История Самары: 6 апреля. Первая автоинспекция (1912), М.Фрунзе и Л.Троцкий провели смотр войск (1919), телеграмма Ленина, озабоченного плохой уборкой улиц города (1920)

6 апреля 1912 года для упорядочения автомобильного движения на улицах Самары при местном яхт-клубе был создан автомобильный отдел.
6 апреля 1919 Самару посетил председатель Реввоенсовета Республики и нарком по военным делам Лев Троцкий. Вместе с командармом М.В.Фрунзе он провел смотр войск.
6 апреля 1920 Самарскому губисполкому пришла телеграмма от В.И.Ленина. Телеграмма вызвана поступившими Ленину сведениями об антисанитарном состоянии Самары, о широком распространении эпидемии тифа и о недостаточном участии населения в субботниках и воскресниках.

Этот день в истории края.

Первая автоинспекция Самары

6 апреля 1912 года для упорядочения автомобильного движения на улицах Самары при местном яхт-клубе был создан автомобильный отдел. Яхт-клуб, ядро которого составляла местная интеллигенция, был весьма авторитетной и передовой общественной организацией в городе.

Он устраивал спортивные соревнования, следил за безопасностью движения частных судов и лодок, был инициатором открытия в Самаре спасательной станции. В 1910 году при яхт-клубе было создано общество воздухоплавания. Яхт-клуб объединил и первых автомобилистов города.

Согласно переписи самарской городской управы от 6 марта 1913 года в Самаре числился 71 автомобиль. Четыре из них были грузовыми, все остальные — легковыми, или как тогда их называли «пассажирскими». Поначалу для езды на автомобилях городские власти выдавали специальные разрешения. Например, сызранскому купцу И.С.Гусеву пришлось долго ждать решения городской думы, чтобы беспрепятственно ездить по Сызрани и вне ее на своем грузовом автомобиле.

Но количество автотранспорта в губернии стремительно росло, а правил его регистрации и езды на автомобилях еще не было. Поэтому яхт-клуб с разрешения губернских властей взял на себя выписку документов на право вождения автомобилей и постановку на учет авто-мототранспорта с выдачей личного номера.

Учитывая высокую опасность езды на неисправных автомобилях, новый отдел яхт-клуба стал следить и за их техническим состоянием. Проверялась исправность тормозов, рулевого механизма и других узлов, влияющих на безопасность движения. У водителей, которые не следили за исправностью своих машин, изымались права.

Государственная автомобильная инспекция в Самарской области, появилась в 1936 году. Но автоотдел самарского яхт-клуба с полным правом можно назвать ее прародителем.

————

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

6 апреля 1912 г. Для регулирования автомобильного движения на улицах Самары при речном яхт-клубе создан автомобильный отдел. Объективной причиной создания отдела стало отсутствие на тот момент в России каких бы то ни было правил дорожного движения. Количество автомобилей в стране стремительно увеличивалось, а в городах по-прежнему ездили как придется: кто по правой, кто по левой стороне, не пропуская друг друга на поворотах и перекрестках, не заботясь о пешеходах и т.д.

Автомобильный отдел поначалу взял на себя обязанности осмотра машин на предмет соответствия их нормативным требованиям, исправности всех механизмов; в том числе «осмотра рулевого механизма, осмотра тормозных приборов и непременное требование иметь таковые согласно обязательному постановлению». Спустя месяц отдел запросил также разрешение взять на себя, условно говоря, «выдачу прав» на вождение автомобиля и личного номера. Разрешение было дано.

——-

6 апреля 1915 г. Император Николай II утвердил Положение Совета Министров об освобождении от акцизных сборов производство медовых напитков на спирту. Это дало возможность сыну надворного советника Михаилу Сауловичу Боярскому наладить на Жигулевском пивоваренном заводе, который в годы войны не имел права варить пиво, выпуск медового напитка под названием «Мед Боярского». Обращения гласных Самарской городской думы к губернатору с просьбой запретить изготовление и продажу медового напитка успеха не имели.

6 апреля 1918 г. В Самаре принято решение ассигновать средства на издание газет на венгерском и немецком языках. Постановление об этом принято коллегией губернского комиссариата по делам военнопленных по заявлению организации военнопленных интернационалистов.

