Главная / История Самары / История Самары: 22 декабря. На электростанции проведены испытания двух новых дизель-генераторов (1912), собрали деньги на постройку авиаэскадрильи (1942), неудачный запуск космического корабля с собаками на борту, но Жемчужина и Жулька остались живы (1960)

История Самары: 22 декабря. На электростанции проведены испытания двух новых дизель-генераторов (1912), собрали деньги на постройку авиаэскадрильи (1942), неудачный запуск космического корабля с собаками на борту, но Жемчужина и Жулька остались живы (1960)

22 декабря 1912г. На Самарской электростанции успешно прошли испытания и были приняты в ведение города два дизель-генератора Коломенского машиностроительного завода. Увеличение мощности электростанции позволило подать освещение на улицы Самары. * В этот день 1942г. на постройку самолетов эскадрильи авиаполка им. В.В.Куйбышева и танковой колонны «Куйбышевский колхозник» по области собрано 72 420 000 рублей. * Еще через 18 лет, 22 декабря 1960г. состоялся последний - неудачный - пуск корабля «Восток» за три с половиной месяца до гагаринского витка. Подвели не самарцы. Отказала 3-я ступень с воронежским двигателем.
22.12.1960 г. В 7:45 UTC с космодрома Байконур, стартовый комплекс № 1, осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток 8К72К", которая должна была вывести на околоземную орбиту советский Корабль-спутник ["Восток-1", сер. № 4] (1960 1222F). Пуск произведен в рамках программы "Восток" по подготовке пилотируемого полета в космос. На борту корабля находились собаки Жемчужина и Жулька.
plakat-electr
Восток-8К72К

В район падения космического корабля срочно вылетела группа спасателей и учёных, но из-за сложностей поиска и крайне низкой температуры воздуха, спускаемый аппарат был обнаружен только 25 декабря. К удивлению спасателей, Жулька и Жемчужина оказались живы, хотя остальная живность, находящаяся с ними в капсуле, погибла.
Zhulka_and_Zhemchuzhina

---------

Этот день в истории края.

По плану ГОЭЛРО

22 декабря 1920 года в Москве на VIII Всероссийским съезде Советов началось обсуждение плана ГОЭЛРО, важнейшими элементами которого были гидроэлектростанции на территории Самарской губернии.

Проекты масштабной электрификации России существовали давно, еще до начала революционных событий 1917 года. Так, в 1913 году на заседании Самарского технического общества обсуждался один из таких планов, автором которого стал инженер Г.М. Кржижановский.

Г.М. Кржижановский
Г.М. Кржижановский

Истории было угодно, чтобы всего через несколько лет, в тяжелейшие годы гражданской войны и иностранной интервенции, именно этому специалисту правительство Ленина поручило разработку перспективного плана строительства электростанций по всей стране. С этой целью при Совнаркоме под руководством Кржижановского была создана Комиссия по разработке плана электрификации России. В дальнейшем к ее работе привлекли около видных 200 учёных и инженеров.

Детальное обсуждение разработанного ими плана началось 22 декабря 1920 года на открывшемся в Москве VIII Всероссийском съезде Советов. На первом заседании шли прения общего характера, а на следующий день Кржижановский выступил перед делегатами с обширным докладом, в котором, в частности, рассказал о возможности строительства ГЭС на Волге на примере конкретного выбранного им места – Жигулевских ворот неподалеку от Самары. В итоге в ходе обсуждения, занявшего несколько дней, делегаты съезда большинством голосов одобрили план под названием ГОЭЛРО (Государственная электрификация России), а еще через год его окончательно утвердил IX Всероссийский съезд Советов.

Реализация плана ГОЭЛРО была рассчитана на 10—15 лет. В соответствии с этим документом в стране предусматривалось строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. В общей сложности проект охватывал восемь основных экономических районов СССР (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский). При этом важнейшими элементами плана ГОЭЛРО должны были стать строительство мощных гидроэлектростанций в Самарской губернии, в том числе на Волге у Жигулевских ворот и в Сызрани на реке того же названия.

