Главная / История Самары / История Самары: 23 июня. Родился Н.Д.Кузнецов (1911), принято решение Правительства о строительстве в Куйбышеве лунной ракеты Н-1 (1960), В.А.Ершова стала Народной артисткой СССР (1977)

История Самары: 23 июня. Родился Н.Д.Кузнецов (1911), принято решение Правительства о строительстве в Куйбышеве лунной ракеты Н-1 (1960), В.А.Ершова стала Народной артисткой СССР (1977)

1911 23 июня родился Николай Дмитриевич Кузнецов, генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Дважды Герой Социалистического Труда, почетный гражданин города Самара. * 23 июня 1960 года было подписано партийно-правительственное постановление, согласно которому лунная ракета Н-1 должна была строиться в Куйбышеве. * 23 июня 1977 г. За большие заслуги в развитии советского театрального искусства артистке драмтеатра им. Горького Вере Александровне Ершовой присвоено почетное звание Народной артистки СССР.

Кузнецов Н.Д.
Кузнецов Н.Д.
Ершова В.А.
Ершова В.А.

--------

Самарская лунная ракета

23 июня 1960 года было подписано партийно-правительственное постановление, согласно которому лунная ракета Н-1 должна была строиться в Куйбышеве.

Королев С.П.
Королев С.П.
После первого в мире полета человека в космос высшее руководство СССР довольно долго пребывало под впечатлением того невиданного международного резонанса, который вызвало в мире это событие. Между тем Главный конструктор ракетных систем С.П. Королев еще раньше обращался к Н.С. Хрущеву с просьбой форсировать подготовку полета советского гражданина на Луну. Отправить космический корабль к нашему вечному спутнику Королев собирался с помощью сверхтяжелой ракеты, впоследствии названной Н-1 («Носитель-1»). В конечном варианте она имела стартовую массу 2820 тонн, что позволяло ей выводить на орбиту полезный груз массой около 100 тонн. При этом высота лунной ракеты составляла 103 метра (вдвое больше «Союза»).

Козлов Д.И
Козлов Д.И

Несмотря на все бюрократические препятствия, Королев все-таки добился включения разработок по Н-1 в государственный план, и в итоге 23 июня 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715-296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». Именно эта дата ныне и считается началом работы над советским лунным проектом.
В соответствии с правительственным решением на Куйбышевский завод № 1 уже в 1960 году было возложено изготовление и сборка баков для горючего и окислителя, первой и второй ступеней, разгонного блока «Г» и всей ракеты в целом. Параллельно Куйбышевский авиационный завод в те же годы занялся изготовлением и сборкой третьей ступени и изготовлением корпусных частей отсеков всех ступеней ракеты.

Но в начале 60-х годов начался серьезный конфликт между двумя ведущими советскими специалистами – С.П. Королевым и В.П. Глушко. В дальнейшем их взаимная неприязнь и привела к фактическому расколу в Совете главных конструкторов. Сейчас специалисты считают конфликт между ними главной (хотя и не единственной) причиной, из-за которой советская лунная программа впоследствии потерпела полный крах.

В частности, при обсуждении принципиальной схемы работы двигателей для новой боевой ракеты Р-9 (а впоследствии – и для Н-1) Глушко пытался протолкнуть проект двигателя, работающего на тетраксиде азота (АТ) или несимметричном диметилгидразине (НДМГ). При этом он никак не хотел учитывать тот факт, что эти химические соединения при всех имеющихся достоинствах одновременно являются крайне токсичными веществами, способными при аварии изделия превратить громадную территорию в безжизненную пустыню.

Вскоре этот чисто технический спор по двигателям из сферы делового обсуждения перерос в откровенную склоку, когда два высокопоставленных конструктора в течение полугода обменивались нелицеприятными письмами, копии которых они направляли в ЦК КПСС, в различные ведомства и в Совет Министров СССР. Кончилась это тем, что при личном вмешательстве Хрущева правительство приняло специальное постановление о порядке проектирования и изготовления ракеты Р-9, поддержав таким образом точку зрения Королева.

