Главная / История Самары / История Самары: 13 мая. Построен пароход "Первый" (1885), выступила известная артистка Е.Н.Рощина-Инсарова (1912), выпуск спутника-фоторазведчика (1961)

История Самары: 13 мая. Построен пароход "Первый" (1885), выступила известная артистка Е.Н.Рощина-Инсарова (1912), выпуск спутника-фоторазведчика (1961)

13 мая 1885 г. Состоялось освящение первого парохода, построенного в Самаре. Он так и назывался – «Первый». Построен на заводе Г.К.Бенке по заказу самарского купца Федора Гавриловича Углова. «Первый» совершил пробный рейс до Барбашиной поляны, затем спустился до Коровьего острова, зашел в Самарку, снова вышел на Волгу, где губернатор А.Д.Свербеев, именитые граждане сошли на пристани общества «Самолет». * 13 мая 1912 г. В театре «Олимп» прошли гастроли артистки Московского Малого театра Е.Н.Рощиной-Инсаровой. В 1904 году она была актрисой Самарского городского театра. 13 мая 1961 года было подписано постановление Совета Министров СССР № 470-174 о передаче всех работ по изготовлению объектов «Зенит-2» (первый советский спутник наблюдения) и ракет-носителей для них на куйбышевский завод № 1.

Пристань-в-Самаре

Рощина-Инсарова
Рощина-Инсарова

Изделия-ЦСКБ-Прогресс
---------

Родина космической разведки
resurs500-2-450x443

13 мая 1961 года было подписано постановление Совета Министров СССР № 470-174 о передаче всех работ по изготовлению объектов «Зенит-2» (первый советский спутник наблюдения) и ракет-носителей для них на куйбышевский завод № 1.

Первые советские спутники-фоторазведчики серии «Зенит» и корабль-спутник «Восток» разрабатывались в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева по одному и тому же типовому образцу, что в те годы объясняли соображениями экономии при проектных работах. Когда в 1959-1960 годах все творческие и производственные силы конструкторского бюро бросили на создание пилотируемого корабля, работы по наблюдательным спутникам были временно приостановлены. Их возобновили только после успешного орбитального полета первого советского космонавта Ю.А. Гагарина.
kozlov_and_all-19
Учитывая малые мощности подмосковного опытного завода № 88, где проводились первоначальные работы по созданию фоторазведчика, правительство СССР своим секретным постановлением № 470-174 от 13 мая 1961 года передало все работы по изготовлению объектов «Зенит-2» и ракет-носителей к ним из Подлипок (ныне город Королев) в ведение куйбышевского завода № 1 (впоследствии завод «Прогресс»). После согласования этих работ с Д.И. Козловым, руководителем куйбышевского филиала № 3 ОКБ-1 (впоследствии предприятие ЦСКБ), было принято дополнительное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 963-124 от 31 июля 1961 года «Об обеспечении серийного выпуска объектов «Зенит-2» и носителей к ним».
Zenit_space_vehicle
Согласно этому документу, Куйбышевский совнархоз и завод № 1 обязывались в 1961-1962 годах выпустить четыре таких комплекса (по одному в декабре 1961 года, в марте, апреле и мае 1962 года). Далее в постановлении давались конкретные поручения СНХ РСФСР, Госплану РСФСР и другим министерствам и ведомствам по снабжению завода № 1 комплектующей аппаратурой и оборудованием с целью выполнения сроков изготовления объектов. Тогда же в адрес Д.И. Козлова поступил проект «Плана разработки и пуска спутников для научных исследований на 1961-1963 годы». В нем сообщалось, что со следующего года проектную проработку спутников и выпуск технической документации целиком будет производить филиал № 3 ОКБ-1.

Кроме того, согласно этому постановлению, Госплан РСФСР и ВСНХ обязывались направить в 1962 году на работу на завод № 1 молодых инженеров по специальностям: радиосвязь и радиовещание, радиотехника, автоматика и телемеханика, всего 25 человек. Перед коллективом филиала № 3 была поставлена задача: подготовиться к ведению объекта «Зенит-2» в производстве и эксплуатации. Эта задача могла быть успешно решена только при наличии квалифицированных кадров, хорошо знающих материальную часть объекта, принципы построения, устройство и работу его бортовой аппаратуры, методы проведения наземных испытаний и применяемое при этом испытательное оборудование. С этой целью было организовано обучение сотрудников предприятия во втором полугодии 1961 года в ОКБ-1 в Подлипках. Здесь обучалась часть сотрудников вместе с заводскими специалистами, для чего они направлялись в ОКБ-1 для работы и учебы непосредственно по специализации. Другие сотрудники для обучения направлялись на предприятия-смежники, где и разрабатывалась комплектующая аппаратура.

