Главная / Места Самары / Музей-усадьба Алексея Николаевича Толстого

Музей-усадьба Алексея Николаевича Толстого

У литературно-мемориального музея А.М. Горького есть филиал – музей-усадьба А.Н. Толстого. Представленные в музее экспонаты касаются не только творчества Алексея Николаевича Толстого, но и повествуют о жизни и повседневном быте интеллигенции конца девятнадцатого и начала двадцатого веков.

Музей-усадьба Алексея Николаевича Толстого

История создания музея

Алексей Николаевич Толстой родился в городе Николаевске Самарской губернии (сегодня – г. Пугачёв Саратовской области) десятого января 1893 года. Отец писателя, граф Николай Александрович Толстой, занимал в Самаре пост градоначальника. Мать, Александра Леонтьевна Тургенева, успешно занималась литературным творчеством. Родители Алексея развелись еще до его рождения, и детские годы мальчик прожил в Сосновке, рядом с Самарой, в семье отчима - А.А. Бострома. Когда Алексей подрос, его отправили в Самару. Здесь он жил и учился на протяжении двенадцати лет, с 1898 до 1910 года. Приехавшие в город мать и отчим выкупили дом на улице Саратовской (сегодня – улица Фрунзе).

Музей Алексея Толстого был открыт в Куйбышеве в 1983 года, но начинался он с простой мемориальной доски четвертью века ранее. В 1957 году И. Сафронов, глава отдела культуры Куйбышевского городского исполкома, получил распоряжение от заместителя начальника Управления культуры Б. Шаркунова о необходимости создания памятной доски. В распоряжении было сказано: «…по имеющимся в управлении данным в г. Куйбышеве на ул. Фрунзе (бывшей Саратовской), д. 157 (реально – д. 155) жил выдающийся русский писатель А.Н. Толстой с 1897 по 1901 гг. … В связи с этим Министерство культуры РСФСР в целях увековечивания памяти А.Н. Толстого рекомендовало на указанном здании мемориальную доску»

В 1957 году работниками литературного музея А.М. Горького после кропотливой исследовательской работы и сбора данных был обнаружен архив А.Н. Толстого. Ранее этот архив находился в руках семьи Гуревич, члены которой перебрались в Самару в 1913 году и снимали в аренду у Бострома квартиру. Отчим Алексея Толстого передал документы, письма и личные вещи Гуревич незадолго до своей смерти в 1921. Часть архива была перевезена в институт мировой литературы имени А. М. Горького в 1951 году. Судьба оставшихся вещей долго время была неизвестна.

Сотрудники литературно-исторического музея А.М. Горького создали в 1957 году (13 декабря) комиссию по закупке. Целью этой комиссии было определение ценности архива А.Н. Толстого. Возглавила комиссию Е. Бутакова, руководитель музея.

Всего архив состоял из 324 предметов, среди которых были фотографии писателя с автографами, подлинные письма Толстого, дневники матери писателя, Александры Леонтьевны, а также её письма А.А. Бострому.

Комиссия своим постановлением оценила архив Алексея Толстого в десять тысяч рублей. Также было составлено прошение в городское Управление культуры о постановке вопроса горисполкому Куйбышева по созданию в городе музея писателя.

Ближе к концу 1957 начальник городского Управления культуры И. Софронов направил заместителю главы городского исполнительного комитета депутатов трудящихся Н. Назаровой прошение освободить квартиру в доме №155 по улице Фрунзе и организовать там мемориально-литературный музей А.Н. Толстого. Также был составлен запрос на приобретение музеем Горького архива А.Н Толстого (ценой в десять тысяч рублей) из фонда научно-собирательской работы на 1958 год (фонд составлял 60 тысяч рублей). В отчетных документах музея Горького за 1958 год есть записи о приобретении архива. В 1959 году было достигнуто соглашение с Институтом мировой литературы об издании архива А. Толстого обеими сторонами.

