Главная / История Самары / История Самары: 8 октября. Городничий Второв с грустью вспоминал "свободу" (1815), стал известен автор проекта трамвая в городе (1912), ревком вернулся "из эвакуации" (1918)

История Самары: 8 октября. Городничий Второв с грустью вспоминал "свободу" (1815), стал известен автор проекта трамвая в городе (1912), ревком вернулся "из эвакуации" (1918)

1815 Известный самарский общественный деятель и литератор Иван Алексеевич Второв в дневниковой записи указал: «Со 2-го числа сего месяца принял я опять городническую должность, и, как нарочно, скопилось во все сие время столько хлопот письменных и словесных, чего прежде не было, что я дорого заплатил бы за свободу».
1912 года в Самарской городской управе к исполнению обязанностей заведующего постройкой электрического трамвая приступил Павел Антонович Суткевич, столичный инженер Павел Антонович Суткевич, уже имевший опыт подобных работ в Санкт-Петербурге.
1918 Ночью из эвакуации в Самару вернулся губернский ревком, что означало восстановление в городе и губернии советской власти.

-----------

Этот день в истории края.

Проект инженера Суткевича

8 октября 1912 года в Самарской городской управе к исполнению обязанностей заведующего постройкой электрического трамвая приступил Павел Антонович Суткевич.

Конкурс на лучший проект сооружения трамвайных линий Самарской городской Думой был объявлен 15 июля 1910 года. Во избежание предвзятости всех участников тендера сделали анонимными, и они выступали под девизами. Победителем признали проектанта, скрывшегося под псевдонимом «Лучше поздно, чем никогда», которым оказался столичный инженер Павел Антонович Суткевич, уже имевший опыт подобных работ в Санкт-Петербурге.

Его проект от прочих предложений выгодно отличался подробной разработкой хозяйственного плана всего предприятия, как с точки зрения постройки, так и в отношении последующей эксплуатации. К тому же автор предлагал привести самарский трамвай в муниципальную собственность, что позволило бы выручку от него использовать в качестве доходной статьи городского бюджета.

Из-за бюрократических проволочек и поиска средств на строительство трамвайная комиссия при городской управе была создана только в 1912 году. Ее возглавил бывший городской голова Сергей Нестеров, но при этом фактическим руководителем всех работ, конечно же, стал Суткевич, который приступил к исполнению обязанностей заведующего постройкой электрического трамвая 8 октября 1912 года.

За два последующих года он сумел проделать огромную работу по реализации своего проекта. Оказалось, что первоначально найденных денег не хватало, и тогда среди жителей Самары был объявлен заём на постройку трамвая на громадную сумму – 1 миллион 960 тысяч рублей. Но поскольку проектом Суткевича предусматривалось также расширение центральной городской электростанции, монтаж уличного электроосвещения, подача тока на предприятия и некоторые другие работы, то в итоге эта сумма выросла до 3 миллионов 680 тысяч рублей.

Прокладка рельсовых линий и строительство трамвайного парка на улице Полевой начались весной 1914 года, и к осени все основные работы уже были завершены. Однако в город к тому моменту все еще не доставили трамвайные вагоны, поскольку Коломенский машиностроительный завод, получивший заказ, опоздал с их изготовлением. Поэтому открытие движения трамваев пришлось отложить на полгода, и в итоге торжественный момент был назначен на 12 февраля 1915 года (по новому стилю 25 февраля), что совпало с Днем святого Алексия, небесного покровителя Самары.

Первый вагон из парка вывел сам Павел Суткевич. Трамвай проследовал вниз по улице Полевой и далее до Алексеевской площади (ныне площадь Революции), а затем по той же линии вернулся обратно. Ведомый инженером трамвайный поезд на маршруте развил скорость до 22 километров в час.

