки железная дорога на себя взять не могла. Еще полвека у нашего города не было ни одного постоянного автогужевого моста через реку Самару, пока 15 сентября 1954 года такое сооружение в районе Сухой Самарки, не было принято в эксплуатацию.

0_31056_f44c40ea_L
95165269

----------

Дело о мельнице

9 августа 1885 года Самарская городская дума разрешила Торговому дому «И.Д. Зворыкин с сыновьями» построить мельницу недалеко от Николаевского мужского монастыря.

Купец города Мурома Зворыкин был давно известен в Самаре. В конце 50-х годов он прибрел буксирный пароход «Илья Муромец» мощностью 80 сил, который приходил с баржами в наш город за зерном. Крупные партии, в основном пшеницы, купец доставлял в Рыбинск, вел перевозки и по Оке до Мурома. В Самаре он арендовал на 24 года участок земли и построил на нем крахмальный завод. Так что дума не стала возражать против возведения на этой земле паровой мельницы.

Осенью следующего года на берегу Волги уже поднялся корпус мельницы. Но мукомольное дело переживало в тот год не лучшие времена. Начался общий спад производства. Даже такой крупный хлебопромышленник как П.С. Субботин вынужден был заложить свою новую мельницу купцам Аржановым. Кроме того, современники отмечали, что в середине 80-х годов строительство крупных паровых мельниц в Самаре прибрело спекулятивный характер.

И действительно, построив мельницу, торговый дом набрал под нее кредитов и отказался их возвращать. Суд признал его несостоятельным должником. Когда же кураторы пришли описывать имущество, выяснилось, что мельница еще с октября 1886 года переведена на имя Лаврентия Семеновича Аржанова. Окружной суд нашел, что Торговый дом «И.Д. Зворыкин с сыновьями» и Аржанов «…учинили фиктивные сделки при очевидных условиях ущерба кредиторам и лихоимственного изворота».

Судебные тяжбы и в те времена тянулись годами. Начатое весной 1887 года о банкротстве торгового дома завершилось только осенью 1891 года. Интересы купцов Зворыкиных отстаивал в суде известный адвокат Плевако. Но ему удалось отвести банкротство только от одного из сыновей купца. А мельница выставлялась на торги, сдавалась в аренду, пока не перешла в руки самарского купца 1 гильдии Алексея Николаевича Шадрина. После его смерти мукомольное дело продолжали жена Ольга Васильевна и сын Матвей.

В советские годы мельница была национализирована. В 1932 году в ее корпусах разместился завод КИНАП, прекративший существование в 90-е годы минувшего века.

----------

О событиях этого дня в разные годы истории Самары:

9 июля 1906 г. Революционеры социал-демократы предприняли попытку поднять восстание в частях Самарского гарнизона. Вечером того дня поручик Яхонтов вместе с гражданскими лицами собрал сходку Бузулукского полка. Около 10 часов вечера солдаты захватили ружья и патроны. Но ночью поручик Яхонтов, прапорщик Былинский и другие руководители были арестованы, волнения подавлены.

9 июля 1918 г. В Самаре Комуч учредил военный суд. Военные власти Комуча предписали также начальникам Томыловского артсклада и Сергиевского завода в Иващенкове принять меры к эвакуации запасов склада и оборудования завода на восток "не ближе Уфы и по возможности не далее Омска".

9 июля 1925 г. Создан Самарский губернский мукомольный трест в составе шести мельниц.

9 июля 1959 г. В Ставрополе введена в строй первая очередь завода ртутных выпрямителей. Она включала в себя корпуса высоковольтных и низковольтных вентилей, центральную заводскую лабораторию и другие объекты.

9 июля 1976 года в Куйбышеве открыт Парк культуры и отдыха имени Юрия Гагарина.
Парк расположен в границах улиц Московского шоссе, XXII Партсъезда, Стара-Загоры и Советской Армии.
Парк-Гагарина-4-resident_063-80-е-годы
Парк-Гагарина-3-resident_063-80-е-годы
Парк-Гагарина-1-resident_063-80-е-годы

Парк-Гагарина-2-resident_063-80-е-годы
(Фото 1980 -х годов отсюда:)

9 июля 1987 г. В Центральном районе г. Тольятти открыты новые троллейбусные маршруты №23 и №2.

9 июля 1990 г. В Куйбышевском художественном музее открылась выставка "Бытовой жанр в русской и советской живописи". Выставка картин подготовлена из собрания Государственной Третьяковской галереи.

О чем писали самарские газеты

9 июля 1889 г. Судья наказал за самодурство купца Семена Аржанова.
"Самарская газета" рассказала об иске крестьянина с. Богородское Бугурусланского уезда Герасима Трофимова к купцу Семену Аржанову. Суть конфликта заключалась в следующем. Крестьянин взял в 1886 году в аренду у купца три десятины земли. Когда хлеба сжали, купец не дал их вывезти и молотить, ибо крестьянин не заплатил ему деньги. 300 пудов хлеба сгнили, что не позволило Г.Трофимову заплатить за аренду земли. Мировой судья решил, что С.Аржанов нанес убыток крестьянину и постановил взыскать с купца 240 рублей с процентами, а также оплатить судебные издержки.
("Самарская газета")

9 июля 1914 г. Воззвание Самарского Общества народных университетов
Секция детских садов СОНУ с горячей просьбой обращается к населению г. Самары: пожертвовать в пользу народных детских садов игрушки, детские книги, письменные принадлежности, принадлежности для рисования и т.п. Всякое пожертвование внесет в жизнь садов смелое настроение идти вперед на помощь обездоленной городской детворе и будет принято с благодарностью. Пожертвование принимается: ул. Почтовая, 31, спросить Н.М. Белгородскую.
Председатель секции кн. Вяч. Кугушев, зав. дет. сад. К. Сатунин.
("Волжское Слово")

9 июля 1919 г. Общее собрание рабочих Трубочного завода постановило ежемесячно отчислять один процент зарплаты в помощь семьям красноармейцев.
("Коммуна").

--------

О событиях этого дня из других источников:

------

1853 — 9 (21) июля в Ставрополе (ныне Тольятти) был создан уездный комитет общественного здравия, в функции которого входило решение различных медицинских вопросов.

1959 — В Ставрополе была введена в строй действующих первая очередь завода ртутных выпрямителей.

--------