В планах литературно-мемориального музея имени А.М. Горького было создание выставки самарских писателей. Часть этой выставки должна была быть посвящена Алексею Толстому. При этом продолжали поступать настойчивые предложения по созданию в Куйбышеве музея Толстого. Около дома Толстого должен был быть установлен памятник из бронзы. Бюст писателя изготовлен куйбышевским скульптором В. Акимовым.

Еще 159 предметов архива Толстого были приобретены музеем Горького в 1959 году. В эту часть коллекции вошли письма Алексея Толстого и его матери, фотография угольного портрета писателя, который нарисовала художница С. Уранова. Эти предметы были отданы музею супругой писателя, Л.И. Толстой. Еще через год коллекция музея пополнилась пятым томом из собрания сочинений Алексея Николаевича, романом «Хождение по мукам». Книгу 1935 года издания с автографом передал музею Н. Девятов, друг детства Толстого. Также музей получил в свое распоряжение несколько семейных фотографий. Их предоставил сын писателя, Д. Толстой.

В музее имени Горького в 1967 году начала формироваться выставка «А.Н. Толстой в Самарском Заволжье». Здесь присутствовала мебель, распроданная Бостромами до отъезда. Но опознать вещи, собранные в музее, могла только приемная сестра Толстого. А. Первякову родители Толстого приняли в семью в 1900 году. Она вспомнила и описала обстановку всех комнат квартиры, подробно рассказала о цветовой гамме и размерах элементов декора, вспомнила даже рисунок на обоях и размеры дверей и оконных проёмов. Воспоминания Первяковой, записанные с ее слов, заверены её личной подписью. По воспоминаниям был создан подробный план квартиры дома и дворовых построек. Он совпадал с существующими постройками, а на месте были добавлены новые детали. Например, по рассказам Первяковой, под окном комнаты Алексея Толстого тянулась к небу береза, а от ворот вела аллея с пышно разросшейся сиренью. Около дома были разбиты два сада: для детей и для взрослых, а в одном из них располагалось газебо. Сегодня этих деталей, конечно, не увидеть. Во дворе растут только американские клёны, садочки заасфальтированы и стоят без зеленых насаждений. Уже и не узнать, какой высоты был ограждающий забор, какой на нем был рисунок и как часто стояли доски…

Сотрудники музея имени Горького уже с 1969 года планировали в своей исследовательской и собирательской деятельности уделить особое внимание работе по созданию музея Толстого. Часть вновь обнаруженных предметов быта и документов, касающихся писателя, добавлялась к выставке, посвященной Толстому. Памятные вещи и документы появлялись в музее из самых разных источников. Пополнялась коллекция литературных материалов (в том числе книг с автографами), писем, записок и иных документов семьи писателя. Активное участие в поиске и предоставлении материалов для экспозиции принял Д.А. Толстой, сын писателя.

Выставочный зал «А.Н. Толстой в Самарском Заволжье» с памятным уголком, в котором были представлены мебель и личные вещи семьи писателя, был организован в музее имени Горького в 1971 году. Новые документы архива А.Н. Толстого, новые данные о доме писателя появлялись в музее каждый год.

В 1976 году музей имени Горького располагал внушительной коллекцией из более чем двух сотен редко издававшихся книг Алексея Толстого. Также в музее было почти полтысячи разнообразных журналов, книг и иных печатных материалов той эпохи, находившихся когда-то в доме писателя. Теперь уже была создана специальная научная картотека, положившая начало созданию научных паспортов в последующие годы. На первых порах в картотеку заносились данные описательного характера: внешний вид двора, внутренних помещений дома, надворных построек, библиотеки. В последующие годы произошло существенное увеличение библиотеки.

Работники музея консультировались с художниками и реставраторами для разработки плана архитектурно-реставрационных работ. Ими были подготовлены материалы для капитального ремонта и восстановления здания с частичной реконструкцией. После совещаний и обсуждений было решено воссоздать дом и квартиру А.А. Бострома так, как они выглядели на момент отбытия Алексея Николаевича Толстого из Самары в 1901 году.