6 апреля 1918 г. По Самаро-Златоустовской железной дороге началось продвижение на восток эшелонов с солдатами чехословацкого корпуса.

6 апреля 1919 г. Самару посетил председатель Реввоенсовета Республики и нарком по военным делам Лев Троцкий. Вместе с командармом М.В.Фрунзе он провел смотр войск. Троцкий присутствовал на открытии Самарских пехотных командных курсов.

6 апреля 1919 г. В Самаре прошел День всеобщего военного обучения. По этому случаю на Соборной площади состоялся парад войск Самарского гарнизона и рабочих полков всевобуча. На открытии Самарских пехотных курсов для подготовки комсостава Красной Армии с речами выступили М.В.Фрунзе и В.В.Куйбышев.

6 апреля 1920 г. Самарскому губисполкому пришла телеграмма от В.И.Ленина: «Достаточно ли радикально проводите очистку города? Прошу налечь на это и проверять чаще фактическое исполнение. Не увиливают ли от трудповинности буржуи и обыватели? Необходимо подтянуться изо всех сил».
Телеграмма вызвана поступившими Ленину сведениями об антисанитарном состоянии Самары, о широком распространении эпидемии тифа и о недостаточном участии населения в субботниках и воскресниках.

6 апреля 1950 г. Жители Алексеевки на Кинеле отметили 250-летие своего села. Алексеевка возникла в 1700 по приказу Петра I как одна из крепостей на Волге для охраны восточных границ русского государства. К своему 250-летию стала крупным населенным пунктом. Здесь работали серный, гипсовый и алебастровый заводы. В рабочем поселке два клуба, больница, две читальни, радиоузел, семилетняя школа, в которой учились 913 детей.

6 апреля 1970 г. В Куйбышеве создан первый татарский народный ансамбль.

6 апреля 1970 г. Состоялось открытие Куйбышевской городской библиотеки политической книги.

О чем писали самарские газеты
6 апреля 1913 г. Собрание рабочих типографии Левенсона постановило внести в устав больничной кассы пункт о том, чтобы участники ее, в случае заболевания в течение месяца по увольнении с работы, не теряли права на пособие из кассы. Относительно страховых товариществ, находящихся вне воли рабочих, в руках хозяев, «выражено пожелание воспользоваться участием в заседаниях товарищества хотя бы с правом совещательного голоса».
«Волжское слово», №77.

———

Дополнительно об истории этого дня из других источников:

Архивы Самарской области
6 апреля в истории губернии и области:

1885 год. В губернии прошли торжества, посвящённые 1000-летию памяти первоучителей славянства святых Мефодия и Кирилла. Состоялся крестный ход, пасхальные песнопения, чтение жизнеописания святителей.

1913 г. В г.Самаре, по Троицкой (ныне Галактионовской) улице открыт «фабричный магазин конфект, монпансье и печений» Торгового Дома А.Косолапова и С.Решетникова.

1942 год. В г.Сызрани, в паровозном депо и на ст.Батраки, на собрании женщин-железнодорожниц с рассказом о боевых годах и мобилизации всех сил на отпор врагу выступила М.А.Попова («Анка-пулемётчица» из Чапаевской дивизии).

1987 год. В г.Куйбышеве по ул. Красноармейской, д. 4 открыт выставочный зал для размещения выставок художественных произведений.

1987 год. Создано Куйбышевское областное музыкальное общество.

По документам центрального архива области, архива социально-политической истории, материалам губернской прессы.

———-

Кроме того:

1864 — В городе Самаре на добровольные пожертвования открыт в городе Ставрополе «приют для подкидышей». Открыто женское приходское училище.

1929 — Открылся Кинель-Черкасский техникум.

1935 — Президиум ГорСовета вынес решение о постройке на Коммунальной площади памятника Куйбышеву. Должна быть намечена планировка и самой площади. Она должна стать площадью для демонстраций. Памятник в одно и то же время должен служить и монументом, и трибуной.

———-

6 апреля 1973 г. в городе Куйбышеве (Самаре) принята в эксплуатацию гостиница «Россия» на 400 мест.

*
Back to top button