История Самары: 13 ноября. Закончилась первая крупная советская стройка — Управление ЖД (1927), прошло собрание общества туристов (1927), появился «Детский мир» (1937)

13 ноября 1927 года завершено строительство (были достроены 3 и 4 этажи.1925-1927 гг). здания управления Самаро-Златоустовской (в дальнейшем — Куйбышевской) железной дороги в Самаре на привокзальной площади. В 1923 году огромное, красиво оформленное здание Управления железной дороги было сдано в эксплуатацию. Здание построено по проекту архитектора Петра Александровича Щербачева. (В 1925-1927 годах были здании были достроены 3 и 4 этажи).
13 ноября 1927 г . состоялось организационное собрание членов самарского отделения Российского общества туристов в составе 15 человек. Устав общества зарегистрирован 9 декабря 1927 г.
13 нояря 1937 год. В Куйбышеве организован специализированный магазин «Детский мир» с отделами: детская игрушка, занимательная техника, живая природа, пионерское снаряжение, детские спорттовары, юный фотолюбитель и детские музыкальные товары.

————

Хлеб и корпий для армии (Крымская война 1853-1856)

13 ноября 1854 года газета «Самарские губернские ведомости» сообщила о том, что купеческая жена Анна Васильевна Буреева передала для нужд армии 25 фунтов корпия (нащипанные из тряпок нитки, заменявшие вату), 100 аршин бинтов и 30 рублей денег. Еще 28 рублей собрали служащие Василия Ефимовича Буреева.

Вступление в войну Франции и Англии на стороне Турции в марте 1854 года и начавшаяся в сентябре осада Севастополя, обнажили техническую отсталость русской армии, слабость ее материально-технического снабжения. Не хватало продовольствия, перевязочных материалов. И помощь армии взялись оказывать все сословия самарской губернии.

Общества колонистов Самарской и Саратовской губерний собрали 30962 пуда пшеницы, 11594 пуда ржи и 2228 рублей. Общество «Самарских дам высшего круга» передало для нужд армии 2 пуда корпия, а удельные крестьяне Нижнесанчелеевского и Ново-Ермаковского приказов — 25 пудов. 110 рублей и 2900 пудов сухарей собрали удельные крестьяне Екатерининского, Воздвиженского, Студенецкого и Новокостычевского приказов. Кули с сухарями взялись доставить сами до ближайшей пристани.
О пожертвованиях, которые делали жители Самарской губернии, Министр государственных имуществ не раз докладывал императору и тот повелевал благодарить их за помощь армии.

———

О других событиях этого дня в разные годы истории Самары:

13 ноября 1927 года было завершено строительство (были достроены 3 и 4 этажи.1925-1927 гг). здания управления Самаро-Златоустовской (в дальнейшем — Куйбышевской) железной дороги в Самаре на привокзальной площади. В 1923 году огромное, красиво оформленное здание Управления железной дороги было сдано в эксплуатацию. Фасад центрального объема с входным блоком был украшен барельефами с железнодорожной и индустриальной тематикой, декорирован вазонами, гирляндами, гербом с советской с символикой. Здание построено по проекту архитектора Петра Александровича Щербачева. (В 1925-1927 годах были здании были достроены 3 и 4 этажи).

Это была первая советская стройка в Самаре…

Щербачев понимал, какую ответственную работу возложили на его плечи. С чувством душевного смятения и гордости Петр Александрович принялся за работу. Предполагалось воздвигнуть здание объемом в 75 000 кубических метров, которое заняло бы целый квартал перед вокзалом на Комсомольской площади со столовой, актовым залом, 150 другими помещениями и кабинетами.

Не удовлетворившись одним проектом, Щербачев разработал три варианта здания: 1) в стиле русского классицизма; 2) в стиле итальянского ренессанса, что было созвучно стилистике здания вокзала архитектора де Рошефора; 3) в стиле «модернизированной классики».

После окончания работы над проектами Щербачев вместе с Игнатьевым выехали в Москву на утверждение. Московское руководство выбрало третий проект. Довольным и счастливым мастер возвратился в Самару: проект был одобрен во всех инстанциях, средства на строительство отпущены. Вскоре на Комсомольской площади появились машины, выросли строительные леса. Крупная по тому времени стройка привлекла к себе десятки опытных, влюбленных в свое дело мастеров.

Сферические купола придавали неповторимый азиатский облик, символизирующий связь Европы и Азии. Успех при реализации этого проекта окрылил молодого зодчего, укрепил веру в творческие силы.