Сотрудники музея призвали жильцов отселяемого дома сохранить его элементы в нетронутом виде. Граждане отнеслись к просьбе с пониманием: вся фурнитура, включая дверные ручки, замки, крючки и шпингалеты, осталась на местах. Более того, в сараях и кладовых отыскивались вещи полувековой давности, оставшиеся после предыдущих ремонтных работ. Старожилы припоминали, какие изменения проводились внутри здания и во дворе, каким было прежнее напольное покрытие, какие росли цветы и кустарники.

Д. Катенин и В. Воробьёв, - художники из Ленинграда, - проштудировали множество книг и иных работ по внутреннему оформлению разных домов. Ими были изучены строительные справочники о деревянных домах в два этажа, строившихся в конце XIX века. Перед реставраторами встал каверзный вопрос: был ли дом электрифицирован и телефонизирован в интересующий их период времени. После изучения соответствующих документов выяснилось, что к 1901 году электричество в Самаре было только в нескольких домах, принадлежавших очень состоятельным гражданам.

Решение «Об открытии в г. Куйбышеве литературно-мемориального музея А.Н.Толстого как филиала областного литературно-мемориального музея им. М.Горького» было принято исполнительным комитетом Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся восемнадцатого июня 1976 года.

Открытие же музея-усадьбы Алексея Николаевича Толстого состоялось лишь в 1983 году. Изначально на выставки привлекались сотрудники музея имени Горького. Точное число выставочных предметов в музее Толстого не представляется возможным: до 1987 года информация о фондах музея в отчетных документах идёт вместе с информацией о фондах музея имени Горького.

Другие места Самары

Музей «Самара Космическая» имени Дмитрия Козлова

Музей Самара космическая имени Дмитрия Козлова основан в 2004 году. Буквально c самых первых дней своей работы, посетителей в музее становилось все больше и уже через год музей Самара Космическая стал неотделимой частью города. Гордость Самары занимает почетные места в областных конкурсах по популярности и теперь включает все экскурсионные маршруты.

Музей Самара космическая — фото

Музей

Месторасположение музея и время работы

Пн: --

Вт: 10:00-18:00

Ср: 10:00-18:00

Чт: 10:00-18:00

Пт: 18:00-18:00

Сб: 10:00-17:00

Вс: 11:00-15:00

Каждый первый вторник месяца: санитарный день

Здание музея Самара космическая

Музей

Монумент ракета-носитель «Союз» музея «Самара Космическая» служит украшением и знаменитостью космического Эрмитажа. Установлен в Самаре в начале проспекта Ленина около станции метро «Российская», на площади Козлова в 2001 году.

Настоящий вертикально смонтированный носитель в собранном виде - это единственный пример на всю западную часть континента (Европу). Монтаж состоялся в годовщину полета Юрия Гагарина и ракеты Р-7 выпускаемой в Самаре с 1958 года (на предприятии ЦСКБ-Прогресс).

Идею для создания столь необычного построения воплощали в жизнь несколько создателей. Самыми известными являются В. Чичерин, А. Темников и В. Жуков. Замысел понравился многим людям и теперь это наиболее выигрышный арт-объект Самары.

Оригинальность механизма приводит в восторг, ведь сам выставочный музей «Самара Космическая» размещен внутри постамента мемориала - в ракете. Общая длинна этого сооружения почти 70 метров.

Общая площадь музея составляет около тысячи трёхсот квадратных метров. Помимо самого музейного зала на этом пространстве уместились кабинеты сотрудников, помещения для проведения собраний, конференций, выставок и чтения лекций.

