Главная / История Самары / История Самары: 5 августа. Открыл книжную лавку П.И.Головкин (1875), начало строительства трассы М-5 (1942), митинги протеста против завода в Чапаевске (1989)

История Самары: 5 августа. Открыл книжную лавку П.И.Головкин (1875), начало строительства трассы М-5 (1942), митинги протеста против завода в Чапаевске (1989)

5 августа 1875 Самарский купец Головкин открыл книжную лавку.
5 августа 1942 В Сызрани было размещено Управление автодороги «Москва – Куйбышев» Гушосдора НКВД СССР.
5 августа 1989 Жители протестуют против строительства завода по уничтожению химического оружия. Палаточный лагерь протестующих вблизи Чапаевска около строящегося завода.

Семейкинское шоссе 1940 г. - Теперь Московское шоссе
Семейкинское шоссе 1940 г. - Теперь Московское шоссе
Чапаевск - пикет против строительства завода по уничтожению химического вооружения
Чапаевск - пикет против строительства завода по уничтожению химического вооружения
---------

Московская автодорога

5 августа 1942 года в Сызрани, на улице Свердлова, 35, было размещено вновь образованное Управление автодороги «Москва – Куйбышев» Гушосдора НКВД СССР. Первые 150-километровые участки будущей трассы «Москва-Куйбышев» в течение осени 1942 года заключенными были уложены в Мордовской АССР и Рязанской области…

Летом 1942 года в южных российских степях развернулось одно из самых грандиозных в истории войн сражение, впоследствии получившее название Сталинградской битвы. Немецко-фашистские войска, не считаясь с потерями, рвались к берегам Волги, чтобы любой ценой отрезать центральные области страны от нефтеносных районов Северного Кавказа. И в эти трудные дни СНК СССР принял решение от 5 августа 1942 года, согласно которому Москва в течение одного года должна быть соединена асфальтированной автотрассой с Куйбышевом, который в то время был второй столицей Советского Союза.

Эту грандиозную работу первоначально собирались возложить на Управление Особого Строительства НКВД СССР (Особстрой), который был создан в Куйбышеве в 1940 году. Однако вскоре стало очевидно, что выполнить ее силами одного лишь Особстроя будет просто невозможно. Поэтому решением коллегии НКВД СССР в дополнение к правительственному постановлению в структуре ГУЛАГа СССР было создано Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор). Штаб-квартира новой организации расположилась в городе Сызрани, на улице Свердлова, 35.

Надо отметить, что еще до принятия упомянутого постановления СНК СССР Особстрой направлял большие силы на возведение дорог с твердым покрытием в пределах Куйбышева, в первую очередь на те, которые должны были связать Безымянку с центром города и районами строительства. Так, к началу 1942 года наряду с возведением Безымянского и Черновского шоссе (ныне улицы Победы и Гагарина) и Семейкинского шоссе (ныне это шоссе называется Московским) была завершена прокладка асфальтированной трассы Безымянка — Красная Глинка (ныне проспект Кирова и участки Московского и Волжского шоссе в городе Самаре).

За пределами областного центра в 40-е годы дорог с твердым покрытием практически не было. Поэтому понятно, какие перспективы для всего Сызранского района сулило постановление о начале строительства асфальтированной трассы «Москва-Куйбышев». Ведь в соответствии с этим планом где-то здесь предполагалось построить автомобильный мост через Волгу. Правда, в 1942 году проектировщики еще не определились с местом его размещения. Рассматривались два варианта: либо поставить его параллельно действующему Сызранскому железнодорожному мосту, либо начать такое строительство между селом Отважное (ныне город Жигулевск) и Ставрополем-на-Волге (ныне Тольятти). Окончательное же решение по этому вопросу предписывалось принять не позднее конца февраля 1943 года.

Первые 150-километровые участки будущей трассы «Москва-Куйбышев» в течение осени 1942 года заключенными были уложены в Мордовской АССР и Рязанской области (от Москвы до Рязани к тому времени уже существовала асфальтированная автодорога). А вот до прокладки шоссе и тем более до строительства автомобильного моста в районе Сызрани в 1942-1943 годах дело так и не дошло.

Как известно, в начале 1943 года войска Красной Армии окружили и полностью ликвидировали 220-тысячную группировку вермахта в районе Сталинграда, после чего началось изгнание фашистов с советской земли. Правда, за пределами Куйбышевской области строительство трассы еще продолжалось, однако после того, как в конце 1943 года с нашего города был снят статус запасной столицы СССР, работы на автомагистрали оказалась окончательно замороженными – до лучших послевоенных времен.