Формирование площади перед железнодорожным вокзалом началось со второй половины 20-х гг. и происходило вплоть до конца 70-х гг. ХХ в. В 20-х гг. была разрушена часовня, а небольшой скверик превращен в большую клумбу со скульптурой ребенка в центре. Более четкие границы площадь получила с возведением в 1927 г. здания управления Самаро — Златоустовской железной дороги. Оно возводилось по проекту Самарского архитектора П.А. Щербачева в стиле «модернизированной классики» — объемная композиция основана на традициях классической симметрии с использованием художественных форм модерна. Барельефы фасада запечатлели сцены трудового подвига советского народа. Центральный вход обрамляли крупные фигуры тружеников (слева — мужчина, справа – женщина).
Длительное время место перед управлением до трамвайной линии представляло собой «дикое поле» поросшее бурьяном. В середине 30-х годов с площади убирают трамвайные пути и всю ее асфальтируют.

16 ноября 1933 года на заседании транспортной секции Горсовета постановили «…просить управление Трампарка дать свои соображения относительно переноса трамвайной линии по Красноармейской улице около стадиона до вокзала…, считать благоустройство Вокзальной площади необходимой. Уточнить вопрос капиталовложений на 1934 г. Управлению Самаро — Златоустовской ж.д. на благоустройство Вокзальной площади в сумме 100 тыс.руб.».

В план дорожно-мостовых работ на 1934 год Горсовет включил укладку асфальтированного покрытия на площади от улицы Вокзальной (ул. Агибалова) до Кладбищенской (ул. Спортивная), затем по Кладбищенской до Красноармейской с тротуаром и поребриком. В этом же году Горсовет, на заседании 7 августа, рассматривает вопрос о строительстве поликлиники для работников Самаро — Златоустовской ж.д. и предлагает Управлению дороги «представить проект строительства и размер ассигнований».

————

О событиях этого дня из других источников:

———————-

Архивы Самарской области
13 ноября в истории области.

1921 год. В Самаре открыт центральный детский коллектор (ЦДК это — приют для детей улицы). В нём были расположены питательный пункт, санитарное и лечебное учреждения. После пребывания в ЦДК ребёнка направляли в детский дом.

12-13 ноября 1924 года. Самарский губернский архив переведён в помещение бывшей казённой палаты на ул. Кооперативной (ныне Молодогвардейской), дом 59. До этого архив размещался на углу улиц Петроградской и Садовой д. 73/50.

1927 год. Состоялось организационное собрание членов самарского отделения Российского общества туристов в составе 15 человек. Устав общества зарегистрирован 9 декабря 1927 г.

1937 год. В Куйбышеве организован специализированный магазин «Детский мир» с отделами: детская игрушка, занимательная техника, живая природа, пионерское снаряжение, детские спорттовары, юный фотолюбитель и детские музыкальные товары.

1941 год. На заводе № 18 (ныне ОАО «Авиакор-Авиационный завод»), эвакуированном из г. Воронежа, смонтирован первый комплект крупных стапелей для сборки самолётов.

1942 год. Народный комиссар путей сообщения и Народный комиссар обороны СССР издали приказ № 1185Ц об организации фронтовых бригад-летучек для вывоза для нужд фронтов горюче-смазочных материалов со ст. Батраки, городов Куйбышева и Саратова.

1942 год. Куйбышевский облисполком отменил начисление трудодней колхозникам, привлечённым на дровозаготовки и другие работы в порядке трудовой повинности на основании постановлений и распоряжений СНК СССР.

1943 год. Для охраны флота в затонах и отстойных пунктах Средневолжского речного пароходства на зиму установлено в затоне им. Куйбышева 2 круглосуточных и 2 ночных стрелковых поста, в затоне Криуши так же 2 круглосуточных и 2 ночных поста, в Поджабном затоне – 1 круглосуточный стрелковый пост, пожарный боевой расчёт, в Климовском отстойном пункте – круглосуточный стрелковый и пожарный обходной посты, в Куйбышевском затоне и на Сухой Самарке – один круглосуточный и 1 ночной стрелковый посты.

1944 год. На заседании бюро Куйбышевского горкома ВКП(б) принято постановление о закреплении шефства завода № 207 НКАП над Куйбышевским суворовским военным училищем.

По документам центрального архива области, архива социально-политической истории.
*
Back to top button