Экспонаты музея Самара космическая

Увидеть плоды конструкторской мысли и настоящие элементы ракет можно в выставочном зале. Представленные здесь экспонаты как нельзя лучше освещают деятельность самарских ракетостроительных предприятий и их часть общероссийской и мировой работы по улучшению космической программы. Жемчужиной экспозиции по праву считаются настоящие модули аппаратов для полетов в космосе.

Есть в музее и особенные предметы экспозиции: модели двигателей на жидком топливе (для ракет-носителей «Энергия, «Зенит», «Союз-У»), спускаемые аппараты («Ресурс Ф-1», «Янтарь 4К1»). Также здесь можно увидеть множество просто завораживающих своей космической необычностью труб, панелей, профилей, «лепестков» для топливных баков. На специальных информационных стендах можно ознакомиться с информацией о знаменитых самарцах-ракетостроителях: учёных, разработчиках, лётчиках-испытателях и всех-всех остальных, кто сделал звёзды для людей Земли чуточку ближе.

Эксклюзивные экспонаты каждый день приобретают большую ценность, а у гостей вызывают все больший интерес. Космические артефакты, собранные в композиции, передают атмосферу космического пространства. Здесь каждый сможет увидеть подлинные части ракетно-космической техники и образцы ракетных устройств. Также внедрены информационные туристические программы, созданные с целью более подробно рассказать всем желающим о существовании в условиях Вселенной и о принципе функционирования космической техники.

Один из таких проектов позволяет узнать каким образом космические технологии помогают нам в обыденной жизни. Другие подобные программы поведают, как поддерживают жизнь космонавты на орбитальных станциях. В «Самаре Космической» очень много интересных и эксклюзивных предметов которые не оставят равнодушным ни одного посетителя.

Взгляд сразу привлекает стойка с пищей космонавтов – известными продуктами в тюбиках. Поначалу такие блюда были не весьма аппетитными, но позже их вкус значительно улучшился. На стенде есть и приправа с яблок, мед, сжатые яблоки, и шарлотка. Питание в космосе оставляет значительный след на дальнейшем бытие космонавтов. После полетов они еще продолжительное время пробуют как-то «закрепить» столовые приборы на столе.

Во второй половине минувшего столетия все были одержимы космосом. Популярной стала научно-фантастическая литература. Дыхание того времени четко прослеживается на стойке, посвященной полету первого космонавта СССР. Многотиражка с изображением Юрия Гагарина была особенной. Портрет летчика написал автор который никогда не видел Юрия Алексеевича на фотографии. Рисунок передавал общее романтическое понятие человека СССР о космонавте. Характерные очертания лица, храбрый взор.

Заурядные советские люди представляли покорителей космоса мало ли не витязями, оттого настоящий облик низких худощавых пилотов их весьма поражал. Портрет показывает гордость художника за свою Родину. Более того, в книгах для детей того времени можно увидеть всеобщий интерес к космосу. В то время любые подробности о космическом судне были под грифом «секретно».

Сегодня же, с раскрытием тайн, поменялись и интересы людей. Но познание космоса – это не популярное веяние, а злободневная умственная, экономическая и общественная потребность общества. И вскоре каждый из нас станет очевидцем нового пика заинтересованности к исследованиям космоса и его покорителям. А сейчас каждый имеет возможность притронуться к легендарному и такому близкому прошлому в музее «Самара космическая».

Из истории Дмитрия Козлова

В 1937 г. коренной житель Тихорецка Дмитрий Козлов посетил Ленинград. Тогда он и предположить не мог, что будет связан с целой вселенной. Он бредил морем, однако поступил в военный институт в Ленинграде. Поскольку Дмитрий трудился в оборонных войсках, «бронь» ему была гарантирована, за ним стояли важные люди. Однако он сам вызвался на фронт. Солдат оборонял «зеленый коридор», который связывал блокадный Ленинград и остальной мир. Пару раз его миновала «старуха с косой», но трижды он все-таки был ранен.