В отместку при последующем обсуждении проекта лунной ракеты Н-1 Глушко стал фактически саботировать работу над Н-1. Свое поведение он объяснял тем, что для разработки двигателя ему дают слишком мало времени. В конце концов, Королев был вынужден вовсе отказаться от дальнейшего сотрудничества с ОКБ-456, возглавляемым Глушко. Вот так заказ на двигатели для ракеты Н-1 и попал в Куйбышев, в ОКБ-276, которое в то время возглавлял Н.Д. Кузнецов, впоследствии Дважды Герой Социалистического Труда.

Кузнецов тогда прекрасно понимал, что всего лишь за год с небольшим его коллектив тоже не сможет создать принципиально новый мощнейший двигатель, способный вывести на орбиту гигантскую ракету Н-1. Однако уже в то время в ОКБ-276 имелся практически готовый двигатель НК (Николай Кузнецов), вполне надежный, но маломощный – тяга его не превышала 150 тонн. И тогда было принято оригинальное инженерное решение: поставить в основании первой ступени лунной ракеты сразу 24 кузнецовских двигателя. Впоследствии их число увеличили до 30 штук (24 на периферии и шесть в центре), чтобы они при одновременном действии развили тягу в 4500 тонн. Правда, в таком случае «узким» местом этой конструкции становилась точная синхронизация работы всех двигателей НК. Однако технически эта проблема уже тогда была вполне преодолима, и над ней нужно было только работать, не покладая рук и не жалея времени.

Тем временем в США набирала темп программа будущего полета американских астронавтов на Луну, которая получила название «Аполлон». Начались летно-конструкторские испытания тяжелой ракеты «Сатурн-5» (SA-5), опытный образец которой успешно стартовал с мыса Кеннеди 29 января 1964 года.

А вот в СССР после смещения Хрущева со всех его постов в октябре 1964 года работы по лунной программе резко затормозилась, несмотря на все усилия Главного конструктора. Окончательный вариант серии пилотируемых полетов к Луне был утвержден Советом Министров СССР лишь 15 декабря 1965 года. Но самому Королеву так и не суждено было увидеть, чем закончится «лунная гонка». Как известно, Сергей Павлович скончался 14 января 1966 года во время хирургической операции.

Первое летное испытание Н-1 смогли провести только 21 февраля 1969 года. На ее борту был установлен автоматический корабль 7К-Л1С (одна из модификаций «Союза») и мощная фотоаппаратура. В случае успешного запуска этот аппарат должен был выйти на орбиту вокруг Луны, произвести ее фотосъемку и доставить пленки на Землю. Однако после старта изделия на 69-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателей, после чего вся конструкция с высоты 14 километров упала в заснеженную степь в 50 километрах от стартовой позиции.

Второй полет лунной ракеты запланировали на 3 июля 1969 года. Но едва лишь изделие оторвалось от стартового стола, как произошел взрыв одного из двигателей. На 18-й секунде полета ракета рухнула прямо на стартовый стол, от чего был почти полностью уничтожен весь наземный комплекс и еще шесть подземных этажей стартового сооружения. После этой катастрофы стало ясно, что Советский Союз окончательно проиграл США в пилотируемом полете на Луну.

В 1971 и в 1972 годах состоялись еще две неудачные попытки отправить в полет ракету Н-1. А в мае 1974 года советская лунная программа была закрыта по решению Глушко, ставшего к тому времени Главным конструктором. Две полностью готовые к пускам ракеты тогда же были уничтожены. Однако в ОКБ-276 при личном участии Николая Кузнецова удалось тайно сохранить 150 двигателей НК, изготовленных для различных ступеней ракеты. Через много лет они очень пригодились и частью даже были проданы в Америку.