Горожане встретили новый транспорт восторженно. Достаточно сказать, что при стоимости билета 3 копейки в первый же день работы самарского трамвая его выручка составила 297 рублей 60 копеек, а на конец февраля — уже 8385 рублей. В целом по итогам 1915 года самарский трамвай принес городу более 150 тысяч рублей дохода, хотя предварительно планировалось получить не более 90 тысяч.

Валерий Ерофеев

Памятник инженеру П. А. Суткевичу, строителю Самарского трамвая, стоит напротив музейных вагонов.
Автор: А.Буслов

Еще по теме истории трамвая в Самаре:

Дополнительно:

------------

О других событиях этого дня в разные годы истории Самары:

8 октября 1815г. Известный самарский общественный деятель и литератор Иван Алексеевич Второв в дневниковой записи указал: «Со 2-го числа сего месяца принял я опять городническую должность, и, как нарочно, скопилось во все сие время столько хлопот письменных и словесных, чего прежде не было, что я дорого заплатил бы за свободу».

8 октября 1862г. Для Бузулукского Спасо-Преображенского мужского монастыря построена вторая часовня. Часовня построена на земле, выделенной для мужского монастыря Бузулукским городским обществом. Предназначалась она для сбора пожертвований. Тогда же Спасо-Преображенский мужской монастырь огорожен с трех сторон каменной стеной, а с северо-западной стороны – плетнем.

8 октября 1906г. В зале Самарского городского музея состоялась лекция о профессиональном рабочем движении в России.

8 октября 1912г. К исполнению обязанностей заведующего постройкой электрического трамвая в Самаре приступил Павел Антонович Суткевич. Автор проекта постройки в городе трамвая и электростанции П.А.Суткевич был приглашен на службу горуправой. Служил в Самаре до 22 ноября 1916 года, затем профессорствовал в Нижегородском университете.

8 октября 1918г. Ночью из эвакуации в Самару вернулся губернский ревком, что означало восстановление в городе и губернии советской власти.

8 октября 1934г. В Самаре состоялся творческий вечер. На вечере обсуждался «вопросы пролетарской литературы». С речью выступил первый секретарь крайкома ВКП(б) В.П. Шубриков.

8 октября 1974г. Борскому СПТУ №1 присвоено имя Героя Советского Союза Деженина Петра Сергеевича. Он был учащимся этого училища.

8 октября 1992г. Утвержден Герб города Самары и принято Положение с его описанием.

О чем писали самарские газеты

8 октября 1940г. «Куйбышевский физиотерапевтический институт имени Калинина за последний год провел большую научно-исследовательскую работу. Институтом положено начало изучению природных лечебных ресурсов области. Так, научный работник института, инженер-химик Айзуппе вместе с гидрологами закончил изучение лечебных ресурсов Исаклинского и Камышлинского районов. Работниками института написано 8 научных трудов о грязелечении. Подготовлен к печати сборник, посвященный новым методам лечения грязью и песком».
(«Волжская коммуна»)

---------------

О событиях этого дня из других источников:

------------

Архивы Самарской области
8 октября в истории губернии и области:

1882 год. Самарская Александровская публичная библиотека переехала в новое помещение в доме купца Христензена на Дворянской улице (ныне Куйбышевская, д.95).

1915год. В помещении Общественного собрания г.Самары состоялся концерт Андрея Пранга, 14-летнего скрипача-виртуоза, лауреата Петроградской консерватории. Исполнялись произведения Чайковского, Сен-Санса, Паганини и других композиторов.

1943 год. Куйбышевский горисполком принял решение об открытии в городе, в помещении бывшего театра музкомедии, на углу улиц Льва Толстого и Фрунзе, зимнего цирка – «цирка на сцене».

1974 год. Борскому СПТУ №1 присвоено имя Героя Советского Союза Деженина Петра Сергеевича, бывшего учащегося этого училища.

1992 год. Утвержден Герб города Самары и принято Положение с его описанием.

По документам центрального архива области.

-------------