Главная / История Самары / История Самары: 5 сентября. Появился первый банк (1860), построили жд ветку от станции Самара к хлебным пристаням (1888), организован мединститут (1942)

История Самары: 5 сентября. Появился первый банк (1860), построили жд ветку от станции Самара к хлебным пристаням (1888), организован мединститут (1942)

5 сентября 1860 Основан Общественный банк. С годами в городе появилось около десятка всевозможных банков, но Общественный был первым.
5 сентября 1888 Завершено строительство железнодорожной ветки от станции Самара к хлебным пристаням на берегу Волги.
1942 Организован Куйбышевский медицинский институт на базе ликвидированной Куйбышевской военно-медицинской академии.

банк

22-18

samgmu-2

------------

Первый банк Самары

5 сентября 1860 года в Самаре был основан Общественный банк. С годами в городе появилось около десятка всевозможных банков, но Общественный был первым. Он открыт по решению Самарской думы с уставным капиталом в 20 тысяч рублей, ей подчинялся, а директор и его товарищи (заместители) избирались из числа гласных на четыре года.

На счета банка перечислялись средства от сборов в пользу города, крупные суммы благотворительных взносов, проценты с которых шли на содержание общественных учреждений, стипендии малоимущим воспитанникам учебных заведений.

Директорами Общественного банка избирались купцы Емельян Николаевич Шихобалов, Федор Васильевич Вощекин, Давыд Васильевич Кирилов, Авксентий Степанович Злобин. Все они имели домашнее образование, но финансовые дела вели весьма успешно. Если в 1864 году оборот банка составлял всего 62 тысячи рублей, то в 1875 достиг 7, а в 1880 – 12 миллионов рублей.

Особенно успешно банк работал при Давыде Васильевиче Кирилове. Он одиннадцать лет трудился товарищем Ф.В.Вощекина, а в 1875 году возглавил банк и руководил им 16 лет. Когда купец умер, его хоронили как общественного деятеля г. Самары.

Достойным преемником Кирилова стал гласный Авксентий Степанович Злобин. Он неоднократно награждался за долгое и добросовестное служение городу, дума несколько раз ходатайствовала перед губернатором о присвоении директору банка званий потомственного почетного гражданина и почетного гражданина г. Самары. И всякий раз губернатор находил причины, препятствующие удовлетворению таких просьб. Но гласные не отступали. И в 1905 году их усилия увенчались успехом – император дал свое соизволение на присвоение А.С.Злобину звания потомственного почетного гражданина.

В 1917 году Городской общественный банк в числе других банков Самары был национализирован.

--------------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

5 сентября 1871 г. Сильный пожар в Бузулуке. За несколько часов он истребил ¾ города: сгорели 651 дом, собор, помещения телеграфной станции, почтовой конторы, полиции, суда, казначейства и приходского училища. Общий ущерб составил 1 045 931 рубль.

5 сентября 1888 г. Завершено строительство железнодорожной ветки от станции Самара к хлебным пристаням на берегу Волги. На ее открытие пришли губернатор А.Д.Свербеев, губернский предводитель дворянства Г.С.Аксаков, городской голова П.В.Алабин, члены управы.

5 сентября 1889 г. Семья Ульяновых переехала из хутора Алакаевка в Самару и поселилась на Полицейской площади в доме Кулагина (ныне ул. Степана Разина, д.10).

5 сентября 1920 г. Впервые в Самаре состоялось празднование Международного юношеского дня. Накануне на заводах и фабриках прошли молодежные собрания и субботники, утром 5 сентября состоялась беспартийная конференция рабочей молодежи с обширной повесткой дня («Коминтерн молодежи, Международный юношеский день и задачи РКСМ», «Охрана труда и здоровья молодежи в Советской России», «Политическое просвещение и социалистическое воспитание молодежи»). Конференция записала в резолюции: «Цели и задачи РКСМ отвечают интересам всей рабочей молодежи». Молодежь организовала манифестацию, завершившуюся митингом, затем был парад физкультурников и показательные выступления спортсменов. Вечером для участников праздника были даны концерты и театральные представления.

