Главная / История Самары / История Самары: 4 октября. Построено паровозное депо (1875), сбили немецкий самолет над Сызранью (1942), открыли мемориал погибшим в необъявленных войнах (2001), памятные космические даты

История Самары: 4 октября. Построено паровозное депо (1875), сбили немецкий самолет над Сызранью (1942), открыли мемориал погибшим в необъявленных войнах (2001), памятные космические даты

1875 Построено «паровозное здание» на 12 паровозов. Возведенное на окраине города «паровозное здание» стало базой будущего локомотивного депо.
1942 года в небе над Сызранью произошел ожесточенный воздушный бой. Защищая железнодорожный мост через Волгу, отважный пилот Николай Шутов ценою собственной жизни тараном сбил немецкий бомбардировщик, пытавшийся прорваться к стратегически важному объекту.
2001 На углу улиц Мичурина и Осипенко открыт мемориал самарцам, погибших в необъявленных войнах.

Паровоз 1900 г возле вокзала Самары
Паровоз 1900 г возле вокзала Самары
Мемориал самарцам, погибшим в необъявленных войнах
Мемориал самарцам, погибшим в необъявленных войнах
----------

Этот день в истории края. Таран над Волгой

Утром 4 октября 1942 года в небе над Сызранью произошел ожесточенный воздушный бой. Защищая железнодорожный мост через Волгу, отважный пилот Николай Шутов ценою собственной жизни тараном сбил немецкий бомбардировщик, пытавшийся прорваться к стратегически важному объекту.

В те дни сызранский мост был единственной в нашей области железнодорожной переправой через Волгу, важным каналом снабжения Красной Армии оружием и боеприпасами. Его потеря неминуемо осложнила бы положение наших войск на всех фронтах, особенно на Сталинградском. Это понимали все.

Рано утром 4 октября 1942 года службы нашей воздушной разведки засекли вражеский бомбардировщик, направлявшийся в сторону Сызрани. По тревоге были подняты три истребителя МиГ-3 802-го полка ПВО. Они быстро вышли на цель и вступили в бой. Немцы яростно отстреливались и не давали ястребкам вести прицельный огонь. Скоро один из них получил повреждение и совершил вынужденную посадку. Израсходовав боезапас, вышел из боя еще один МиГ-3. Кончились снаряды и у Николая Шутова, но он продолжал преследовать врага и пошел на таран. Местные жители видели, как он ударил Ю-88 в фезюляж, как тот начал падать. Немецкий экипаж выбросился на парашютах и вскоре был взят в плен. Однако сам Шутов не смог выбраться из сильно поврежденной машины и разбился вместе с ней в районе села Баклуши.

Отважного летчика похоронили на кладбище города Сызрани. Как оказалось, его довоенная жизнь была тесно связана с Самарой. Уроженец села Новая Майна Ульяновской области Н.Шутов после седьмого класса местной школы в 1939 году поступил в школу ФЗО на заводе имени Масленникова. Окончив ее, работал токарем и одновременно занимался в Куйбышевском аэроклубе. В 1940 году его призвали в армию и направили в Черниговское военное летное училище. После него он получил назначение в 802-й истребительный авиационный полк ПВО.

За доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Ф.Шутов посмертно награжден орденом Ленина. Эта боевая награда сейчас хранится в Сызранском краеведческом музее. А на месте гибели героя близ села Баклуши установлен памятный обелиск.

----------------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

4 октября 1875г. В Самаре построено «паровозное здание» на 12 паровозов. Возведенное на окраине города «паровозное здание» стало базой будущего локомотивного депо, ныне одного из крупнейших на железной дороге предприятий подобного типа.

Станция Самара Куйбышевской железной дороги. Виды со смотровой площадки вокзала. Локомотивное депо Самара.
Станция Самара Куйбышевской железной дороги. Виды со смотровой площадки вокзала. Локомотивное депо Самара.
Электровоз ВЛ22М-976, депо Самара
Электровоз ВЛ22М-976, депо Самара

99_960

4 октября 1891г. Алабин подписывает договоры с купцами Антоном Шихобаловым и Алексеем Шадриным на поставку земству муки 5 сорта. Договоры предусматривают поставку земству 12 тыс. пудов муки 5 сорта по цене 1 руб. 15 коп. за пуд от купца Антона Шихобалова и трех тыс. пудов муки 5 сорта по цене 1 руб. 20 коп. за пуд от купца Алексея Шадрина.

4 октября 1898г. В Свято-Троицкой (Шихобаловской) женской общине освящена новая Свято-Троицкая церковь.

4 октября 1911г. В связи с отъездом епископа Константина в Могилев епископом Самарским и Ставропольским назначен Симеон. Епископ Симеон (в миру Сергей Иванович Покровский) родился в 1845 году в семье священника Пензенской епархии. Окончил красноярское духовное училище, Томскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию. Кандидат богословия. Преподаватель духовных семинарий. 21 июля 1888 г. Сергей Иванович Покровский принял монашество с именем Симеон. Возведен в сан иеромонаха, затем – архимандрита. Епископ Симеон возглавил Самарскую епархию в тяжелое для губернии время неурожая и голода. В фонд помощи голодающим епископ внес тысячу рублей. В годы его управления епархией в Самаре, в поселке Новый Оренбург (ныне поселок Шмидта), построена Богородице-Рождественская церковь. Скончался 20 ноября 1913 г.

