Главная / История Самары / История Самары: 22 марта. Прибыл первый поезд дальнего следования (1898), открытие высшего политехнического учебного заведения (1910), В.И.Чапаев назначен начальником дивизии (1919)

История Самары: 22 марта. Прибыл первый поезд дальнего следования (1898), открытие высшего политехнического учебного заведения (1910), В.И.Чапаев назначен начальником дивизии (1919)

22 марта 1898 г. в 8 час. 45 мин. утра в Самару прибыл первый сибирский ускоренный поезд. Весь поезд состоит из 4 громадных вагонов 1 и 2 классов и вагона багажного. Общее внимание возбудил вагон-столовая с роскошными креслами и диванами, обитыми дорогим сафьяном. Здесь всё, что было можно, исполнено для удобства пассажиров. Всего в поезде может поместиться до 80 пассажиров. Поезд выигрывает во времени не особенной быстротой своего движения, а кратковременностью остановок на станциях... * 22 марта 1910 г. В связи с учреждением в Самаре высшего политехнического учебного заведения состоялось чрезвычайное уездное земское собрание. Эта идея давно уже владела умами многих горожан, она нашла поддержку общества народных университетов, гласных городской думы, Нижегородского земского управления. * 1919 Приказом командующего Южной группой войск М.В. Фрунзе начальником воссозданной 25-й стрелковой дивизии, расквартированной в городе Самаре, назначен В.И. Чапаев.

so0371_1900-04

14-24
-------

Этот день в истории края.

Первый поезд дальнего следования прибыл на вокзал Самары 22 марта 1898 г.

Паровоз-на-ходу

22 марта 1898 г. - в 8 час. 45 мин. утра в Самару прибыл первый сибирский ускоренный поезд. «Посмотреть на эту новинку собралось немало народа, в том числе начальник губернии А.С.Брянчанинов, – сообщала газета. – Весь поезд состоит из 4 громадных вагонов 1 и 2 классов и вагона багажного. Общее внимание возбудил вагон-столовая с роскошными креслами и диванами, обитыми дорогим сафьяном. Здесь всё, что было можно, исполнено для удобства пассажиров. Всего в поезде может поместиться до 80 пассажиров. Поезд выигрывает во времени не особенной быстротой своего движения, а кратковременностью остановок на станциях... Пока движение [этого поезда] будет совершаться между Томском и Москвой»
(Самарская газета. 1898. 22, 24 марта)

И еще одна очень важная новость:
vb6

24 марта 1898 г. Окончательно готов для пропуска поездов второй железнодорожный путь на ст. Самара
(Самарская газета.1898. 24 марта)

Сегодня нет документальных свидетельств, какие вагоны первого поезда дальнего сообщения прибыли в первый раз в Самару в марте 1898 г.
Мы нашли в архивах несколько фотографий вагонов того времени. Вполне возможно, что какой-то из этих архивных снимков зафиксировал тот самый, "наш" вагон, побывавший в Самаре в 1898 г.

Вагон-I-класса-Сибирского-поезда-прямого-сообщения

Салон спального вагона 1 класса
Салон спального вагона 1 класса
Салон спального вагона 1 класса
Салон спального вагона 1 класса

Восточный-экспресс-3
Подробнее об этом событии:
----------

Этот день в истории края.

Карьера и банкротство богатейшего человека - купца П.С.Субботина

22 марта 1891 года самарский окружной суд признал несостоятельным должником Торговый дом «Семена Субботина сын и внук». К этому времени все имущество некогда одного из богатейших людей Самары П.С.Субботина заключалось в доме, трех участках сельхозугодий и 48-ми хлебных амбарах. Пущенное с молотка, оно не могло восполнить потери кредиторов.

Так печально закончилась торговая и общественная деятельность купца I гильдии, бывшего городского головы, мецената, который, как писала одна из газет, сделал для Самары «так много хорошего, христианского».

Subbotin

Петр Семенович Субботин сколотил свое состояние на торговле хлебом. Он не только сам выращивал зерно на своих 20 тысячах десятинах земли, но и скупал пшеницу в больших количествах, отправляя ее в разные города России. Субботин раньше других понял, что гораздо выгоднее торговать не зерном, а мукой и первым в Самаре построил в 1860 году крупчатую мельницу. Потом стал владельцем еще двух мукомольных предприятий. Самарская крупчатка – мука высшего сорта – продавалась «не только в пределах империи, с царством Польским и городом Варшавой включительно, но и за границей», — писал в своей книге «Трехвековая годовщина Самары» П.В.Алабин.

Торговля хлебом заставляла искать пути решения транспортных проблем. П.С.Субботин освоил отправку муки по Волге и вскоре стал крупным судовладельцем. Он имел пять буксирных пароходов и несколько барж, которые приносили ему хороший доход.

При всем этом Петр Семенович оставался человеком добросердечным и щедрым. Опекал самарские приюты и училища. Помогал местным талантам, на свои средства содержал хор архиерейского собора. Устраивал выставки местных художников, посылал учиться одаренную молодежь.

В Самаре Субботина очень уважали. Он состоял гласным городской думы, а в 1883 году был избран городским головой. Во главе Самары он пробыл недолго, около года, и посчитав эту нагрузку слишком обременительной для себя, был освобожден от этого поста по собственной просьбе. После того как Торговый дом «Смена Субботина сын и внук» обанкротился, Петр Семенович не раз делал попытки поправить дела, но безуспешно. Он умер от воспаления легких в 1899 году.

-------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

22 марта 1725 г. Послана грамота войсковому атаману Григорию Меркулову и всему Яицкому войску. В ней говорилось: чинить отпор при нападении инородцев и в случае набега – немедленно давать знать в Самару, Алексеевку, Сергиевск.