Сентябрь 1944 г. – Дмитрий потерял руку, его демобилизовали после чего вернулся к науке. По окончанию института он стал главнейшим экспертом ракетного строения. С 1951 по 1958 гг. Дмитрий спроектировал известную «семерку» – космический корабль «Р-7». В том же году работал в Куйбышевском, - известном ныне самолетостроительном заводе «Прогресс». А в 1983 г. Дмитрий - глава и генеральный проектировщик специального центрального конструкторского аппарата. В этом музее Дмитрию Ильичу посвятили отдельную стойку, а саму площадь перед космолетом нарекли на честь ученого-проектировщика.

Управляющая «Самары космической» Е.М. Кузина, стала инициатором того чтобы День космонавтики праздновали на территории музея. Подолгу имя творца ракет было закрыто под замок, что не удивляет, учитывая условия «состязаний», которые вели две сверхдержавы – Советский Союз и США. В наше время имена «негласных» героев эпохи космонавтики оглашены, хоть отнюдь не все тайны были рассекречены до конца.

Про секретность и соревнования за то, кто же возглавит Вселенную рассказывают многие выставочные работы музея. К примеру, знаменитый «Янтарь-2К» – спутниковое устройство, предназначенное для фоторазведки. Внимание посетителей выставочного центра привлекает подобная почтовому ящику деталь, которую разместили на одном из боков «фоторазведчика». Предназначение действительно схожее с почтовым ящиком – это особый отсек где и оказываются полученные данные. В ракете было установлено детонирующий прибор. Благодаря последнему важная информация не могла дойти к вражеским силам. Впечатляет и масса разведчика – 630 кг.
Кроме образцов суден на экспозиции есть и «Буран» – реплика СССР на американский «Шаттл». Однако, в техническом плане «Буран» был лучше, потому что перегонял звездолеты из штатов. Он по праву побил рекорд Гиннесса, поскольку имел компьютерное управление, а не ручное. В эру обезоруживания и смирения проект «Энергия-Буран» закрыли, а единый корабль, который побывал в космосе уничтожили в 2002 году.

Минобороны РФ, по поручению создало «Буран» в 1999 г. преподнесло в подарок на День рождения Центрального специализированного конструкторского бюро и Дмитрия Козлова космолет-носитель «Союз-У», что стал не лишь основным предметом музея, но и еще одной эмблемой города. Выигрышное положение «Самары космической» и космолета позволяет разглядеть корабль издали.

Музей Самара космическая на карте

Музей «От вагона до перрона»

«От вагона до перрона» - музей с таким названием открылся в Самаре 19 апреля 2017 года. Расположился он в пассажирском вагонном депо «Самара». Целью проекта является привлечение внимание горожан к профессиям железнодорожников, изучение железной дороги «изнутри».

Музей фотографии «Фото-история»

Самарец Николай Страшнов, вместе с другими местными энтузиастами-фотохудожниками организовали музей фотографии. Их усилиями были собраны различные артефакты прошлых лет, способные рассказать о былом времени фотоискусства. На базе Самарского музея фотографии был организован клуб, целью которого стало проведение встреч и мастер-классов на фотографическую тематику.

Самара

Самарские врачи предупреждают о тяжелых последствиях травм ныряльщиков

Каждый год в нейрохирургические отделения больниц Самарской области поступают около 30 пациентов с травмами шейного отдела позвоночника, полученными во время ныряния в воду на мелководье. Причем травмы получают как в оборудованных, так и не оборудованных местах для купания.

Погода

Народные приметы

Ольга Страдница. Народные приметы на 24 июля

Страдницей Ольгу прозвали за то, что ее именины на Руси приходились на самый разгар полевых работ. В это время в поля и луга выходили всей деревней: кто занимался жатвой, кто заготовкой сена; детей отправляли в лес - по грибы и по ягоды. «И дряхлым старикам не пора кряхтеть, надобно о хлебе радеть», - говорили наши предки.

Читать далее »