Филиал № 3 ОКБ-1 под руководством Д.И. Козлова принял на себя весь цикл работ по созданию космического спутника-фоторазведчика, как говорится, «с нуля». В дальнейшем на куйбышевском секретном предприятии в течение ближайших 40 лет было разработано более десятка модификаций таких объектов наблюдения, не считая специализированных спутников для научных и народно-хозяйственных целей. Именно здесь в 1961-1962 годах было создано принципиальное новое тематическое направление в деле разработки орбитальных космических объектов.

Практическое осуществление программы работы таких аппаратов началось пуском 17 марта 1962 года аппарата ДС-2 («Космос-1»). Через несколько дней после этого старта на орбиту были выведены также «Космос-2» и «Космос-3». Первые три полета «Космосов» носили целиком испытательный характер и имели своей целью отработку деятельности новой модификации ракеты-носителя, так как после декабрьской аварии 1961 года проводилась углубленная проверка всех систем. А первый советский спутник, ставший по-настоящему наблюдательным, после тщательной проверки всех систем вышел на орбиту 26 апреля 1962 года.

---------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

13 мая 1896 г. М.Горький уезжает из Самары в Нижний Новгород. В Самаре он пробыл чуть более года, состоя в качестве сотрудника при редакции «Самарской газеты». Он еще не раз вернется сюда, в том числе и для того, чтобы обвенчаться с юной самарской девушкой – Катей Волжиной.
Пешков

Первый
13 мая 1885 г. Состоялось освящение первого парохода, построенного в Самаре. Он так и назывался – «Первый». Построен на заводе Г.К.Бенке по заказу самарского купца Федора Гавриловича Углова. «Первый» совершил пробный рейс до Барбашиной поляны, затем спустился до Коровьего острова, зашел в Самарку, снова вышел на Волгу, где губернатор А.Д.Свербеев, именитые граждане сошли на пристани общества «Самолет». Корреспондент «Самарских губернских ведомостей», рассказывая об этом событии, писал: «Нужно ожидать, что примеру Ф.Г.Углова последуют и другие коммерсанты, и вот в Самаре новая отрасль промышленности, новые заработки и новые предприятия. Дай Бог успеха хорошему начинанию и дай Бог, чтобы все благие начинания, выраженные в застольных тостах за завтраком, оправдались на деле». Оправдались. До 1894 года на заводе П.М.Журавлева для того же Ф.Г.Углова были построены пароходы «Второй», «Михаил». И заказы пошли от братьев Мясниковых, братьев Сапожниковых, А.М.Кондратьева, П.А.Орехова. До 1910 года, когда судостроительная программа завода была по ряду причин свернута, на воду спущено около сорока судов самарской постройки.
5a0c52814ef5119622e9bb2aca65f21d
Дополнительно по теме:
Наш «Первый» пароход

13 мая 1910 г. Открыт Сызранский окружной суд

13 мая 1912 г. В театре «Олимп» прошли гастроли артистки Московского Малого театра Е.Н.Рощиной-Инсаровой. В 1904 году она была актрисой Самарского городского театра.
Roshina-insarova
Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова, урожд. Пашенная (12 июня 1883 - 28 марта 1970) - русская драматическая актриса. Дочь актера Николая Рощина-Инсарова, сестра актрисы Веры Пашенной.

13 мая 1919 г. Бугульма освобождена от колчаковцев войсками 5-й армии.

13 мая 1943 г. Подорвался на мине и затонул пароход «Ваня-коммунист». В огне гражданской войны канонерская лодка «Ваня-коммунист» уцелела. Когда отгремели бои, судно вошло в состав флота пароходства «Волготанкер» и работало на нефтеперевозках. В тот майский день 43-го «Ваня-коммунист» с порожней баржей «Чулым» возвращался из Саратова в Астрахань за новой партией топлива. Дошел он только до села Светлый Яр. Светлый Яр стал черным для 14 человек команды. Через некоторое время водолазы обследовали затонувший пароход и пришли к выводу, что поднимать его нецелесообразно. Долгое время он представлял собой опасность для судоходства, и его ограждали буями. С годами Волга в тех местах изменила русло, и погибший пароход поглотили пески.

О чем писали самарские газеты

13 мая 1941 г. «Награды участникам ВСХВ 1940 года»
Большую серебряную медаль получила зоотехник областной станции юных техников и натуралистов Ф.В.Невельская за руководство и организацию пионеров и школьников по шефству над молодняком и подготовку их к выставке. Малые серебряные медали получили Шура Козлова (Кинельский район), пионервожатая, и Федя Суслин, шефствоваший над 30 жеребятами. Все жеребята были в отличной упитанности, а 18 из них приняты в «Фонд РККА».
«Волжская коммуна», №10

-----------

Самара

ГИБДД прокомментировала ситуацию с разрушениями на Южном мосту в Самаре

GIBDD

На мостовом переходе частично разрушился один из деформационных швов. Как сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Самарской области, в 2015 году эксплуатационное состояние мостового перехода через реку Самара и всего путепровода «Южный» не соответствовало требованиям условий безопасности дорожного движения.