Главная / Места Самары / Станция метро «Российская»

Станция метро «Российская»

Станцию «Российскую» можно назвать особенной. Среди прочих станций самарского метрополитена она отличается наличием сразу двух платформ. Кроме того, пути в ней проходят к самому центру станционного зала.

Интересным является тот факт, что по первоначальному проекту станция должна была быть короче на целых 50 метров. Такое вынужденное удлинение станции делает ее еще и самой длинной в метро Самары.

Долгих пятнадцать лет инженерам, проходчикам и строителям потребовалось для того чтобы достроить эту станцию и запустить ее в эксплуатацию. Как это часто бывает, основной причиной такого длительного строительства послужила катастрофическая нехватка денег. Кроме того, что ее долго строили, возникали проблемы и с запуском ее в эксплуатацию. По разным причинам открытие станции переносилось три раза. Так, вместо того чтоб открыть свои двери для пассажиров еще в 2005 году, станция заработала в конце 2007 года и то с одним работающим вестибюлем.

Отход от первоначального проекта наблюдался и в названии станции. Так, вместо «Российской» она должна была носить название «Проспект Ленина». За реализацию и разработку архитектурных решений на этой станции взялся А.Т. Ким. К сожалению, мир не смог увидеть реализации проекта этого великого архитектора. По задумке, станция должна была иметь вид «острова», белоснежный свод и мраморные колонны, которые должны были поддерживать это строение. Пол предполагалось выложить в шахматных тонах.

Реализовать этот проект не получилось по причине необходимости увязывания станции с тоннельным участком под проспектом Ленина, который был воздвигнут еще в начале 80-х. Тогда пришлось делать станцию по специальному проекту, а не по типовому как предлагал А.Т. Ким. Дело в том, что предложенный архитектурный проект, с учетом увязывания тоннелей, мог нести опасность для состава метро при поворотах. Тогда разработкой нового архитектурного проекта занялись Н. Савосина и Н. Соснина.

Подготовительные работы по возведению станции (оборудование строительной площадки, эвакуация изживших коммуникаций и т.д.) начались еще в 1992 году. С учетом отсутствия финансирования стройку, начиная с 1993 года пришлось заморозить в плоть до 2002 года.

В 2002 году возведение этой станции было положено на ЗАО «Волгатрансстрой-метро». Эта фирма прекрасно себя показала при возведении «Московской» станции. Для полного строительства станции понадобилось 3 года. Затем было несколько неудачных запусков и, как вы уже знаете, в декабре 2007 года первый пассажир отправился уже с этой станции.

Новые архитекторы проекта станции полностью отошли от первоначального виденья. Было принято решение всю станцию оформить в красно-белых тонах. Именно расцветка в оформлении будущей станции и повлияла на выбор отделочного материала (красный гранит и мрамор). Все стены станции были украшены специальными арками. По идее Савосиной и Сосниной в этих арках должны были расположиться красивые стеклянные витражи с изображением Самарских монастырей, но, снова не хватило финансирования. Поэтому, было принято решение про использование вместо витражей алюкобонда.

Не удалось, и реализовать идею с алюминиевыми рамками с подсветкой. По проекту станция должна была получиться неким подобием галереи искусств, но, этому не суждено было статься, так как весь вопрос, в очередной раз, уперся в отсутствие должного финансирования.

В связи с экономией на различных аспектах в реализации архитектурной идеи и возведение самой станции, руководство России (счетная палата) признала это строительство самым экономным в стране. Несмотря на такую экономию, станция получилась достойной и по сей день, великолепно выполняет свои основные функции.

Конечно, длительный срок возведения станции (15 лет) сильно усложнил процесс для работы ЗАО «Волгатрансстрой-метро». Например, первый вестибюль успел сильно обветшать, так как почти десять лет находился без должного ухода. Кроме того, на месте станции были построены дополнительные сооружения. Тогда, перед проектировщикам встал вопрос: сносить все и строить заново либо просто удлинить станцию, укрепив ее дополнительными стенами. Вы уже знаете, что был выбран второй вариант, и станция была удлинена на 50 метров, что и сделало ее самой длинной в самарском метрополитене. Несмотря на такую длину, дополнительные 50 метров станции пассажиры смогут увидеть не скоро, так как пока этот участок заблокирован. Попасть туда можно будет только после открытия второго вестибюля.

По предварительным расчетам, ввод еще одного вестибюля в эксплуатацию позволит увеличить прием пассажиров на 17%, если говорить про общегородские масштабы, то этот процент возрастет на 8%.

Турникеты со стеклянными створками и камера съездов, расположенная перед входом на станцию, сейчас являются визитной карточкой «Российской».

Другие места Самары

Станция метро «Кировская»

Проспект Кирова под своим грунтом расположил одноименную проспекту станцию. Сама «Кировская» имеет два вестибюля, хотя станция одностворчатая. Вместо уже привычных для Самарского метро лестниц для передвижения пассажиров здесь использованы два эскалатора. Один из вестибюлей станции имеет наземное строение.

Станция метро «Безымянка»

Станция «Безымянка» граничит с «Победой», а расположилась она под улицей Победы. Для выхода на улицу используются подземные переходы, для непосредственного перемещения по станции приспособлены две удобные лестницы. Открытие станции состоялось 26 декабря 1987-го. Состоит «Безымянка» из двух действующих ныне вестибюлей.

Особняк Наумова

Александр Наумов в начале 20-го века был предводителем дворянства. С 1915 по 1916 годов Наумов выступал как министр земледелия всей Российской империей. Несмотря на свои регалии и должности, которые занимал этот дворянин, для жителей Самары он запомнился как владелец самого красивого во всем городе особняка.