Главная / История Самары / История Самары: 20 июля. Прилетел самолет "КомСеверпуть", совершая перелет в Арктику (1929), родилась М.П.Лимарова, создатель музея А.Толстого (1929), решение Правительства о строительстве ВАЗа (1966)

История Самары: 20 июля. Прилетел самолет "КомСеверпуть", совершая перелет в Арктику (1929), родилась М.П.Лимарова, создатель музея А.Толстого (1929), решение Правительства о строительстве ВАЗа (1966)

20 июля 1929 В Самару прилетел известный летчик Б.Г.Чухновский.
20 июля 1929 Родилась Маргарита Павловна Лимарова, создатель и первый директор музея А.Н. Толстого в Самаре.
20 июля 1966 Принято решение о строительстве в Тольятти завода по выпуску легковых автомобилей.
20 июля 1929 В Самару прилетел известный летчик Б.Г.Чухновский.

Летчик Борис Чухновский

Б.Г.Чухновский
Б.Г.Чухновский
Поразительно, с каким энтузиазмом и самоотверженностью работал Борис Григорьевич Чухновский в интересах развития полярной авиации. Он создавал основы ледовой разведки и гидрографических наблюдений с воздуха. С необыкновенной настойчивостью, а порой и рискуя жизнью, участвовал в поисковых и спасательных экспедициях в Арктике, а в годы войны наносил бомбовые удары по вражеским кораблям, судам и береговым объектам. При этом еще в начале 30-х годов он начал работать над созданием специального самолета для Арктики и занимался этим до последних дней своей жизни.

Подробнее:

М.П.Лимарова
М.П.Лимарова
Первые Жигули на конвейере.  1970
Первые Жигули на конвейере.
1970
--------

ВАЗ, которого могло не быть

20 июля 1966 года было принято правительственное решение о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску легковых автомобилей. Благодаря этой стройке молодой город на Волге стал известен всему миру, а наша страна впервые получила доступные современные автомобили европейского класса.

Однако не многим известно, что Волжского автозавода в Тольятти могло и не быть – уж очень многие территории страны претендовали на эту стройку. Первоначально рассматривалось 119 вариантов размещения нового автозавода. После первоначального отбора их осталось 39, а в конце концов 6: в Горьком, в Балаково, на Украине, в Белоруссии, в Вологодской области и в Тольятти. Все решила ЭВМ по программе, специально разработанной Центральным экономическо-математическим институтом Академии Наук СССР. Компьютер просчитал географию новостройки, ее производственную базу, строительные ресурсы, подъездные пути и многое другое. Решающим обстоятельством были незагруженные мощности расположенной рядом гидроэлектростанции и мощные кадровые ресурсы Средневолжского края.

Но даже этих весомых аргументов с трудом хватило при обсуждении вопроса на заседании Политбюро ЦК КПСС 20 июля 1966 года. Хотя проект строительства автозавода силами иностранных специалистов был заранее тщательно проработан и согласован с правительством Италии, а Брежнев дал свое предварительное согласие на его осуществление, против него неожиданно выступил министр обороны Дмитрий Устинов. Он сказал, что в нашей стране достаточно опытных конструкторов, и что отечественная промышленность, которая выпускает лучшую в мире военную технику, способна построить автозавод и сама.

Министр выступал так убедительно, что председательствующий на заседании Леонид Брежнев начал колебаться. Положение спас Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, один из инициаторов проекта. Он сказал, что одного автозавода стране все равно не хватит, и предложил строить сразу два – один с итальянцами, а другой силами оборонной промышленности.

Что из этого получилось, сейчас известно всем. Устиновский проект воплощался в Ижевске. Итогом его стал ижевский «Москвич» низкого ширпотребовского качества.

Концерн ФИАТ не только подготовил технический и рабочий проект строительства автозавода в Тольятти, но и оснастил предприятие современными станками, инструментом, вспомогательными материалами. Он взял на себя ответственность за адаптацию малолитражки ФИАТ-124 к российским условиям, за отработку технологических процессов и даже за подготовку кадров. В результате вместе с высококлассными по тому времени автомобилями страна получила образцовое предприятие нового типа, которое стало школой передового опыта для всего отечественного машиностроения.

vaz3

------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

20 июля 1881 г. Заведующий Московским водопроводом инженер Зимин предложил Самарской городской управе свое участие и проект на устройство водопровода в Самаре.

20 июля 1942 г. На Сталинградский фронт отправлен первый эшелон бензина, полученный на отстроенном в рекордно короткие сроки Сызранском нефтеперерабатывающем заводе.

20 июля 1945 г. Вблизи села Троицкое Чапаевского района начаты работы по бурению скважины на нефть и газ.

20 июля 1948 г. В Куйбышев пришел первый теплоход нового типа «Большая Волга». Он имел грузоподъемность 2 тысячи тонн, электрифицированное управление, радиостанцию, телефонную связь рубки с машинным отделением и предназначался для работы на волжских водохранилищах. Суда типа «Большая Волга» выпускались несколько лет, пока на смену им не пришли в 1956 г. теплоходы типа «Шестая пятилетка».

20 июля 1952 г. 24 команды школьников приняли участие в областных состязаниях юных авиамоделистов, которые состоялись с 20 по 24 июля.

20 июля 1966 г. Принято постановление правительства СССР о строительстве в г. Тольятти автомобильного завода.

20 июля 1980 г. Исполком Куйбышевского областного Совета принял решение о развитии курорта Сергиевские минеральные воды.

20 июля 1990 г. В Сызрани начались реставрационные работы на одном из старейших сооружений города – Христо-Рождественском соборе.

О чем писали самарские газеты

20 июля 1900 г. Городская управа предлагает расширить сеть электропроводов по улицам: Саратовской (от Панской до Почтовой), Предтеченской (от Дворянской до Саратовской) и Соборной (от Панской и Заводской). Желающих устроить у себя электроосвещение и живущих на вышеперечисленных улицах управа просит заблаговременно подать заявление с указанием числа требующихся лампочек. Если заявлений будет подано достаточное количество, то магистральные осветительные линии будут построены еще в нынешнем году.
(«Самарская газета»)

20 июля 1913 г. Состоящая в ведении Министерства торговли и промышленности мужская и женская торговая школа, учрежденная М.К. Мироновым в Самаре, 17, 19 и 20 августа производит приемные испытания. Предметы, преподаваемые в школе: Закон Божий, русский язык (словесность, литература), арифметика, геометрия, алгебра, физика, химия, товароведение (технология товаров местного района), природоведение, география, история, бухгалтерия, коммерческая арифметика, коммерция, коммерческая корреспонденция на русском и немецком языках, коммерческая практика, коммерческая география, немецкий и французский языки, гигиена, рисование, черчение, пение, физическое развитие и военный строй.
Окончившие школу получают право на первый классный чин (при поступлении на государственную службу) и на звание «личный почетный гражданин» (после пятилетней безупречной службы в торговых и промышленных учреждениях).
(«Волжское Слово»)

--------

О событиях этого дня из других источников:

--------

1929 — 20 июля родилась Маргарита Павловна Лимарова (1929-1992 гг.), создатель и первый директор музея А. Н. Толстого в городе Самаре, заслуженный работник культуры РСФСР.

1949 — Образован Военный комиссариат города Жигулевска.

1978 — 15-20 июля в Тольятти состоялись международные соревнования по спидвею между командами Швеции и СССР.

1994 — Решением городской думы принят Устав местного самоуправления города Тольятти.

------------