В Самаре торжественно отметили 100-летие со дня рождения легенды отечественного двигателестроения - Николая Кузнецова (архив)
В Самаре торжественно отметили 100-летие со дня рождения легенды отечественного двигателестроения - Николая Кузнецова (архив)

-------

Дополнительно у нас по этой теме:

«Звездный путь «Прогресса»» История авиазавода №1, будущего ОАО «РКЦ «Прогресс»

--------------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

23 июня 1764 г. Самарские купцы отказались посылать своих детей для обучения за границу. В ответ на указ Комиссии о коммерции посылать купеческих детей за границу для обучения самарское купечество ответило, «что-де из самарского купечества от отцов и их детей к приобучению в другие государства и города желающих никого не имеетца и таковых нет».

23 июня 1874 г. По всей губернии прошли молебствия за спасение Самарского края от голода.

23 июня 1902 г. Проведен молебен и освящены места закладки нового костела на Саратовской (ныне Фрунзе) улице.

23 июня 1906 г. Самарский губернатор И.Л. Блок телеграфировал министру Внутренних дел П.А. Столыпину. «О безусловной необходимости расформирования или освежения войск частями незапятнанной репутации в скорейшем времени и выводе пораженных мятежным духом» — Бузулукского полка и Борисовского батальона.

23 июня 1917 г. В селе Александров Гай Новоузенского уезда открыто отделение Самарского Общества народных университетов.

23 июня 1918 г. В поезде смерти увезены взятые белочехами в заложники А.А.Масленников, П.А.Вавилов, А.Я.Бакаев и другие.

23 июня 1938 г. С призывом развернуть стахановское движение и улучшить строительные работы обратилось ко всем строителям области общегородское совещание стахановцев, ударников, рабочих, инженеров и техников-строителей города.

23 июня 1941 г. Начались концерты артистов Куйбышевской филармонии на воинских площадках, призывных пунктах.

23 июня 1975 г. В Куйбышевском Дворце спорта начались финальные соревнования VI летней спартакиады народов РСФСР, посвященной 30-летию Победы.

23 июня 1977 г. За большие заслуги в развитии советского театрального искусства артистке драмтеатра им. Горького Вере Александровне Ершовой присвоено почетное звание Народной артистки СССР.

Мемориальная доска в память о Вере Александровне Ершоврй установлена на здании Самарского театра драмы
Мемориальная доска в память о Вере Александровне Ершоврй установлена на здании Самарского театра драмы

--------------

О событиях этого дня из других источников:

-------------

Архивы Самарской области
23 июня в истории губернии и области:

1902 год. Проведены молебен и освящение места закладки нового костела на Саратовской улице (ныне Фрунзе) в г.Самаре.

1923 год. Вечером в Ставрополе и Ставропольской волости прошел сильный ливень с градом, продолжавшийся 20 мин. Градом нанесены повреждения сельхозкультурам, уничтожены огороды, 300 дес. озимого посева ржи и 150 дес. яровой пшеницы.

1929 год. В г.Самаре, в клубе им.Воровского, открылся 1-й областной съезд членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

1977 год. Указом Президиума Верховного Совета СССР артистке Куйбышевского академического драматического театра им.М.Горького В.А.Ершовой присвоено почётное звание народной артистки СССР за большие заслуги в развитии советского театрального искусства.

В.А.Ершова
1999, 20-23 июня. В г.Самаре работал I-й российский съезд геронтологов и гериатров. Съезд открыл главный геронтолог России, профессор Л.Б.Лазебник.

По документам архива социально-политической истории, Ведомостям ВС СССР за 1977 г., материалам губернской и областной прессы.

-----

1911 — 23 июня родился Николай Дмитриевич Кузнецов, генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Дважды Герой Социалистического Труда, почетный гражданин города Самара.

1960 — Вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715-296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах», согласно которому головным предприятием по изготовлению ракеты Н-1 был определен Куйбышевский завод «Прогресс».

----------

Самара

ГИБДД прокомментировала ситуацию с разрушениями на Южном мосту в Самаре

GIBDD

На мостовом переходе частично разрушился один из деформационных швов. Как сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Самарской области, в 2015 году эксплуатационное состояние мостового перехода через реку Самара и всего путепровода «Южный» не соответствовало требованиям условий безопасности дорожного движения.