Хотя в целом план ГОЭЛРО был в основном выполнен уже к 1930 году, в ходе реализации он претерпел некоторые изменения. Если Сызранская ГЭС была построена и введена в эксплуатацию в декабре 1929 года, то в отношении гидроэлектростанции в Жигулевских воротах, впоследствии получившей название Волгостроя, ситуация оказалась куда сложнее. В ходе экономических подсчетов выяснилось, что затраты на ее возведение бюджет страны 20-х годов осилить был не в состоянии. В связи с этими сроки начала возведения Волгостроя неоднократно переносились.

Лишь 10 августа 1937 года вышло в свет постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О строительстве Куйбышевского гидроузла и гидроузлов на р. Каме», которое положило начало практическим работам по возведению ГЭС у Самарской Луки. Однако из-за финансовых трудностей это строительство фактически замерло на начальной стадии, и в сентябре 1940 года было окончательно законсервировано. А после окончания Великой Отечественной войны, было подобрано новое место возведения Куйбышевской ГЭС в районе города Ставрополя-на Волге. Открытие этой гидроэлектростанции состоялось в августе 1958 года.

8581

-----------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

22 декабря. Этот день в истории

22 декабря 1780г. Екатериной II утвержден доклад Сената о гербах городов Симбирского наместничества. Городу Самаре оставлен имеющийся старый герб: дикая коза белая, стоящая на траве в голубом поле. «Надо думать, что на мысль дать Самаре в герб названное животное, хотя и фантастического цвета, навели существовавшие еще тогда в Самарском крае стада сайгаков, ныне совершенно исчезнувших, – писал в своей книге «Трехвековая годовщина города Самары» (1887 г.) Петр Владимирович Алабин.
— «С возведением города в звание губернского Самаре, 17 июля 1851 года, оставлен его прежний герб уездного города, но при этом щит герба украшен золотою Императорскою короною».

22 декабря 1860г. В Ставрополе открыто Дворянское благородное собрание. В нем дворяне и чиновники собирались для «времяпрепровождения с различными играми и танцами».

22 декабря 1886г. Городской голова П.В.Алабин по поручению Думы направляет министру путей сообщения К.Н.Посьету, отмечающему 50-летие свой офицерской службы, телеграмму. В ней говорится о благотворной государственной деятельности министра «в период которой г. Самара и край самарский осчастливлен проведением Оренбургской железной дороги, сооружением Александровского моста через Волгу и направлением Сибирской дороги от г. Самары».

Александровский жд мост под Сызранью. 1880
Александровский жд мост под Сызранью. 1880

22 декабря 1893г. Купец Матвеев пожертвовал 500 рублей на помощь раненым и увечным ветеранам обороны Севастополя. «Самарские губернские ведомости» сообщили о том, что он пожертвовал еще 500 рублей на содержание самарской общины сестер милосердия общества «Красного Креста».

22 декабря 1912г. На Самарской электростанции успешно прошли испытания и были приняты в ведение города два дизель-генератора Коломенского машиностроительного завода. Увеличение мощности электростанции позволило подать освещение на улицы Николаевскую (Чапаевскую), Троицкую (Галактионовскую), Самарскую, Заводскую (Венцека), Соборную (Молодогвардейскую), Предтеченскую (Некрасовскую), Льва Толстого и Преображенскую (Водников). Надзор за правильной эксплуатацией новых машин осуществлял представитель Коломенского завода Георгий Дмитриевич Губертов. Он остался работать на станции и в 1928 году по решению ВЦСПС и ВЦИК, удостоился почетного звания Героя труда.

22 декабря 1913г. Самарскую епархию возглавил архиепископ Питирим (В.П. Окнов). Архиепископ Питирим (в миру Павел Васильевич Окнов) возглавлял Самарскую епархию всего полгода. Большое внимание уделял духовному образованию как в духовных, так и светских учебных заведениях. 26 июня 1914 г. назначен архиепископом Карталинским и Кахитинским, экзархом Грузии.

22 декабря 1918г. При Самарском университете открыт естественно-научный и сельскохозяйственный музей губземотдела. Экспозиции представлены по отделам: геологический, почвенный, ботанический, зоологический, энтомологический, сельского хозяйства, садоводства и животноводства. Вход бесплатный.

