Главная / Места Самары / Памятник инженеру Суткевичу, строителю Самарского трамвая

Памятник инженеру Суткевичу, строителю Самарского трамвая

Память о создателе и вдохновителе самарского трамвая, инженере Павле Суткевиче, увековечена в мемориальной плите, расположенной на территории Городского трамвайного депо, неподалёку от музейных вагонов №12 и №112. А начиналась история трамвая в Самаре так. В мае 1909 года Самарская городская Дума приняла решение о создании в городе электрического трамвая. Но первый реальный шаг на пути к запуску нового вида транспорта был сделан только через год: 15 июля 1910 года было принято решение о выделении десяти тысяч рублей в качестве премиальных за лучшие проекты устройства трамвая.

К началу 1911 года в специально созданную экспертную комиссию, занимавшуюся рассмотрением конкурсных работ, поступило всего пять проектов. И уже в 1913 году при городской управе создается трамвайная комиссия, которая должна была заниматься строительством и вводом электрического трамвая в эксплуатацию. Согласно букве действующих законодательных актов возглавлять эту комиссию должен был один из членов городской управы. Но подобная ответственная должность требовала от возглавляющего лица специфических знаний. В таких случая управа могла привлекать к работе и назначать на должность иное лицо; права голоса в управских заседаниях этот человек не имел. Так как в сложившейся ситуации требовался специалист, обладавший высокой квалификацией в инженерном деле, то на должность главы трамвайной комиссии был приглашен Павел Антонович Суткевич, мастер из столицы. Он заключил с городом контракт до октября 1914 года, а его заместителем был назначен А.Е. Нестеров. Официальным председателем был назначен С.Н. Постников, но действительное руководство комиссии было сосредоточено в руках Суткевича, и трамвайная комиссия заработала изо всех сил. Разработанный Суткевичем проект предполагал работы по монтажу электрического освещения на улицах города, прокладку электрических линий проводов на заводы и фабрики, увеличение электростанции Самары. Поэтому первоначального займа, размещенного в 1913 году среди самарчан для постройки трамвая, стало недостаточно. Стоимость постройки и запуска выросла с 1,9 миллиона рублей до более чем 3,6 миллиона. Строительство линий и трамвайного парка (ныне это Городской трамвайное депо) началось весной 1914 года. По городу потянулись электрические провода, с электростанцией заключались договора, печатались билеты (без малого 3 миллиона штук). Для успешного запуска не хватало "самой малости" - вагонов. Заказ на поставку вагонов был размещен в Коломенском машиностроительном заводе, который опоздал с поставкой на два года. И трамвайные вагоны прибыли в Самару только в 1915 году (вместо ожидаемого 1913). Городской управе не оставалось ничего иного, как продлить договор с Суткевчем и на 1915 год. Первый трамвайный маршрут пролегал от трамвайного парка до нынешней площади Революции. Первый трамвай в свой первый рейс отправился под управлением самого Павла Антоновича. Скорость первый самарский трамвай развивал до 22 километров в час. Выручка за первый же день составила 297 рублей и 60 копеек (проезд стоил 3 копейки). Через 17 дней трамвай принес казне 8385 рублей и три копейки. Ранее планировалось получать от восьмидесяти до девяноста тысяч прибыли в год, но с существующими показателями доход составил бы целых 150 тысяч! Часть средств, полученных от оплаты проезда, трамвайная комиссия направляла на обновление подвижного состава и открытие новых маршрутов. Когда 1915 год заканчивался, уже три десятка вагонов развозили самарцев по пяти разным маршрутам.

Другие места Самары

Бюст Николаю Кузнецову в сквере Авиаконструкторов

Памятник Н. Кузнецову установлен в сквере авиаконструкторов на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной. Он представляет собой стелу, которую венчает бюст гениального инженера. Авторство скульптуры принадлежит Михаилу Аникушину.

Памятник БМД-1

В 2014 году, 15 февраля, через двадцать пять лет после вывода советских войск из Афганистана, на площади Памяти появился еще один монумент – боевая машина десанта БМД-1, принимавшая участие в боевых действиях.

Горельеф «Скорбящей Матери-Родине»

Памятный знак «Скорбящей Матери-Родине» разместился на одной из наибольших и красивейших самарских площадок - площади Славы. Монумент состоит из двух стенок, соединенных между собой под незначительным и незаметным углом.

Самара

Погода

Погода в Самарской области 18 -20 ноября 2017 г. Зима пока не спешит в наши края

Комментарий специалиста Погоду Самарской области в выходные дни и в начале следующей недели будет формировать антициклон, перемещающийся своим центром через север Каспийского моря к востоку. Существенных осадков не ожидается. С юго-западным и южным ветром вновь начнёт поступать более тёплый воздух, не давая зиме устанавливать свои порядки в нашем регионе.

Народные приметы

Ерема - сиди дома. Народные приметы на 17 ноября

Иногда встречаются такие приметы, что хоть плачь. Вот сегодня запрещалось выносить из дома огонь, чтобы не ушло счастье, поэтому настоятельно советовали даже носу не показывать наружу, тем более, что погода не благоприятствовала прогулкам, совсем как сейчас. "Ерема, сиди дома!" Ну не можем мы выполнить этот завет, так что будем относиться к народной примете с улыбкой.

Читать далее »