Главная / Места Самары / Поволжский музей железнодорожной техники

Поволжский музей железнодорожной техники

Поволжский музей железнодорожной техники был открыт в ноябре 2010 года на базе учебного полигона СамГУПС (Самарский государственный университет путей сообщения). Общая площадь, занимаемая музеем, составляет 1,68 гектара.

Точная дата открытия музея – девятое ноября. Именно с этого дня самарцы и гости города смогли приобщиться к истории создания и развития железнодорожной отрасли в регионе вообще и Куйбышевской железной дороги в частности.

Расположение музея обусловлено несколькими факторами, в том числе и историческими. На близлежащую станцию «Безымянка» во время Великой Отечественной войны прибывали в эвакуацию заводы и фабрики со всех уголков страны. Эта местность стала как бы опорным пунктом становления новой городской промышленности. Музей расположен на территории учебного полигона Самарского государственного университета путей сообщений, где обучаются студенты смежных специальностей. Для них возможность изучить историю развития отрасли очень ценна.

В центре экспозиции подвижного состава стоит макет паровоза Черепановых. Рядом расположен паровоз П36 №232, прозванный за полосы по бокам «Генералом». Всего таких паровозов было выпущено 251, поэтому установленную машину вполне можно назвать редкостью. Также в музее выставлены на экспозицию паровозы серий «Л», «ЛВ», «ЭР», а также маневровые и магистральные тепловозы. Уфимская детская железная дорога всё еще принимает на отдельный путь юных экскурсантов. Линейку электровозов представляют локомотивы ЧС-2, ЧС-4, ВЛ22, ВЛ23, ВЛ8 и ВЛ10. Также есть в музее экземпляры электропоездов ЭР2 и ЭР200.

Участок железной дороги Куйбышев-Безымянка стал первым электрифицированным на всём протяжении Куйбышевской магистрали. По нему седьмого ноября 1944 года отправился в первый рейс головной вагон электропоезда Сд, который сегодня занимает почетное место среди экспонатов музея.

Есть в музее и вагоны: пассажирские, грузовые, специализированные (кухня, теплушка, пекарня) и даже трофейная германская цистерна.

Настоящим раритетом является и административное здание, возведенное в 1874 году – вокзал станции «Дашково». Без малого сто пятьдесят лет эксплуатации здания почти не сказались на состоянии брёвен, из которых сложено здание. Более того, часть этого исторического строительного материала пошла на реконструкцию постройки.

Станция «Дашково» названа в честь княгини Екатерины Романовны Дашковой (Воронцовой). Будучи подругой и сподвижницей императрицы Екатерины II, она несколько лет являлась председателем Императорской Российской академии и директором Санкт-Петербургской Императорской академии наук. Имения семьи Дашковой были расположены неподалёку от Моршанско-Сызранской железной дороги.

В здании музея имеется обширная коллекция документов, подтверждающих историю Куйбышевской железной дороги за почти полуторавековой период. В помещении дежурного по станции сохранена мебель из дуба производства XIX века с метками «СЗ», что закрепляет принадлежность к Самаро-Златоустовской железной дороге. Также в комнате сохранены предметы быта и работы дежурного: чайный набор, аппарат Морзе для телеграфирования, форменная одежда того времени, жезловый аппарат.

В музее имеется кинозал на двадцать восемь мест, где экскурсанты могут ознакомиться с видеоматериалами или фотографиями. В выставочном зале музея об истории Куйбышевской железной дороги с 1867 года и до наших дней можно узнать из фотографий и документов. Во время Великой Отечественной войны во главе железной дороги стоял Борис Павлович Бещев. Документы и иные материалы об этом отрезке жизни железной дороги вынесены в особую экспозицию.

Кроме подвижного состава на площадке музея можно увидеть светофоры и семафоры, а также узлы ферм металлических мостов прежних лет. Например, стрелочный перевод с замком Мелентьева с Александровского моста. На разнообразных опорах контактной сети проложен провод. Приспособления и ручные машины, применяемые на железнодорожном транспорте, представлены на отдельном стенде. Недалеко от них показаны части рельсов путей, выпускавшихся с 1873 по 1949 годы. Около будки путевого обходчика (специально сложена из сосновых бревен) можно увидеть путевые знаки.

В отличие от большинства других музеев, где выставленные образцы можно только разглядывать или брать в руки, в Поволжском музее железнодорожной техники можно почувствовать себя настоящим историческим персонажем, переодевшись на время в форму машиниста. На сегодняшний день в коллекции музея собрано более пятидесяти единиц техники, включая вагоны, электровозы и паровозы. На борту каждого такого экспоната закреплена специальная табличка с историей. Всего же на выставках можно увидеть несколько сотен специфических старинных предметов и уникальных фотографий и документов, рассказывающих о прошлом и настоящем железной дороги. И уже более сорока тысяч горожан и гостей Самары побывали в музее.

Другие места Самары

Музей «От вагона до перрона»

«От вагона до перрона» - музей с таким названием открылся в Самаре 19 апреля 2017 года. Расположился он в пассажирском вагонном депо «Самара». Целью проекта является привлечение внимание горожан к профессиям железнодорожников, изучение железной дороги «изнутри».

Музей археологии ПГСГА

Музей археологии Поволжья открылся в 1976 году. Изначально он создавался как Учебный археологический музей. В основу были работы Средневолжской археологической экспедиции и археологической лаборатории СамГУ.

Музей «Парад 7 ноября 1941 года»

Неподалёку от площади Куйбышева, в исторической части Самары есть музей боевой славы, расположенный в здании Технического лицея.

Самара

Самарские врачи предупреждают о тяжелых последствиях травм ныряльщиков

Каждый год в нейрохирургические отделения больниц Самарской области поступают около 30 пациентов с травмами шейного отдела позвоночника, полученными во время ныряния в воду на мелководье. Причем травмы получают как в оборудованных, так и не оборудованных местах для купания.

Погода

Народные приметы

Ольга Страдница. Народные приметы на 24 июля

Страдницей Ольгу прозвали за то, что ее именины на Руси приходились на самый разгар полевых работ. В это время в поля и луга выходили всей деревней: кто занимался жатвой, кто заготовкой сена; детей отправляли в лес - по грибы и по ягоды. «И дряхлым старикам не пора кряхтеть, надобно о хлебе радеть», - говорили наши предки.

Читать далее »