Возобновление работ на шоссе «Москва-Куйбышев» началось с возведением в районе Ставрополя-на-Волге крупнейшей гидроэлектростанции. Как известно, постановление о начале строительства Куйбышевской ГЭС вышло в свет 20 августа 1950 года. Однако еще раньше в соответствии с приказом МВД СССР от 12 октября 1949 года все в той же Сызрани заново было организовано Управление ИТЛ Гушосдора МВД СССР (первый начальник — инженер-майор А.А. Николаев, в дальнейшем – В.Ф. Бучин и В.А. Пономарев). Впоследствии штаб-квартира управления была переведена в Ставрополь. В течение 1950-1953 годов только в Куйбышевской области заключенные «автодорожных» лагерей построили сотни километров автомобильных магистралей.

Почти сразу же после смерти Сталина приказом МВД СССР от 29 апреля 1953 года Гушосдор был расформирован, а все его подразделения переданы Куйбышевгидрострою. Это были бригады вольнонаемных рабочих, добрую половину которых составляли бывшие зеки, вышедших на свободу после «бериевской» амнистии 1953 года. Что же касается дороги «Москва-Куйбышев», то ее строительство на всем протяжении было завершено лишь в 60-х годах. Ныне эта современная автотрасса, уже значительно модернизированная и расширенная, входит в состав одной из крупнейшей в Европейской части России автомагистрали федерального значения М-5.

--------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

5 августа 1875 г. Самарский 2-й гильдии купец П.И.Головкин открыл книжную лавку.

5 августа 1882 г. Самарский губернатор А.Д.Свербеев уведомил городскую управу, что правительство создает особый комитет, возглавит который директор департамента шоссейных и водных сообщений. Перед комитетом ставится задача: найти пути коренной реконструкции шлюзованной части Мариинской водной системы, по которой шли грузы с Волги в Петербург..

Для работы в комитете губернатор предлагал избрать «компетентное лицо», хорошо знакомое с транспортировкой грузов и торговлей. Гласные Самарской городской думы решили, что в наибольшей степени такими познаниями владеет купец Петр Семенович Субботин, и единогласно избрали его в комитет по коренной реконструкции Мариинской водной системы.

5 августа 1898 г. В связи с неурожаем и угрозой голода в Самару прибыл директор хозяйственного департамента Министерства внутренних дел гофмейстер Кабать. На совещании, которое он провел, был рассмотрен вопрос о выделении губернии денежной и продовольственной ссуд.

5 августа 1918 г. В Самаре открылся областной съезд партии эсеров. В резолюции о власти говорилось, что всероссийская власть должна быть составлена из представителей всех социальных групп и политических партий, стоящих на позиции охранения и укрепления завоеваний Февральской революции. Съезд одобрил общее направление законодательной деятельности Комуча.

5 августа 1918 г. Из докладной записки уполномоченного Комуча по Самарскому уезду Курскова. «… Деревня стала неузнаваема. В рабочую пору народ митингует. На собраниях, сходах ставятся в большинстве случаев вопросы: за Советы или за Учредительное собрание, давать или не давать призывников в народную армию».

5 августа 1919 г. Большевистской властью санкционировано создание центрального жилищного органа. Горисполкому поручено провести следующие мероприятия: выселение буржуазии на окраины, вселение в освободившиеся квартиры рабочих и снабжение их мебелью, имеющейся в национализированных домах; введение классового принципа оплаты квартир (чем ниже зарплата, те меньше плата и наоборот); введение твердых цен на квартиры в частных немуниципализированных домах.

5 августа 1926 г. В Самару из Саратова прибыли инженеры американской тракторной фирмы «Фордзон». Цель этого визита — ознакомление «с ходом тракторизации» в губернии.

5 августа 1944 г. В Куйбышеве начались гастроли Ленинградской академической капеллы – старейшего профессионального русского хора страны, основанного в 1713 году.

5 августа 1989 г. Жители Куйбышева, Чапаевска, Новокуйбышевска, Безенчукского района, Казани и Саратова протестуют против строительства завода по уничтожению химического оружия. Палаточный лагерь протестующих жителей Чапаевска, Куйбышева, Новокуйбышевска, Безенчукского района, городов Казани и Саратова развернут неформальными организациями этих городов и сельских районов вблизи г. Чапаевска около строящегося завода по уничтожению химического оружия. 11 августа с разрешения Верховного Совета СССР его посетили представители конгресса и администрации США, секретарь посольства США в СССР.