22 марта 1754 г. По указу Сената в Самару из Мензелинска переведено соляное комиссарство.

22 марта 1863 г. родился Марк Тимофеевич Елизаров (1863-1919). Родился в деревне Бестужевке Самарской губернии, в крестьянской семье. В 1882 году окончил Самарскую мужскую гимназию. Участник революционного движения, советский государственный и партийный деятель. Уроженец Самарской губернии. Несколько лет жил и работал в Самаре и Сызрани. Был женат на А.И. Ульяновой (1864-1935), сестре В.И. Ленина (Ульянова, 1870-1924).

Елизаров М.Т.
Елизаров М.Т.

22 марта 1884 г. В Самаре в присутствии губернатора А.Д. Свербеева и почтенной публики освящена и пущена в работу новая паровая мельница. Ее построили на берегу Волги рядом с Жигулевским пивоваренным заводом купцы Субботины. Стоимость мельницы составила около 500 тысяч рублей. Она была оснащена новейшим оборудованием и способна перемалывать за сутки до 4800 пудов зерна. Мельница освещалась электричеством, отапливалась не дровами, а нефтью.

Паровая мельница Субботина 1881
Паровая мельница Субботина 1881
22 марта 1891 г. Самарский окружной суд признал несостоятельным должником Торговый дом "Семена Субботина сын и внук". К этому времени все имущество некогда одного из богатейших людей Самары П.С.Субботина заключалось в доме, трех участках сельхозугодий и 48-ми хлебных амбарах. Пущенное с молотка, оно не могло восполнить потери кредиторов. Так печально закончилась торговая и общественная деятельность купца I гильдии, бывшего городского головы, мецената, который, как писала одна из газет, сделал для Самары "так много хорошего, христианского".

22 марта 1910 г. В связи с учреждением в Самаре высшего политехнического учебного заведения состоялось чрезвычайное уездное земское собрание. Эта идея давно уже владела умами многих горожан, она нашла поддержку общества народных университетов, гласных городской думы, Нижегородского земского управления. Земское чрезвычайное собрание высказалось за открытие в Самаре такого института и решило выделить на эти цели в 1911 г. 100 тысяч рублей. Поддержать решение земцев в правительственных инстанциях поручили специально избранным уполномоченным: А.Н.Толстому, Е.В.Пустошкину и С.Н.Постникову.

22 марта 1917 г. Образовано Общество фабрикантов и заводчиков города Самары и Самарской губернии.

22 марта 1919 г. Приказом командующего Южной группой войск М.В.Фрунзе начальником воссозданной 25-й стрелковой дивизии назначен В.И.Чапаев.

22 марта 1920 г. Забастовка печатников и рабочих Трубочного завода стала предметом обсуждения всех уровней власти. На заседании губкома РКП(б) организаторами забастовки названы меньшевики, эсеры и анархисты, тем не менее в постановлении говорится о необходимости создать при губпрофсовете комиссию "по улучшению экономического положения рабочих". Пленум губпрофсовета совместно с правлениями профсоюзов и представителями фабзавкомов и месткомов (присутствовало 800 человек) записал в резолюции: "считать забастовку печатников и трубочников позорным явлением и предательством общих интересов рабочего класса. Это делается в момент, когда Советская республика переживает тяжелое время, когда рабочие ряда городов добровольно увеличивают рабочий день в интересах восстановления народного хозяйства". Всем бастующим предложено "встать на работу", не приступившие к работе будут "рассматриваться как предатели рабочего класса".

--------

Дополнительно об истории этого дня из других источников:

Архивы Самарской области
22 марта в истории губернии и области:

1900 год. В г.Самаре, в зале Коммерческого собрания, состоялся концерт Анны Флориани, примадонны Варшавской оперы, артистки Итальянских театров.

1908, ранее 22 марта. Крестьяне с.Липовки Самарского уезда провели сбор средств на приобретение иконы писателю Л.Н.Толстому к его 80-летию.

1917 год. Образовано «Общество фабрикантов и заводчиков города Самары и Самарской губернии», председателем избран В.Ф.Игнатьев.

1934 год. В Самаре в клубе им.Дзержинского состоялся I краевой съезд молодых трактористов. На съезде присутствовало 200 делегатов. С докладом о задачах молодых трактористов в период весеннего сева выступил первый секретарь крайкома ВЛКСМ Л.А.Блюмкин.

1945 год. Решением Куйбышевского горисполкома в соответствии с постановлением коллегии Наркомата коммунального хозяйства РСФСР от 22 июня 1944 года «О мероприятиях по сохранению садово-паркового хозяйства в городах РСФСР» организован городской трест зелёного хозяйства – горзеленхоз.

1945 год. Постановлением СНК СССР №527 «Об утверждении списка городов, в которых устанавливаются должности главных архитекторов» данная должность установлена в г.Сызрани.

1962 год. В г.Куйбышеве началась застройка нового жилого массива на площади бывшего аэродрома ДОСААФ. Проектировщики и строители уже дали названия некоторым улицам: Аэродромная, Садовый проезд (ныне Мориса Тореза), Массальская.

1992, 22 марта. Администрацией Самарской области издано распоряжение «О подготовке спортсменов сборной команды России – кандидатов от Самарской области для участия в Олимпийских играх 1992 г.».

1997 год. В Чапаевском педагогическом колледже состоялась первая областная конференция по разработке наиболее интенсивных и эффективных способов приобщения учащихся к иностранной речи.

По документам центрального архива области, Сызранского филиала центрального архива, архива социально-политической истории, материалам губернской и областной прессы.

--------

Самара