22 декабря 1919г. На пленуме Бугульминского укома РКП(б) утвержден список из 15 коммунистов, направляемых в кавалерийские части Красной Армии.

22 декабря 1942г. На постройку самолетов эскадрильи авиаполка им. В.В. Куйбышева и танковой колонны «Куйбышевский колхозник» по области собрано 72 420 000 рублей. В том числе по городам – 9318 тыс. рублей и по сельским районам – 63 102 тыс. рублей.

22 декабря 1949г. В Куйбышевском театре оперы и балета состоялась премьера оперетты И.Дунаевского «Вольный ветер». Оперетта лауреата Сталинской премии Исаака Дунаевского «Вольный ветер» прошла с участием А.Дрибинской и заслуженного артиста РСФСР В.Соловьева.

22 декабря 1960г. Состоялся последний – неудачный – пуск корабля «Восток» за три с половиной месяца до гагаринского витка. Подвели не самарцы. Отказала 3-я ступень с воронежским двигателем. Кроме доработок по этому ракетному блоку оставалось окончательно убедиться в безотказности тормозной двигательной установки (ТДУ), что должна действовать при возвращении корабля из космоса. Ее главным конструктором был Исаев Алексей Михайлович.

22.12.1960 г. В 7:45 UTC с космодрома Байконур, стартовый комплекс № 1, осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток 8К72К", которая должна была вывести на околоземную орбиту советский Корабль-спутник ["Восток-1", сер. № 4] (1960 1222F). Пуск произведен в рамках программы "Восток" по подготовке пилотируемого полета в космос. На борту корабля находились собаки ЖЕМЧУЖИНА и ЖУЛЬКА.

Из-за аварии третьей ступени ракеты-носителя пуск закончился неудачей. Спускаемый аппарат корабля совершил аварийную посадку в районе Туры (река Нижняя Тунгуска, Красноярский край). Собаки остались живы.
(Хроника освоения космоса)

22 декабря 1961г. Принят в эксплуатацию сталелитейный цех завода «Волгоцеммаш» в Страврополе-на-Волге. Мощность цеха – 25 тысяч тонн стальных фасонных отливок и 23 тысячи тонн слитков в год.

22 декабря 1974г. В Куйбышевском театре оперы и балета режиссер Борис Рябикин поставил оперу Верди «Аида». Главные партии исполняли Тамара Усенко, Анатолий Дорофеев, Полина Губская, Владимир Навротский, Виктор Капишников, заслуженный артист РСФСР Николай Коваленко. «Спектакль получился по-настоящему красочным, впечатляющим, – писали газеты. – Борис Рябикин изобретательно использовал большую группу участников хора, солистов балета. Способствовала успеху работа художников Тамары и Ильи Старжецких, высокая исполнительская культура оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств РСФСР Льва Оссовского.

22 декабря 1979г. В Куйбышевском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Руководитель постановки и дирижер Лев Оссовский, режиссер Г.Торбин, художник Михаил Мурзин, хормейстер Валерия Навротская. В спектаклях были заняты лучшие силы театра – Полина Губская, Зоя Просникова, Виктор Черноморцев, Виктор Капишников, заслуженные артисты России Анатолий Пономаренко, Ида Николаева, Слава Бондаренко.

22 декабря 1992г. В Тольятти создан городской экологический совет.

--------

Дополнительно о событиях этого дня из других источников:

---------------

Архивы Самарской области
22 декабря в истории области:

1913 год. Указом Святейшего Синода архиепископ Владикавказский Питирим (в миру Павел Васильевич Окнов) назначен архиепископом Самарским и Ставропольским. В Самару Владыка прибыл 23 января 1914 года.

Митрополит Самарский и Ставропольский Питирим (22 декабря 1913 - 26 июня 1914), в миру Павел Васильевич Окнов.

1987 год. Куйбышевскому институту инженеров железнодорожного транспорта присвоено имя М.Т.Елизарова, первого советского наркома путей сообщения.

Марк Тимофеевич Елизаров - революционер, после Октябрьской революции возглавлял Народный комиссариат путей сообщения РСФСР.
По документам центрального архива области.

---------------

Самара