Лагерь протеста под Чапаевском 1989 г.
Лагерь протеста под Чапаевском 1989 г.

Чапаевск-лагерь-протеста-1989-2

Лагерь протеста под Чапаевском 1989 г.
Лагерь протеста под Чапаевском 1989 г.

химическое-оружие-7

(Подробнее на сайте Виталия Ерофеева "Историческая Самара" Глава о Чапаевске:)

-----------

О чем писали самарские газеты

5 августа 1900 г. «Самарский листок объявлений» публикует отчет Самарского публичного музея за 1899 г. Сообщается, в частности, о передаче купцом К.П.Головкиным портретов директора Волжско-Камского банка, промышленника, мецената В.А.Кокорева и художника Н.Е.Симакова, выполнившего все рисунки и роспись Самарского знамени. От купца П.И.Шихобалова, пишет газета, поступили две арабские монеты и гривенник 1712 года. («Самарский листок объявлений»)

5 августа 1900 г. «Совещание по поводу Семейкинского шоссе».
Третьего дня при губернской управе было устроено совещание, на котором присутствовали временно заступающий место председателя управы член ее В.А.Племянников, члены управы Н.Г.Костромитинов и Н.С.Тресвятский и приглашенные на совещание инженеры Будаков, Засухин, Крицкий, Зеленко, Лишевич. Совещание рассмотрело способ замощения шоссе и все сошлись во мнении – замостить шоссе булыжником, на втором месте поставлен булыжный щебень. Местный же камень, которого заготовлено 700 кбм саж., намечено употребить при постройке шоссе, но там, где его можно использовать.
(«Самарская газета»)

--------

Дополнительно о событиях этого дня из других источников:

-------

Архивы Самарской области
5 августа в истории губернии и области

1856 год. В г.Самаре, в доме, нанятом у купца Растрепина за 1300 руб. в год, открыта губернская мужская гимназия. На открытии первой в губернии гимназии присутствовал помощник попечителя Казанского учебного округа В.И.Андропов.

1926 год. В г.Самару из г.Саратова прибыли инженеры американской тракторной фирмы «Фордзон» для ознакомления с ходом тракторизации в губернии.

1941 год. Куйбышевский райисполком принял решение об организации на территории Тимашевской больницы военного эвакогоспиталя.

1941 год. В г.Сызрань прибыло оборудование эвакуированной типографии г.Выборга.

1941 год. В г.Сызрань на интендантские курсы, организованные ПриВО, прибыло 300 чел.

1941, 5 – 13 августа. В г.Сызрань прибыли первые эшелоны с оборудованием эвакуированного Людиновского локомобильного завода, а также 3500 инженерно-технических работников и 7 тыс. членов их семей. Для разгрузки и перевозки оборудования этого завода выделено 4 автобуса, 4 грузовых машины, 50 рабочих, 2 трактора, 10 плотников, 10 чернорабочих.

1990 год. Завершились II-ые Игры Доброй Воли (г.Сиэтл, США). Куйбышевскую область представляли 8 спортсменов, выступавших в соревнованиях по 4 видам спорта. 7 спортсменов представляли г. Куйбышев и один – пос. Нефтегорск. Спортсмены области завоевали 10 медалей – 4 золотые, 5 серебряных и 1 бронзовую. Золотые медали выиграли велогонщики-трековики Евгений Анашкин, Валерий Батуро и Сергей Водопьянов, победившие в командной гонке преследования на 4 км, а также дзюдоист Сергей Косоротов, ставший чемпионом в весовой категории свыше 95 кг. Серебряные медали завоевали пловцы Геннадий Пригода (100 м вольным стилем, эстафета 4х100 м вольным стилем и комбинированная эстафета 4х100 м) и Вениамин Таянович (эстафеты 4х100 м и 4х200 м вольным стилем). Бронзу получил легкоатлет Павел Галкин (эстафета 4х100 м).

Советская почтовая марка стоимостью 10 коп., посвященная Играм Доброй воли 1990 г.
По документам центрального архива области

----------

1937 — В Сызрань специальным поездом прибыла с Урала делегация XVII Международного геологического конгресса, среди учатников американские ученые Райзер и Томас, французский академик Жакоб.

1942 — В Сызрани, на улице Свердлова, 35, было размещено вновь образованное Управление дороги Москва – Куйбышев Гушосдора НКВД СССР.

1989 —У села Покровка был организован лагерь протеста против пуска Чапаевского завода по уничтожению химического оружия. Завод был закрыт решением правительства СССР от 5 сентября 1989 года.

---------