Главная / Места Самары / Памятник инженеру Суткевичу, строителю Самарского трамвая

Памятник инженеру Суткевичу, строителю Самарского трамвая

Память о создателе и вдохновителе самарского трамвая, инженере Павле Суткевиче, увековечена в мемориальной плите, расположенной на территории Городского трамвайного депо, неподалёку от музейных вагонов №12 и №112. А начиналась история трамвая в Самаре так. В мае 1909 года Самарская городская Дума приняла решение о создании в городе электрического трамвая. Но первый реальный шаг на пути к запуску нового вида транспорта был сделан только через год: 15 июля 1910 года было принято решение о выделении десяти тысяч рублей в качестве премиальных за лучшие проекты устройства трамвая.

К началу 1911 года в специально созданную экспертную комиссию, занимавшуюся рассмотрением конкурсных работ, поступило всего пять проектов. И уже в 1913 году при городской управе создается трамвайная комиссия, которая должна была заниматься строительством и вводом электрического трамвая в эксплуатацию. Согласно букве действующих законодательных актов возглавлять эту комиссию должен был один из членов городской управы. Но подобная ответственная должность требовала от возглавляющего лица специфических знаний. В таких случая управа могла привлекать к работе и назначать на должность иное лицо; права голоса в управских заседаниях этот человек не имел. Так как в сложившейся ситуации требовался специалист, обладавший высокой квалификацией в инженерном деле, то на должность главы трамвайной комиссии был приглашен Павел Антонович Суткевич, мастер из столицы. Он заключил с городом контракт до октября 1914 года, а его заместителем был назначен А.Е. Нестеров. Официальным председателем был назначен С.Н. Постников, но действительное руководство комиссии было сосредоточено в руках Суткевича, и трамвайная комиссия заработала изо всех сил. Разработанный Суткевичем проект предполагал работы по монтажу электрического освещения на улицах города, прокладку электрических линий проводов на заводы и фабрики, увеличение электростанции Самары. Поэтому первоначального займа, размещенного в 1913 году среди самарчан для постройки трамвая, стало недостаточно. Стоимость постройки и запуска выросла с 1,9 миллиона рублей до более чем 3,6 миллиона. Строительство линий и трамвайного парка (ныне это Городской трамвайное депо) началось весной 1914 года. По городу потянулись электрические провода, с электростанцией заключались договора, печатались билеты (без малого 3 миллиона штук). Для успешного запуска не хватало "самой малости" - вагонов. Заказ на поставку вагонов был размещен в Коломенском машиностроительном заводе, который опоздал с поставкой на два года. И трамвайные вагоны прибыли в Самару только в 1915 году (вместо ожидаемого 1913). Городской управе не оставалось ничего иного, как продлить договор с Суткевчем и на 1915 год. Первый трамвайный маршрут пролегал от трамвайного парка до нынешней площади Революции. Первый трамвай в свой первый рейс отправился под управлением самого Павла Антоновича. Скорость первый самарский трамвай развивал до 22 километров в час. Выручка за первый же день составила 297 рублей и 60 копеек (проезд стоил 3 копейки). Через 17 дней трамвай принес казне 8385 рублей и три копейки. Ранее планировалось получать от восьмидесяти до девяноста тысяч прибыли в год, но с существующими показателями доход составил бы целых 150 тысяч! Часть средств, полученных от оплаты проезда, трамвайная комиссия направляла на обновление подвижного состава и открытие новых маршрутов. Когда 1915 год заканчивался, уже три десятка вагонов развозили самарцев по пяти разным маршрутам.

Другие места Самары

Стена почета на площади Славы

На площади Славы в дополнение к монументу Славы возведена «Стена почёта». Её длина составляет 130 метров, а высота – шесть с половиной метров. Стена строится нас клоне рукотворного холма в традициях монументализма, свойственных Советскому Союзу. Широкая, массивная и изогнутая, она должна стать новым центром притяжения внимания.

Памятник «Связистам, погибшим в ВОВ»

В память о 46 военных связистах из Поволжья, выполнявших свой долг в период ВОВ и удостоившихся почетного звания Героя СССР, около Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики установлен мемориал. Имена героев можно прочесть на гранитной плите, расположенной на памятной аллее.

Стела памяти «Защитникам Отечества 1941-1945»

Неподалёку от фонтана стоит памятная стела с надписью «Защитникам Отечества 1941-1945». Открытие памятника состоялось майским днём двухтысячного года. Материалом для изготовления стелы послужил красный кирпич. Фамилии погибших в годы Великой Отечественной войны жителей Октябрьского района Самары перечислены на трёх ламинированных досках.

Погода

Погода в Самарской области 20-22 января 2018 г. Порывистый ветер, метели

Комментарий специалиста В субботу еще сохранится умеренно-морозная погода. В последующие дни с юго-западными потоками на Среднюю Волгу начнет поступать теплый влажный воздух с Черного моря. Наш регион окажется под влиянием фронтальных разделов, которые принесут усиление ветра, снег, местами метель. Температура воздуха снова ожидается выше климатической нормы.

Народные приметы

Перезимье о весне весть подает. Народные приметы на 20 января

20 января (Иоанн Креститель) В этот день выносили из дома хлеб и соль, которые лежали еще с Рождества, разломив на куски, давали домашней живности. Говорили, что в этот день перезимье о весне весть подает. Второе название этого дня ‐ Иван-бражник: крестьяне запивали зло, чтобы слез не было, и приговаривали: "Празднуй раз в месяц ‐ будешь веселым, запразднуешь каждый день ‐ будешь голым!" Коли в этот день над водой туман, то и хлеба будет много. Если погода ясная ‐ к засушливому лету, если пасмурная и снежная ‐ к обильному урожаю.

Читать далее »