О чем писали самарские газеты

5 сентября 1900 г. «Новые пассажирские вагоны».
Новые пассажирские вагоны с паровым отоплением поступили на Самаро-Златоустовскую железную дорогу не более месяца назад, причем вагонов II класса – семь и III класса – 28. Каждый вагон снабжен прибором парового отопления с самостоятельным котлом. Управление дороги будет пускать эти вагоны на первое время в почтово-пассажирских поездах (по три в каждом), рейсирующих по главной линии.
(«Самарская газета»)

5 сентября 1900 г. «Земская дамба».
От церкви за р. Самаркой существует уже несколько лет дамба для проезда через затопляемые луга. В настоящее время проезд по дамбе по обыкновению приостановлен по случаю ремонта, и целые вереницы обозов с хлебом тянутся лугами. Дорога эта в сухое время года лучше дамбы, но лишь пошли дожди, как начинается мучение. Колеса скользят, тащить воз в гору лошади не в силах, а спускать на переездах дамбы под гору еще труднее, — а движение здесь весьма велико.
(«Самарская газета»)

5 сентября 1931 г. Президиум горсовета утвердил план реконструкции дорожного хозяйства Самары.
Мостовые, свидетельствуют документы, имеют большую изношенность: известковые – на 100%, булыжные – на 80% и асфальтированные – на 30%. ГОКХу (городской отдел коммунхоза) предложено немедленно приступить к развертыванию работ по строительству мостовых и организовать самостоятельно разработку 43 тыс. куб. м камня и выработку 6500 куб. м брусчатки. ГОКХу и Автодору предложено не позднее 1 октября организовать курсы по подготовке рабочих-мостовщиков, асфальтовщиков и каменоломов.
(«Волжская коммуна»)

-------------

О событиях этого дня из других источников:

------------

Архивы Самарской области
5 сентября в истории губернии и области:

1860 год. В г.Самаре создан Общественный банк, избран директор банка и два его заместителя. Основной капитал банка - 20 тысяч рублей.

1890, 5 - 15 сентября. В г.Самаре проходила осенняя Воздвиженская ярмарка.

1904 год. В г.Самаре открыты музыкальные классы императорского музыкального общества.

1913, ранее 5 сентября. В г.Самаре вышел первый номер юмористического журнала «Стрела».

1920 год. Впервые в г.Самаре состоялось празднование Международного юношеского дня. Проведены конференция, манифестация, парад физкультурников и другие мероприятия.

1942 год. Организован Куйбышевский медицинский институт на базе ликвидированной Куйбышевской военно-медицинской академии. Институт подчинен Наркомату здравоохранения СССР.

1962 год. В г.Куйбышеве на ул.Молодогвардейской, д.166 открылось первое в городе бюро добрых услуг.

1970, не позднее 5 сентября. В г.Куйбышеве на ул. Кутякова строители треста «Куйбышевспецстрой» обнаружили часть крепостной стены Самары первой половины XVII века.

1975 год. На Международной Лейпцигской ярмарке автомобилю ВАЗ-21011 производства автозавода г.Тольятти присуждена золотая медаль.

1995 год. В г.Самаре при областном управлении внутренних дел создана специализированная справочная служба «Бюро регистрации несчастных случаев».

По документам центрального архива области, архива социально-политической истории, архива Администрации Самарской области, архива мэрии Тольятти, календарю Самарской губернии на 1872 г., материалам губернской и областной прессы.

---------

1856 — 5 (по н.с.17 ) сентября в Самаре открылась Первая мужская гимназия.

1889 — В Самару из села Алакаевка переехала семья Ульяновых, которая поселилась на Полицейской площади в доме Кулагина (ныне улица Степана Разина, д. 10). По этому адресу Ульяновы жили немногим более месяца.

1909 — 5 сентября Родился Сергей Семенович Вахоркин, мастер, оператор бригады по добыче нефти, первооткрыватель месторождения в Зольном овраге, почетный гражданин города Жигулевска.

1910 — 5 сентября (по с.с. 23 августа) в своей должности был утвержден Николай Васильевич Протасьев, пятнадцатый самарский губернатор.

------------