---------

Памятные космические даты: 4 октября в разные годы истории:

1024px-Sputnik_asm
4 октября 1957 года «семерка» вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Никто из отечественных ракетостроителей тогда не придавал этому запуску особого значения. Для всех это была обычная повседневная работа. Лишь Сергей Павлович Королёв всем нутром ощущал тогда торжественность момента. Он даже попросил прислать на стартовую площадку горниста, и тот перед самым пуском, который состоялся в 22 часа 28 минут, протрубил утреннюю побудку, словно возвещая начало космической эры планеты Земля.

На другой день, после сообщения ТАСС о запуске в СССР первого искусственного спутника Земли, весь мир словно взорвался от этого известия. Советские люди испытывали огромную радость и
гордость за свою науку и технику. Нашу страну поздравляли во всем мире.
Belyakov-B-V-21-500x343
(Из книги Б.В.Белякова "Звездный путь "Прогресса")

Спутник-1 — первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат, запущенный на орбиту 4 октября 1957 года. Кодовое обозначение спутника — ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществился с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодром «Байконур») на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Передовица газеты «Правда», посвящённая запуску спутника
Передовица газеты «Правда», посвящённая запуску спутника

------

4 октября 1959 г. Ракета Р-7 вывела в космос АМС «Луна-3», которая 7 октября сфотографировала обратную сторону Луны.
Lunik_3
Космический аппарат был запущен 4 октября 1959 года ракетой-носителем «Восток-Л» и впервые в мире сфотографировал невидимую с Земли сторону Луны.

Тайна обратной стороны Луны
Если 4 октября 1957 г., день запуска Первого искусственного спутника Земли, был выбран в известной мере случайно, по мере готовности пуска, то этого нельзя сказать про запуск АМС «Луна-3», который состоялся через два года и тоже 4 октября. Фотографирование обратной стороны Луны на тогдашнем уровне развития космической техники возможно было только при запуске в определенный день и час – один раз за месяц (вернее, за «лунные сутки»). И запуск АМС «Луна-3» оказался удачным во всех отношениях...

--------

4 октября 1989г. В Тольятти зарегистрировано городское татарско-башкирское общество «Туган тел».

4 октября 1998г. В райцентре Челно-Вершины введены в эксплуатацию скважины по добыче качественной питьевой воды.

4 октября 2001 г. на углу улиц Мичурина и Осипенко был открыт мемориал самарцам, погибших в необъявленных войнах

57203
Мемориал находится на пересечении улиц Мичурина и Осипенко. Скульпторы — Борис Чёрствый, Владимир Обухов, архитектор — Александр Темников. Открыт 4 октября 2001 года.
66194

О чем писали самарские газеты

4 октября 1940г. «Нефть в Жигулях»
Летом куйбышевские художники Б.В.Филипченко и В.В.Соколов побывали в творческой командировке на Ставропольской нефтеразведке. В Яблоновом овраге они сделали этюды. Сейчас художники масляными красками пишут большое полотно «Нефть в Жигулях». Эта картина будет представлена на областной выставке Союза советских художников, открываемой в ноябре нынешнего года.
(«Волжская коммуна»)

----------

О событиях этого дня из других источников:

----------

Архивы Самарской области
4 октября в истории губернии и области:

1875, с 4 по 14 октября. В г.Самаре состоялся съезд земских врачей, на котором обсуждались вопросы о создании больницы для душевнобольных и пенсионного фонда для выдачи пенсий земским врачам.

1911, ранее 4 октября. Самарский полицмейстер запретил администрации городского театра поставить в годовщину памяти А.Н.Островского его пьесу «Горячее сердце». Причина – в пьесе обличалось взяточничество.

1936, 4 октября. Образован Куйбышевский краевой комитет по делам физкультуры и спорта.

1940 год. В г.Куйбышеве открыт вечерний университет марксизма-ленинизма.

1941 год. ГКО СССР постановлением №734сс предписал Ижорском заводу эвакуировать производство корпусов танка Т-50 на Куйбышевский механический завод Особстроя НКВД.

Легкий советский танк Т-50

1941 год. Шигонский райком ВКП(б) доложил в Куйбышевский обком ВКП(б) о мобилизации колхозников на особые работы на заводы №122 и 309 по 65 чел., на строительство нефтепровода у Батраков – 70 чел. и 20 лошадей, на строительство Орской железной дороги – 56 чел., на строительство автомобильной дороги Москва-Куйбышев – 400 чел. и 150 лошадей; мобилизовано также 63 немца Поволжья.

1941 год. Газета «Волжская коммуна» сообщила, что в учащиеся школы №44 хорошо освоили не только типы авиабомб, но и знают как их тушить, знают средства индивидуальной защиты, могут оказать раненому первую помощь. В школе организованы группы и звенья самозащиты: санитарные, противопожарные, противохимические, наблюдения, связи, разведки, аварийные.

1941 год. В г.Сызрани размещено эвакуированное из г.Харькова ремесленное училище с контингентом 527 чел.

1943 год. На основании постановления бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) и облисполкома в г.Куйбышеве размещена прибывшая в эвакуацию Ленинградская Государственная Академическая капелла.

1943 год. В связи со слиянием заводов АТЭ и карбюраторного в один – завод КАТЭК – бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) приняло решение о слиянии их многотиражных газет «Вперёд» и «За советский карбюратор» в одну с оставлением объединённому изданию первого наименования.

По документам центрального архива области.

-------